Новости дополнительного образования
23 апреля 2018 года на кафедре источниковедения исторического факультета МГУ состоялась презентация авторского сборника статей д.и.н., профессора Д.М.Володихина "Ремесло историка. Вольные историософские эссе", недавно вышедшего в издательстве "Анни Арт центр".
В книге собраны статьи и эссе автора, написанные в разные годы, имеющие историко-философскую, методологическую и, в большей степени, историософскую направленность. Сборник открывается вступительной статьей д.и.н. С.В.Алексеева "Кое-что об искусстве историка". Публикации сгруппированы в несколько тематических разделов.
Выходные данные:
Володихин Д.М. Ремесло историка. Вольные историософские эссе. — М.: ИПО "Радетель", "Анни Арт центр", 2018. — 376 с.
ISBN 978-5-9905867-2-7.
РЕМЕСЛО ИСТОРИКА
- Призрак третьей книги. (Методологический монизм и глобальная архаизация)
- Для кого пишет историк?
- Прекрасные миражи. О низвержении «священных» текстов и возвращении чистых имен
- "Перья на шляпах". Историческое просвещение и историческая беллетристика
- Броненосец "Унарелия"
- Искусство компромисса. Ремесло историка в сумерках высокой культуры
- Медленный взрыв империй
- Условие sine qua non... Цивилизация и традиция
- Цивилизационное акмэ России
- "Бесспорный политический талант". Личность Бориса Годунова под пером С.Ф.Платонова
- "Я стал светским апологетом…" Православие и теория пассионарности Л.Н.Гумилева
- Голос барственной фронды. К 220-летию со дня рождения П.Я.Чаадаева
- "Упрощающее средство всеобщего страха". Пророчества К.Н.Леонтьева о революции
- "Друг царей, верноподданный России". Похвала гению Н.М.Карамзина
- Порфироносная. "Третий Рим", "Второй Иерусалим" или "Дом Пречистой"?
- "Мысленный собор". Образ Москвы у славянофилов
- Блуждания между Киевом и Москвой
- Квартирный парадиз и древнее подземелье
Выступая перед собравшимися, Д.М.Володихин пояснил, что его книга родилась из обстоятельств современного кризиса идентификации в сообществе историков, остро поставившего проблему адресации их творчества. Прежде всего, из ответа на вопрос: "Для кого в наши дни работает историк?"
Для государства, которое, в большинстве случаев, оплачивает его деятельность? Но оно мало и редко интересуется результатами труда историка и еще реже ставит перед ним задачи на будущее.
Для своих коллег-специалистов? Но "узок их круг". Работая только на аудиторию профессионалов, как и он сам, историк-академист получает несколько десятков, в лучшем случае, несколько сотен читателей. Может ли в подобных условиях история сохранять репутацию "общественной дисциплины"? Сомнительно.
Очевидно, для современного историка-профессионала необходимо постоянно поддерживать диалог с образованным классом, то есть с обществом. Исторической науке наших дней явно не достаточно одного академического измерения, чтобы занимать достойное место в социуме. А для этого какой-то части профессионалов-ученых придется обрести навыки "социализированных историков", т.е. историков, постоянно работающих с запросами общества. Это потребует иного языка, иной методики создания текстов и овладения довольно сложным искусством компромисса, практикуя которое, историк должен ежедневно проходить между Сциллой и Харибдой: сохранять профессиональный идеал истины, и, в то же время, учитывать интересы заказчика. Это очень непросто. Но диалог с обществом дает настоящую аудиторию.
Итак, современность требует от историка быть не только порядочным профессионалом, отличным ремесленником. Для него уместно и достойно выходить в публичную сферу, занимать там территорию, традиционно принадлежащую его ремеслу, а заняв ее, проявлять верность идеалу истины. Следовательно, ему понадобятся бодрость, внимание и сила для поддержания должного уровня интеллектуальной резистентности.
дополнительного образования
Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