Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Лекции, семинарские занятия, коллоквиумы, сессии.

Наши лекции и семинары – это основа классического гуманитарного образования, которым мы так гордимся. У каждого типа занятия есть свои особенности.

Согласно Уставу МГУ, посещение лекций является обязательным для студентов. Однако на практике это правило соблюдается не всегда. Но следует помнить, что некоторые преподаватели ведут списки студентов и требуют посещения всех своих лекций. Если студент побывал на всех занятиях, это может помочь ему на экзамене.

подробнее  

Лекции - самый привычный и «почтенный» тип занятия на истфаке. Лекции для всего курса, например, по истории России или всеобщей истории, читаются в самых больших − «поточных» − аудиториях, которые расположены в крыле «Д» на первом этаже Шуваловского корпуса.

Читать лекции здесь – почетное занятие для любого преподавателя. Наиболее важные курсы часто читаются почетными профессорами МГУ, заведующими кафедр. Например, часть курса истории России до начала XIX века читает Н.С. Борисов, а часть курса истории Средних веков – С.П. Карпов. Все основные лекции читаются одними и теми же преподавателями в течение многих лет, что позволяет преподавателям из года в год совершенствовать материал своего курса.

Проучившись некоторое время на истфаке, студент побывает на самых разных лекциях. На каких-то будет очень шумно, на других – очень тихо, где-то будет сидеть сто студентов, а где-то – пятнадцать. Некоторые лекционные курсы будут следовать материалу учебника (ведь часто факультетские учебники написаны тем же коллективом, который читает лекции), а некоторые будут авторскими и не похожими ни на одно пособие.


Семинары – это занятия, ориентированные на развитие практических навыков студента. В случае студентов-историков это, конечно же, работа с источниками. Семинар преподалагет прямое общение группы и преподавателя, совместное обсуждение поставленных вопросов и дискуссию.

подробнее  

Базовые семинары, которые посещает каждый будущий бакалавр – это семинары по истории России (с первого по третий курс включительно) и по всеобщей истории (с первого курса по четвертый включительно). Каждая группа получает своего преподавателя, который будет заниматься с ней целый год.

Первая половина годового семинара посвящена изучению источников и историографии соответствующего периода. Например, в первом семестре студенты-первокурсники анализируют Русскую Правду и Песнь о Гильгамеше, читают труды Рыбакова, Дьяконова и других выдающихся ученых. Благодаря этому мы получаем представление о самых разных периодах мировой истории, что помогает выбрать будущую специализацию (кафедру).

Вторая половина годового семинара посвящена написанию и защите доклада. До того, как программа бакалавриата сменила специалитет, на факультете писали курсовые работы по русской или всеобщей истории (по выбору студента). Теперь каждый год студент обязан написать и защитить по одному докладу в каждом семинаре.

Доклад – это, пускай небольшая (20-40 страниц), первая научная работа студента. Всем будущим историкам нужно научиться не просто анализировать источник, но делать определенные выводы на основе этого анализа, грамотно их описывать, правильно оформлять результаты своего исследования, работать с литературой по теме. Более конкретные требования к докладу зависят от конкретного преподавателя. Некоторые предоставляют и тему доклада и список литературы, а некоторые требуют, чтобы студент все нашел сам. Но главное – все наши преподаватели готовы помочь студенту сделать первый шаг в науке и довести работу до совершенства. Если студент этого хочет, конечно!

Кульминационный момент семинара – это защита доклада. На это обычно уходит целое занятие. 10-15 минут студент представляет результаты своего исследования, потом отвечает на вопросы. Обязательно выступают его оппоненты (их назначает преподаватель из числа студентов группы) и следует дискуссия – так мы учимся конструктивной критике.

Обычно посещению семинаров уделяется больше внимания, чем посещению лекций. В небольших группах гораздо легче контролировать прогульщиков, да и восполнить пропущенные занятия сложнее – здесь нельзя отделаться одалживанием конспектов. Многие преподаватели требуют устно или письменно сдавать им каждую пропущенную тему – или писать рецензию, если была пропущена защита чужого доклада. Регулярно пропуская занятия и легкомысленно относясь к написанию доклада, студент серьезно рискует получит незачет в семинаре. Это значит, что его не допустят к сдаче соответствующего экзамена (иными словами, незачет по истории России XIX века приведет к автоматической пересдаче по экзамену по истории России XIX века).

Семинары были и остаются основой образования на нашем факультете. Из всех семинаров, которые студент посещает, часто складывается впечатление о всем периоде обучения. Это и память о преподавателях, и о других студентах из родной группы, и о неделях упорного труда в библиотеке.


