Новости кафедры
15-16 марта 2018 года на историческом факультете МГУ прошла I Студенческая конференция по истории искусства, приуроченная к 160-летию преподавания и изучения истории искусства в Московском университете. Организованная силами студентов-искусствоведов, она была задумана как площадка, на которой молодые исследователи смогли бы представить и обсудить друг с другом и со старшими коллегами первые результаты самостоятельной научной работы.
Программой конференции была предусмотрена работа в девяти секциях, выступления в которых завершались обшей дискуссией. В обсуждении принимали участие докладчики, модераторы и эксперты – преподаватели кафедры истории отечественного искусства и всеобщей истории искусств исторического факультета.
Фотографии Виктории Васильевой
Секция "Художественная периферия" был посвящен проблеме "забытых художников", мастеров, чьи имена не вошли в "большую" историю искусства, и поставил вопрос о том, каким образом складывается магистральная линия развития искусства и в какой степени она влияет на художественную периферию.
В секции "Визуализация текста" докладчицы продемонстрировали различные подходы художников к литературному тексту, от его прямого иллюстрирования до творческого переосмысления философских сочинений (в данном случае – теоретических трудов русских космистов в творчестве Василия Николаевича Чекрыгина) и феномена графического романа первой четверти XX века.
В секции "Принципы изменения архитектурных форм" были рассмотрены проблемы трансляции и трансформации различных архитектурных моделей, от видоизменения французской готики на испанской почве до русского неоклассицизма и конструктивизма. Каждый из докладчиков, занимаясь сопоставлением архитектурных памятников между собой, в конечном счете, от поисков источников влияния переходил к анализу архетипических архитектурных форм. Так, например, угловой цилиндр клуба имени Зуева, помимо сравнений с угловыми ротондами в московских городских усадьбах XVIII века, предложенных Ю.Реушеновой, вызвал у экспертов ассоциации с романскими лестничными башнями, проектом небоскреба А.Лооса для Чикаго Трибьюн и "Образцовой фабрикой" В.Гропиуса и А.Мейера.
Вторая архитектурная секция "Архитектура во времени и пространстве" была посвящена пространству и времени – одних из наиболее сложных категорий для понимания архитектурных форм. В рамках блока были освещены литургические особенности ранней францисканской архитектуры, урбанистический дискурс во Франции эпохи Просвещения, проблема прототипов в советской архитектуре на примере главного павильона ВСХВ и оригинальное решение клуба Русакова Константина Мельникова. В неожиданном диалоге оказались центральная для урбанистического дискурса эпохи Просвещения проблема гигиены города и идеи авангардной архитектуры, которая пыталась решить проблемы, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Секция "Монументальное искусство" объединила сюжеты, далеко отстоящие друг от друга хронологически и тематически, но удивительно созвучные по проблематике: иллюзионистическую декорацию позднеантичных и раннехристианских интерьеров, монументальные росписи позднего кватроченто и истоки искусства инсталляции, просматривающиеся в художественных практиках рубежа XIX-XX веков. Соединение различных подходов, применяемых обычно для рассмотрения искусства столь отдаленных эпох, в рамках общей дискуссии, привело к неожиданным результатам – к оживленному обсуждению нюансов использования термина installation применительно к памятникам древности и попыткам проанализировать ансамбль росписей Страшного суда кисти Луки Синьорелли в терминах искусства инсталляции.
Секция "Традиционный язык в новом контексте", оказавшаяся одной из наиболее ярких, объединила доклады о примитиве и примитивизме во французском искусстве начала XX в., цветописи Ольги Розановой, "абстрактном сюрреализме" в западноевропейском и американском искусстве и послереволюционной палехской миниатюре. Помимо острых вопросов об уместности некоторых терминов и контекстуальных сравнений, невольно она спровоцировала и дискуссию, содержание которой было созвучно "юбилейной" проблематике конференции, – о проблемах и исторических закономерностях изучения отдельных периодов истории искусства, в частности русского авангарда, и сфер художественной культуры, в том числе прикладного искусства, в Московском университете.
