Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

История искусства древности в Московском университете. Имена и традиции / Под ред. Т.П.Кишбали, А.А.Корзун, М.А.Лопуховой; отв. ред. Н.А.Налимова. – М.: "КДУ", 2021. – 192 с., цв. ил.

подробная информация

Книга представляет собой коллективную работу, посвященную истории изучения искусства древнего мира в стенах Московского университета и преподавания таких "классических" его разделов, как искусство древнего Востока и греко-римской античности. Это попытка осмыслить опыт "московской школы" и университетской науки в контексте своего времени и одновременно взглянуть на него с определенной дистанции, с позиций современной гуманитарной науки. В центре внимания оказываются университетские педагоги: Карл Карлович Гёрц, Иван Владимирович Цветаев, Владимир Константинович Мальмберг, Борис Робертович Виппер, Всеволод Владимирович Павлов, Владимир Дмитриевич Блаватский, Николай Иванович Брунов. Рассматриваются их теоретические взгляды, исследовательские и общественные позиции, личные качества. Монография адресована специалистам-искусствоведам, антиковедам и всем интересующимся интеллектуальной жизнью Московского университета в XIX–XX веках.

Книга посвящается светлой памяти Ивана Ивановича Тучкова (1956–2018) и издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 195. Серия II: Исторические исследования, 130).


Ванеян С.С. Гомбрих, или Наука и иллюзия. Очерки текстуальной прагматики. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. 304 с.

подробная информация
Книга представляет собой собрание эссе на тему насущных проблем истории искусства как практики возобновления смысла применительно к визуальной реальности прошлого. Ориентиром в этом начинании служит предельно монументальная фигура Эрнста Гомбриха — историка, но прежде всего теоретика истории искусства, достигшего в своей научной дискурсивности уровня подлинного творчества и обнажившего перформативные корни научного знания как такового. В лице Гомбриха и в сюжетах его взаимоотношений с иными личностями — Поппером, Варбургом, Панофским, Митчеллом, Прециози, Виндом и многими другими — обнаруживаются и сущностные аспекты науки как межличностной коммуникации внутри и по краям разнообразных концептуальных контекстов, что дает  специфические иллюзорные эффекты, родственные эффектам достоверности, на которые, как обычно считается, способны лишь изобразительные искусства. Книга будет полезна специалистам в области эстетики, психологии и философии, а равно и всем, интересующимся искусством и его интерпретацией.

Дажина В.Д. «Великая война» (1914–1918) и судьбы европейского искусства. М.: БуксМАрт, 2014. — 228 с.

подробная информация
В книге впервые в отечественной историографии рассмотрено искусство эпохи Первой мировой войны в широком культурно-историческом контексте. Подробно проанализировав основные стили и направления в предвоенном искусстве, включающем эксперименты авангарда, прежде всего таких его практик, как фовизм, кубизм, футуризм и экспрессионизм, автор первый раз в столь полном объеме представляет историю европейского искусства военного времени. Здесь рассмотрено творчество художников-фронтовиков и официальных военных художников воюющих стран: Англии, Франции, Италии, Германии и Австрии – англичан К.Р.Невинсона, П.У.Льюиса, П.Нэша, С.Спенсера, французов Ф.Леже, П.Пикассо, М.Дени, Ф.Валлотона, А.Маре, немцев М.Бекмана, О.Дикса, Л.Кирхнера, австрийцев Э.Шиле и А.Эггер-Линца и многих других. В книгу включен большой материал по центрам интеллектуальной эмиграции в США и Швейцарии, в ней затронуты проблемы возникновения такого контркультурного движения, как дадаизм. В этом контексте рассмотрено творчество М.Дюшана, Ф.Пикабиа, Мэн Рея, Т.Тцара, М.Эрнста, Г. Арпа и др. Особое внимание уделено берлинской группе дадаистов. В заключение автор на основе анализа творчества ведущих мастеров дает характеристику стилей и направлений послевоенного искусства. Книга содержит большое количество иллюстраций и краткие биографии художников-участников войны.

Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-пресс, 2013. – 460 с., 406 ил.

подробная информация
Книга представляет собой итог многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора – одного из ведущих российских византинистов, профессора МГУ имени М.В.Ломоносова, доктора искусствоведения О.С. Поповой. В книге прослеживается многовековая история стиля византийского искусства, получившая воплощение в архитектуре храмов, в их мозаиках и фресках, в иконах и миниатюрах рукописных книг. Стилистические особенности рассматриваются при этом как символическое выражение смысла образов византийского искусства, сформированного христианским миросозерцанием и традициями античной культуры. Это наследие стало той основой, на которой выросла художественная культура Древней Руси и других православных стран. В этом богато иллюстрированном научном издании история византийского искусства излагается в форме, доступной не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей. В 2015 г. книга «Пути византийского искусства» была удостоена Макарьевской премии первой степени в номинации «История православных стран и народов».

Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века. - Москва: Гамма-пресс, 2012. - 468 с., 384 ил.

подробная информация
Книга посвящена византийской книжной миниатюре времени ее наивысшего расцвета. На примере нескольких десятков греческих рукописей, хранящихся как в российских, так и в зарубежных библиотеках и музеях, авторы рассматривают развитие стиля и образного содержания византийского искусства второй половины X – начала XII века. Это развитие явилось результатом  сложных духовных процессов, происходивших в византийском обществе. На него влияли и такие факторы как связь искусства с богослужением, творческая индивидуальность художников, условия сотрудничества писцов, миниатюристов  и хрисографов. В книге воспроизведены и проанализированы миниатюры иллюстрированных рукописей, многие из которых никогда не публиковались; для некоторых в ходе исследовательской работы были уточнены время и место создания, доля участия разных художников в их украшении.

Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 832 с.

подробная информация
Впервые в науке об искусстве предпринимается попытка систематического анализа проблем интерпретации сакрального зодчества. В рамках общей герменевтики архитектуры выделяется иконографический подход и выявляются его основные варианты, представленные именами Й.Зауэра (символика Дома Божия), Э.Маля (архитектура как иероглиф священного), Р.Краутхаймера (собственно – иконнография архитектурных архетипов), А.Грабара (архитектура как система семантических полей), Ф.-В.Дайхманна (символизм архитектуры как археологической предметности) и Ст.Синдинг-Ларсена (семантика литургического пространства). Признаются несомненные ограничения иконографии, заставляющие продолжать поиски иных приемов описания и толкования архитектурно-литургического целого - храмового тела, понимаемого и как "тело символа", как форма и средство теофании. В обширных приложениях представлен в том числе и обзор отечественного опыта архитектурной иконографии

Тучков И.И. Виллы Рима эпохи Возрождения как образная система: иконология и риторика. М.: Издательство МГУ, 2007.

подробная информация
Автор рассматривает проблемы, связанные с анализом идейного мира ренессансной виллы и его художественной интерпретации. На примере неповторимых загородных резиденций Вечного города и его ближайших окрестностей XVI столетия показаны индивидуальность художественного решения и программы декорации римских вилл, образный строй и претворение идеалов сельской жизни, влияние классической традиции и особенности воздействия итальянской виллы эпохи Возрождения на последующую европейскую практику создания сельских усадеб.


[1 - 7 из 10]
Страницы:

Тематики каталога

Вы можете выбрать интересующую тематику, нажав на соответствующее ключевое слово, расположенное в списке ниже или рядом с обложкой публикации. После установки фильтра будут показаны только ключевые слова, связанные с выбранным.

Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.