Студенческие практики
Особая роль в подготовке будущего медиевиста отводится архивной работе. Поэтому бакалавры четвертого года обучения, специализирующиеся по кафедре истории средних веков, проходят практику в архивных фондах и в кафедральной библиотеке.
В ходе занятий студенты знакомятся с фондами московских музеев и библиотек, а также с коллекциями, находящимися в нашей библиотеке, которые насчитывают более 12 тысяч единиц хранения. Кроме того, будущие медиевисты знакомятся с основами архивного законодательства России, обучаются принципам систематизации, каталогизации, правилам индексирования (система УДК, ББК) и хранения документов, архивного описания рукописных памятников и библиографического описания инкунабул и раннепечатных книг в программе MARC 21, под руководством сотрудников принимающих организаций и руководителя практики участвуют в атрибуции еще не описанных средневековых текстов, составлении электронных каталогов новых поступлений, а также получают первое представление об основах реставрации ветхих изданий. Значительное внимание на практике в кафедральной библиотеке уделяется работе с архивами прежних сотрудников кафедры, оцифровке источников и других материалов, необходимых для учебных занятий и для написания квалификационных работ. Основной задачей практики при работе в архивном фонде, в современной библиотеке является обучение студентов новым умениям и приобретение ими навыков самостоятельной аналитико-синтетической обработки информации.
Руководитель практики – м.н.с. Ирина Дмитриевна Вавочкина.
В соответствии с учебным планом студенты, специализирующиеся по кафедре истории средних веков, дважды проходят педагогическую практику: на четвертом курсе бакалавриата при дневной форме обучения (или на пятом курсе бакалавриата при очно-заочной форме обучения) и на втором курсе магистратуры. В рамках практики студенты посещают занятия и внеклассные мероприятия, проводимые педагогами ГБОУ СОШ № 1514 г. Москвы, участвуют в мастер-классах педагогов этой школы, знакомятся с работой Школы Юного Историка (ШЮИ) исторического факультета и, наконец, сами проводят уроки в школе либо в ШЮИ, посещают уроки своих одногруппников и участвуют в их обсуждении. Большое внимание при прохождении практики уделяется развитию у студентов коммуникативных умений, обсуждению сложных вопросов, связанных с преподаванием истории в современной школе, различным формам работы с одаренными детьми, работе с педагогической литературой, самостоятельной подготовке уроков, написанию учебных планов, знакомству с особенностями организации учебного процесса в современной школе. Основной задачей практики является обучение студентов базовым навыкам преподавания истории в школе.
Руководитель практики – к. и. н., доцент Анна Аркадьевна Талызина.
Неотъемлемой составляющей работы студентов кафедры истории средних веков в магистратуре является обращение не только к опубликованным оригинальным текстам источников и их изображениям, воспроизведенным в альбомах по искусству, но и непосредственно к рукописному наследию и материальным памятникам, доставшимся- нам в наследство от западноевропейского Средневековья. В электронном и факсимильном варианте студенты работают с рукописями уже в начале своего обучения на кафедре на занятиях по палеографии, кодикологии и дипломатике, а также в рамках архивной практики. Но для большинства наших молодых коллег непосредственное прикосновение к рукописному оригиналу и материальным средневековым памятникам происходит на 1 курсе магистратуры в рамках музейной практики. Она проходит в целом ряде музеев, художественных галерей, архивов, среди которых много наших постоянных партнеров – Музеи Кремля, Российская Государственная Библиотека, Российская Национальная Библиотека, Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский Институт Истории. В их фондах и составляющих их коллекциях студенты могут непосредственно применить свои теоретические знания и умения, сформированные на кафедре, самостоятельно разбирая и читая различные виды письма́, описывая и транскрибируя рукописи на латинском, греческом и европейских языках, знакомясь с принципами описания, классификации, каталогизации, условиями хранения, музейного экспонирования и сопровождения предметов из различных материалов, на постоянных и временных выставках под руководством сотрудников принимающих организаций.
Руководитель практики – к.и.н., доцент Сергей Юрьевич Агишев.
Стажировка в университете Стокгольма (2013, Швеция)
Учебная практика в Виргинском университете Содружества (2012, США)
Учебная практика в Виргинском университете Содружества (2011, США)
Участие в международной конференции студентов и молодых учёных (2011, США)
Преддипломная стажировка в архиве президентской библиотеки Ф.Д.Рузвельта (2011, США)
Учебная практика в Виргинском университете Содружества (2010, США)
Преддипломная стажировка в архиве президентской библиотеки Ф.Д.Рузвельта (2010, США)
Преддипломная стажировка в Рузвельтовском центре в Нидерландаx (2010)