Новости кафедры
9 апреля 2012 года на кафедре истории России до начала XIX века в рамках заседания научного семинара "Русь Средневековая" состоялся доклад к.и.н., доцента И.П.Кулаковой "«Человек пишущий» в изобразительной традиции допетровской Руси: символический план и реалии повседневности".
В докладе И.П.Кулаковой были проанализированы способы репрезентации "человека пишущего" в древнерусской изобразительной традиции вплоть до XVII в. (в техниках книжной миниатюры, иконы, мозаики, фрески, прикладного искусства). Было отмечено, что иконография "пишущего" в древнерусских изображениях XI – XV вв., сложившаяся на византийской основе, сводится практически к одному канону и нескольким персонажам (в подавляющем большинстве Евангелистам и отдельным отцам церкви).
На основании анализа более сотни визуальных образов были представлены варианты канонических изображений, воплощавших образ "человека пишущего". Техника письма навесу или на колене, характерная для писцов древности в античном мире и на Востоке, существовала и в Византии, откуда, видимо, перешла на Русь. По мнению И.П.Кулаковой, анализ древнерусских изображений (а также некоторых нарративных источников, обращающихся к теме письма, книги) позволяет говорить о книжном древнерусском письме не только как о технике, но как о религиозной по сути практике.
"Коленное" письмо - процесс работы писца над текстом, зафиксированный иконографией, - отражает момент мистического откровения, передачи "Слова", епифании. Таким образом можно выделить "коленное письмо" (согбенная поза, рука писца, которая играет особую символическую роль) как одну из ритуальных поз, зафиксированных в иконографии домонгольской Руси Эта иконографическая схема стала канонической и использовалась в изобразительной практике вплоть до XVII века включительно, постепенно затем дополняясь уже "вестернизированными" изображениями (использование стола при письме).
Развивая мысль о сакральном характере "книжного" письма в культуре Древней Руси, этикетности изображений и роли стереотипных жестов в системе языка древнерусской визуальности, И.П.Кулакова высказала предполжение, что средневековый стереотип "коленного письма" мог повлиять не только на иконографию, но сформировал традиционную технику коленного письма как бытовую практику – распространенную в монастырском, а позднее и светском обиходе (актуальность техники "коленного письма" в XVI - XVII вв. в приказной среде и в быту подтверждают не только изображения, но и редкие письменные свидетельства).
В обсуждении приняли участие д.и.н., профессор А.А.Горский, д.и.н., профессор Н.В.Козлова, к.и.н., доцент Л.Н.Вдовина, к.и.н., доцент А.В.Лаушкин, к.и.н. Т.А.Матасова, студенты, аспиранты.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|