На западном склоне Урала, в горно-лесной зоне на границе Башкирии и Челябинской области, начиная с 1999 г., проводит исследования пещерных памятников Южно-Уральская археологическая экспедиция МГУ.
Основные работы проводятся в бассейне рек Ай и Юрюзань. В пещере Сикияз-Тамак I (зал №8) в культурном слое позднего палеолита, помимо большого количества костей животных и древесного угля (сосны, лиственницы, можжевельника, березы), костей и чешуи рыб, скорлупы птичьих яиц, был обнаружен кремневый наконечник стрелы – один из наиболее древних в регионе. Бесценными находками стали два целых черепа пещерных медведей. Благодаря новейшему оборудованию, установленному на кафедре археологии, удалось выявить и зафиксировать следы росписи, сделанной охрой красного цвета, на одном из медвежьих черепов. Следует особенно подчеркнуть отсутствие следов охры в культурном слое. После проведения серии анализов участков естественной окрашенности на различных костях животных из пещерных отложений, удалось подтвердить искусственное происхождение пигмента красного цвета (охры) на черепе.
В верхнем зале пещеры Сикияз-Тамак X была обнаружена кратковременная стоянка ледникового периода, где охотники лакомились мясом, разделывая очень крупную особь северного оленя с помощью ножа, изготовленного из осколка горного хрусталя. А в нижнем – привходовом – гроте пещеры (на той же глубине, что и "хрустальный" нож рядом с черепом северного оленя в верхнем зале) был найден отколовшийся от стены пещеры небольшой фрагмент известняка, поверхность которого частично покрыта красной охрой.
Подобные находки редки и представляют собой остатки красочных изображений, некогда украшавших стены пещер. С течением времени под влиянием неблагоприятных природно-климатических факторов значительная часть рисунков исчезла. И лишь малая часть росписей, надежно законсервированная в толще глинистых отложений, сохранилась, оставшись на поверхности вывалившегося из стены камня.
В результате серии анализов, проведенных на кафедре археологии исторического факультета и других факультетах МГУ, была раскрыта рецептура изготовления красок ледникового периода, использовавшаяся палеолитическими художниками в Сикияз-Тамаке.
Таким образом, выявлена новая пещера на Южном Урале, стены которой были в эпоху верхнего палеолита покрыты красочными рисунками. Однако известные образцы монументального искусства на Южном Урале расположены в глубине пещер (Капова, Игнатиевская), тогда как палеолитические настенные росписи в Сикияз-Тамаке X были расположены у входа – на поверхности, освещаемой дневным светом. Данный факт впервые выявлен для очага Южно-Уральского палеолитического искусства и представляет собой новый этап в изучении пещерных памятников региона.
Впервые в истории отечественной археологии были отобраны и сейчас детально изучаются десятки образцов естественных пигментов красного цвета (образующихся на потолках и стенах пещер) и красной охры, использовавшейся на Южном Урале в качестве краски на протяжении различных исторических периодов – от палеолита до эпохи палеометаллов. В процессе исследования пещерных и наскальных образцов первобытного искусства Южного Урала (из пещер Сикияз-Тамакского комплекса, Игнатиевской, Серпиевской 2, Бурановской и писаниц р. Ай, Юрюзань), с помощью установленного на кафедре оборудования и при взаимодействии со специалистами других факультетов МГУ, впервые в отечественной науке анализируются настолько большие серии образцов красок каменного века и определяются рецептуры их изготовления.
Самой знаменитой областью распространения пещерного творчества ледниковой эпохи в Европе является Франко-Кантабрийский очаг палеолитического искусства. Всемирно известные образцы пещерного искусства Западной Европы находятся на расстоянии более 4 тыс. км от, в основе своей, удивительно похожих настенных росписей пещер Южного Урала. Данные, полученные в результате изучения состава красок из уральских пещер, будет возможно сравнить с рецептами приготовления пигментов из Франко-Кантабрийской области, что позволит абсолютно по-новому взглянуть на генетические связи двух очагов палеолитического пещерного искусства Европы, а также проследить общие черты в использовании пещер после голоценовой катастрофы вплоть до эпохи палеометаллов.