Слово коллоквиум происходит от латинского colloqium и означает «беседа». На историческом факультете так называется способ промежуточной оценки знаний студента. Так можно еще до сессии понять, насколько хорошо учащиеся усваивают материал курса.

подробнее  

Такие проверки проходят не по всем предметам, но все равно остаются важной частью учебного процесса, особенно на первом курсе. Коллоквиумы помогают студенту подготовится к экзамену и потренироваться устно отвечать преподавателю – своеобразная репетиция настоящего экзамена.

Коллоквиум по археологии

Этот коллоквиум студенты сдают на первом курсе (в ноябре). В один из назначенных дней учащиеся приходят на кафедру, чтобы устно ответить на два вопроса – один по каменному веку, другой по бронзовому веку. После десяти минут на подготовку каждый отвечает преподавателю или аспиранту. При этом “камень” сдается в одной аудитории, а “бронза” – в другой. В итоге студент уходит с двумя оценками.

Бывает и так, что нерадивые первокурсники получают одну или даже две двойки за коллоквиум. Это означает, что на экзамене по археологии в зимнюю сессию они получат дополнительный вопрос по соответствующему периоду.

Коллоквиум по этнологиии

Этот коллоквиум обычно сдается в то же время, что и археология – иногда на одной неделе. Точно так же студенты приходят на кафедру и получают вопрос (только один, это может быть вопрос по теории этнологии или по конкретному региону), а после подготовки отвечают преподавателю или аспиранту.

Полученная оценка не влияет на результат экзамена, но к нему гораздо проще готовиться, если студент уже готовил те же вопросы к коллоквиуму.

Коллоквиум по истории южных и западных славяни

Этот коллоквиум сдают студенты второго курса в весеннем семестре. Традиционно принимают этот коллоквиум преподаватели, которые читают лекции. Он сдается всем курсом в один день. Вместо вопросов студенты получают десять понятий, названий или имен, и им нужно кратко описать, что это такое. Например: девширме, Чипровецкое восстание, Казимир Ягеллончик. За каждый ответ можно получить от 0 до 1 балла, а за весь коллокивум – от 0 до 10 баллов.

Если студент хорошо написал коллоквиум, это должно помочь ему на экзамене. Но если коллоквиум написан плохо или вовсе не написан, это не значит, что “отлично” получить нельзя.

Другие коллоквиумы

В процессе обучения на историческом факультете студенты иногда сдают и другие коллоквиумы. Например, некоторые предподаватели семинаров любят проводить их в середине семестра. Например, на первом курсе некоторые группы сдают основные факты о древних языках Передней Азии, а на втором – хронологию Средних веков.

В любом случае, это не то событие в жизни студента, которого стоит бояться, как это часто делают первокурсники. Надо помнить, что коллоквиумы не определяют судьбу, а только помогают освоить большое количество материала до начала сессии.


Сессий в МГУ всего две: зимняя и летняя. Всегда сначала сдаются зачеты (в конце декабря и конце мая), а потом – экзамены (январь и июнь). Если ты сдал все зачеты (или хотя бы большую часть), то инспектор проставляет тебе допуск к экзаменам, а если нет, придется ждать следующего семестра.

подробнее  

В отличие от зачетов, практически все экзамены на факультете сдаются устно (исключение – экзамен по исторической информатике на втором курсе). Это значит, что в назначенный день ты приходишь и отвечаешь экзаменационный материал преподавателю по билетам. Иногда студенты тянут билеты, иногда экзаменатор сам их распределяет. Так или иначе, тебе дается время на подготовку, после которой ты должен быть готов представить свои знания по предмету во всем их многообразии и великолепии.

К некоторым экзаменам требуется прочитать дополнительную литературу – одну-две монографии, обычно из особо составленного списка. Иногда это просто формальность, а иногда – фактор, определяющий оценку. Кстати, их проставляют по пятибалльной шкале, а в зачетке оценка всегда будет написана словом («Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»).

От того, какие оценки ты получаешь, зависит размер стипендии на будущий семестр, а так же цвет диплома (красный или зеленый). Если ты учишься на четверки и пятерки, все будет в порядке. Конечно, некоторые преподаватели любят объяснять, что тройка – это тоже хорошая оценка. В конце концов, «Удовлетворительно» - это же не «Плохо»! Сойдет. Если ты не согласен с этим, всегда можно побороться за четверку или попросить пересдачу. Это значит, что сейчас ты не получишь никакой оценки, а в следующем семестре придешь сдавать заново.

Что делать, если тройки все-таки появились в зачетке, а в диплом их переносить стыдно? Ты можешь пересдать не более трех экзаменов (по своему выбору) на четвертом курсе, до декабря. При этом пересдавать можно не только тройки, но и четверки.

Информация