Научные публикации
Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации
Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.
Как вышло, что в начале ХX века в музеях выставлялась в основном живопись, скульптура и графика, а к концу столетия мы обнаруживаем там масштабные инсталляции, созданные из мусора, хрупких и нехудожественных материалов, произведения зрелищные, иногда непонятные для зрителя, а порой и раздражающие его? Хотя сегодня инсталляции встречаются почти на любой выставке и биеннале современного искусства, на Западе их история начиналась в маргинальных альтернативных галереях, а в СССР – в художественном подполье и мастерских нонконформистов. В своей книге Светлана Макеева рассказывает о становлении этого жанра и заодно касается ключевых вопросов, по поводу которых художественные критики и теоретики вели и продолжают вести жаркие споры. Где проходит граница между искусством и не-искусством? В какой момент на смену модернизму приходит постмодернизм? Есть ли будущее у живописи? В основу книги положен обширный архивный материал, а также интервью и комментарии, взятые у неофициальных художников.
Серия "Очерки визуальности", в которой вышла эта книга – попытка новых способов говорения об искусстве в эпоху мультимедийных технологий и междисциплинарных практик. Столкновение методик, исследовательских стратегий, жанров и дискурсов, представленных в книгах серии, направлены на переосмысление как самой концепции культуры, так и науки о ней. В 2016 году серия была отмечена призом "The Art Newspaper Russia" в номинации "Книга года".
В сборнике публикуются статьи по материалам докладов, прозвучавших на научной конференции "Fabrica mundi: иллюстрирование научных идей в античности, средневековье и Новое время", которая была проведена в феврале 2020 года кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета Московского университета. В центре внимания авторов находятся изображения технических изобретений в книжной миниатюре и гравюре от средневековья до конца XVIII века, иллюстрации к научным сочинениям и практическим руководствам по архитектуре, инженерии, геометрии, медицине и ветеринарии, палеонтологии, ботанике, кулинарии, рисунки к путевым запискам путешественников. Некоторые памятники, представленные в статьях, публикуются впервые. Издание адресовано историкам искусства и культуры, историкам науки, специалистам по интеллектуальной истории и всем интересующимся.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 211. Серия II: Исторические исследования, 142).
В сборнике объединены статьи, подготовленные по материалам ежегодной научной конференции, посвященной памяти выдающегося историка искусства, профессора В.Н. Лазарева (1897 -1976) в 2010 году, а также несколько докладов, прозвучавших на конференциях 2014-2016 годов. Книга собрала яркий коллектив авторов, среди которых – представители нескольких поколений исследователей, ведущие специалисты в области истории древнерусского и византийского искусства и истории классического искусства Запада: преподаватели Московского государственного университета, сотрудники научных, учебных, музейных и реставрационных центров, зарубежных университетов и фондов. В статьях характеризуются актуальные проблемы современной истории искусства, приводятся новые сведения об известных памятниках и публикуются новооткрытые произведения. Книга рассчитана на историков искусства и культуры, историков, студентов гуманитарных вузов, всех интересующихся проблемами византийского и древнерусского искусства, европейского искусства средневековья, Возрождения и Нового времени.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 200. Серия II: Исторические исследования, 131).
Книга представляет собой коллективную работу, посвященную истории изучения искусства древнего мира в стенах Московского университета и преподавания таких "классических" его разделов, как искусство древнего Востока и греко-римской античности. Это попытка осмыслить опыт "московской школы" и университетской науки в контексте своего времени и одновременно взглянуть на него с определенной дистанции, с позиций современной гуманитарной науки. В центре внимания оказываются университетские педагоги: Карл Карлович Гёрц, Иван Владимирович Цветаев, Владимир Константинович Мальмберг, Борис Робертович Виппер, Всеволод Владимирович Павлов, Владимир Дмитриевич Блаватский, Николай Иванович Брунов. Рассматриваются их теоретические взгляды, исследовательские и общественные позиции, личные качества. Монография адресована специалистам-искусствоведам, антиковедам и всем интересующимся интеллектуальной жизнью Московского университета в XIX–XX веках.
Книга посвящается светлой памяти Ивана Ивановича Тучкова (1956–2018) и издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 195. Серия II: Исторические исследования, 130).
