Практика в Загребском университете
С 19 февраля по 8 июля 2017 года я находилась на включённом обучении по программе "Erasmus+" на философском факультете Загребского университета. Эта поездка во многом состоялась благодаря преподавателю сербохорватского языка Ирине Евгеньевне Ивановой, так как именно она предложила студентам нашей кафедры воспользоваться программой и поехать на семестр в Загреб.
Наша практика началась с так называемой "Welcome week", когда мы занимались оформлением бумаг, решением вопросов с полицией (потому как пребывание в Хорватии планировалось дольше разрешённых любой визой 90 дней), знакомством с факультетом и с другими людьми из программы "Erasmus+". Студенческий центр ESN в течение первой недели каждый день организовывал различные мероприятия от экскурсий до походов в караоке для того, чтобы студенты могли познакомиться и подружиться. Мероприятия и выезды в другие города и регионы Хорватии проходили в течение всего семестра.
В соответствии с системой кредитов (ECTS-баллов), принятой в европейских вузах, где каждый предмет стоит определённое количество кредитов, мы должны были выбрать дисциплины обшей суммой не менее 30 ECTS. У меня предметов получилось 7, причём почти все они мало были связаны с моей специализацией на вопросах взаимного восприятия русских и сербов во второй половине XIX века. Однако предметы в большинстве своём были интересными, я узнала много того, чего никогда не узнала бы в другом месте.
Ценной для меня оказалась практика языка. В общежитии я почти сразу подружилась с эразмус-компанией ребят из стран бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина), а также и с местными студентами-хорватами. В комнате со мной также жила хорватка. Словом, почти всё время я говорила по-хорватски, с каждым днём расширяя знания разговорного языка. С остальными студентами общались по-английски, были и люди, знающие русский.
Все выбранные мной предметы на факультете также были на хорватском, я выполняла устные и письменные домашние задания почти наравне с остальными студентами (преподаватели, разумеется, понимали, что я не идеально знаю язык), а в конце семестра сдавала экзамены по всем семи предметам. Результатом взаимодействия с преподавателями стали завязавшиеся научные контакты. Кроме того, я посещала университетскую библиотеку и архив, в которых собирала материалы для будущей магистерской диссертации и других научных работ.
Отличительной чертой программы "Erasmus+" в Загребе является атмосфера крайней степени доброжелательности. Почти все, за очень редким исключением, люди приезжают ради общения с новыми людьми, познания мира и себя, смены обстановки и т. д. Мы все получили шанс посмотреть на людей, которые живут по-другому, которые воспитаны в других условиях, у которых другие ценности и традиции. Конечно же, в какой-то степени ответственно было представлять свою культуру, которая и правда отличается даже от казалось бы родственно-славянской хорватской.
В целом, почти пятимесячное включённое обучение в Загребском университете принесло много пользы для моей научной работы, расширения кругозора и знания языка, а также оставило исключительно приятные воспоминания о людях. Загреб стал для меня почти родным городом, в который я обязательно хочу вернуться, чтобы снова пережить какие-то моменты и события, которые там со мной происходили.
Надежда Кучер,
студентка магистратуры (2017 год)
Практика в Загребском университете (Хорватия)
Практика в Карловом университете (Чехия)
Практика в Белградском университете (Сербия)
Стажировка в Софийском университете (Болгария)