Секция "Трансляция образа – закономерность или случайность?" объединял доклады, посвящённые трансформации существующих художественных моделей во времени и пространстве на примере скульптуры, книжной миниатюры, декоративно-прикладного искусства и кинематографа. Были затронуты проблемы приобщения венгерской культуры – на примере кодексов, изготовленных для короля Матяша I – и французского декоративного искусства – на примере тарелей, приписываемых Пьеру Реймону – к достижениям итальянского Ренессанса. Расширил хронологические рамки дискуссии доклад о влиянии греческого искусства, которое в античную эпоху также выступало образцом для европейских культур, на культовую пластику кельтов. Особенно острой и многогранной оказалась проблема влияния изобразительного искусства на иконографию отечественной мультипликации и кинематографа 1920-х годов.
Секция "Искусство и китч" обещала стать наиболее провокационной и объединила самых смелых докладчиков, обратившихся к сюжетам с неустоявшейся историографической традицией. Задумка организаторов удалась, и после выступления с докладами состоялась живая и, что не менее важно, строгая научная дискуссия. Эксперты отметили разностороннее освещение проблемы, ставшее возможным в результате совмещения четырех разнородных тем. Так, в докладе Никиты Павловского "Китч – явление и восприятие" китч рассматривался как определенный способ восприятия искусства, рождающий специфические отношения между зрителем, заказчиком и потребителем в одном лице и художником. Доклад Юлии Кузьминой "Феномен металлической мебели в XX веке: от элитарности к серийному производству" демонстрировал оборотную сторону явления, а именно не-китчевость массовой продукции. Мария Федотова, отвечая на вопрос "Что хотел сказать автор: коллаборация Джеффа Кунса и Louis Vuitton", отметила интеллектуальную иронию и насмешку как одну из граней, отделяющих искусство от китча. Завершилась секция остроактуальным докладом Марии Ефимовой "«Почему страдает Средневековье»" Особенности восприятия образов и тем средневекового искусства в сознании современного человека на примере миниатюр-комиксов из интернет-паблика «Страдающее Средневековье»".
Завершающая секция конференции была посвящена оригинальным проявлениям модернизма и постмодернизма на русской почве и за рубежом: арт-группе Escape, постдраматическому театру К. Богомолова и метамодернизму Тьерри Урбэна. Несмотря на поздний час, секция вызвала живое обсуждение, зашедшее куда дальше обозначенных тем – в область неоромантизма и его тенденций в живописи и кинематографе.
Необыкновенная живость реакции и непосредственных участников обсуждения – докладчиков, модераторов и экспертов, и гостей конференции определила ее оптимистичную, заинтересованную и доброжелательную атмосферу.
Эксперты, справедливо отмечая естественную неравноценность представленных докладов и их некоторые объективные недостатки, оказались единодушны в общей высокой оценке услышанных выступлений, формата конференции и самого экспериментального проекта как такового.
С.В.Хачатуров (к.иск., доцент):
"Восхищает отвага и азарт в обращении к сложнейшим темам истории искусства и особенно - к темам далековатых сближений разных эпох, жанров, видов искусства. Студенты ищут новые точки сборки привычных и часто превратившихся в штампы и клише методов, полемизируют с традиционным формально-описательным методом, желают быть свободными независимыми в интерпретации и аргументации, открывают малоизвестные страницы в казалось бы изученном материале."
Е.С.Кочеткова (к.иск., с.н.с.):
"Эта конференция - целиком и полностью студенческая инициатива, что вызывает радость и уважение к нашим младшим коллегам. Ребята очень старались, и у них всё получилось: и программа сложилась интересная, и научный уровень докладов был достойным, и дискуссии проходили оживлённо, и организация оказалась на высоте. Я надеюсь, что в будущем эта инициатива получит продолжение, и желаю успеха организаторам и участникам."
Кафедры-организаторы планируют сделать конференцию ежегодной и открытой для студентов-искусствоведов из других высших учебных заведений, надеясь, что она станет важной составляющей учебного процесса.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|