В сборнике публикуются доклады, прочитанные в феврале 2013 г. на конференции, посвященной памяти выдающегося историка искусства, профессора В.Н. Лазарева (1897–1976). В соответствии с его научными интересами, статьи касаются искусства Византии, Древней Руси, Италии и других западноевропей-ских стран. Авторы статей – преподаватели и аспиранты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, сотрудники других научных, учебных, музейных и реставрационных учреждений, зарубежных университетов и фондов. В статьях характеризуются актуальные проблемы современной истории искусства, приводятся новые сведения об известных памятниках и публикуются новооткрытые произведения. Книга рассчитана на студентов гуманитарных вузов, историков, историков культуры и искусства, всех интересующихся пробле-мами византийского и древнерусского искусства, европейского искусства эпохи Возрождения и Нового времени.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 146. Серия II: Исторические исследования, 86).
Сборник статей приурочен к 80-летию замечательного историка искусства, ученого-антиковеда и педагога, профессора кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ Наталии Михайловны Никулиной. Широта знаний и эрудиция Наталии Михайловны, её способность обращаться основательно и глубоко к художественным культурам разных регионов и эпох, а также к искусству разных форм, нашли отражение в посвященном ей сборнике. Значительное внимание в нём уделено рецепции искусства древности, разнообразным вариантам подражания, цитирования и интеграции античной художественной культуры в другие эпохи. Сборник адресован специалистам-искусствоведам, археологам, историкам и всем интересующимся историей мировой культуры.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 139. Серия II: Исторические исследования, 82).
Всеобщая история искусств, Античность Серия: "Труды исторического факультета МГУ" ISBN
В сборнике представлены материалы конференции "Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков", которая прошла на историческом факультете МГУ в марте 2017 года. В ряде статей на русском и английском языках раскрывается специфика художественной жизни северо-греческого региона на протяжении более чем полутора тысячелетий. Исследователи обращаются к искусству Македонии эпохи Аргеадов и Антигонидов, римской провинции Македония, и, наконец, к средневековым художественным центрам – Фессалонике и городам Эпира.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 109. Серия II: Исторические исследования, 61).
Сборник приурочен к 60-летию декана исторического факультета МГУ, доктора искусствоведения, профессора Ивана Ивановича Тучкова, известного российского ученого, специалиста по истории итальянского искусства эпохи Возрождения и Древнего Рима. В него вошли статьи видных историков и искусствоведов – коллег И.И.Тучкова по университету, его друзей, сотрудников крупнейших отечественных музеев и научно-исследовательских институтов, а также его учеников по кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ, которой он руководит с 2007 года. Тематика статей охватывает широкий круг проблем отечественной и зарубежной культуры и раскрывает три основополагающих сюжета науки об искусстве. Это история ключевых терминов и понятий в истории искусства; историческая судьба отдельного художественного памятника и его историография, которая подчас становится иллюстрацией истории дисциплины в целом; наконец, аллегорическая репрезентация государственной власти и личности заказчика, его увлечений и вкусов, в памятниках дворцовой и загородной архитектуры, живописи, садово-паркового и интерьерного искусства от древности до Нового времени – проблема, которую много и успешно исследует сам И.И. Тучков. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами мировой и отечественной художественной культуры.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 89. Серия II: Исторические исследования, 45).
В сборник вошли доклады, прочитанные в феврале 2012 года на конференции, посвященной памяти выдающегося историка искусства, профессора В.Н. Лазарева (1897–1976). В соответствии с его научными интересами, статьи касаются искусства Византии, Древней Руси, Италии и других западноевропейских стран. Их авторы – преподаватели и аспиранты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, сотрудники других научных, музейных и реставрационных учреждений, зарубежных университетов. В статьях характеризуются актуальные проблемы истории искусства на современном этапе, приводятся новые сведения, публикуются новооткрытые произведения.
Книга рассчитана на студентов гуманитарных вузов, историков, историков культуры и искусства, всех, интересующихся проблемами византийского и древнерусского искусства, европейского искусства эпохи Возрождения и Нового времени.
Эта книга – первая в серии "Теория истории искусства" – посвящена анализу теоретических позиций одного из самых влиятельных историков и теоретиков искусства XX века – Ханса Зедльмайера (1896–1984). Характерное сочетание радикализма методологических постулатов и твердости христианских убеждений позволяло ему видеть в истории искусства "историю культа". Набор "символов и симптомов", описывающих предстояние человеческого духа и Небу, и аду, подвергается в текстах Зедльмайера интерпретации, понятой как акт исцеляющей терапии.
Книга включает в себя очерк жизни и творчества Зедльмайера, его полную биографию и снабжена иллюстративным рядом.
Для всех, интересующихся культурой и искусством Возрождения.
Отражение научной деятельности сотрудников кафедры в системе "Истина"
Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