Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

К 100-летию З.В. Удальцовой

5 марта 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного историка, всемирно известного ученого, заведующего кафедрой истории средних веков исторического факультета МГУ (1982-1986), члена-корреспондента АН СССР Зинаиды Владимировны Удальцовой (1918-1987).

Зинаида Владимировна отдала служению родному историческому факультету МГУ большую часть жизни. Придя сюда студенткой в 1935 году, она связала свою судьбу с кафедрой истории средних веков, где с 1946 года продолжала более чем 40-летнюю преподавательскую деятельность. В 1982 она стала заведующей кафедрой. Оставаясь профессором до последних дней жизни 3.В.Удальцова подготовила более двух десятков учеников, докторов и кандидатов наук. Она явилась основателем школы византиноведения в МГУ. З.В.Удальцова — автор крупных работ по различным аспектам истории Византии — экономике, аграрному и городскому строю, социально-политической эволюции этой страны, идейной и культурной жизни; историографии отечественного византиноведения.

Представленные здесь материалы посвящены личности этого выдающегося ученого и его творческому наследию.

Биография Зинаиды Владимировны Удальцовой

Зинаида Владимировна Мыльцина родилась в Кисловодске в семье местного землевладельца Владимира Амвросиевича Мыльцына и его жены Марианны Дмитриевны, урожденной Абрамовой.

Летом 1931 г. она переезжает в Москву. В 1935 поступила, а в 1940 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Здесь сильное влияние на формирование молодого ученого оказали выдающиеся профессора МГУ Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров и др. Преддипломную практику проходила у Е.Э. Липшиц. Тема дипломной работы — снабжение Константинополя хлебом при Юстиниане (руководитель Е.А. Косминский). В 1940 г. поступает в аспирантуру при кафедре истории средних веков.

С 1941 по июль 1943 г. была в эвакуации в Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области, там преподавала в местном учительском институте, а затем в Молдавском педагогическом институте. В 1943 г. вступает в КПСС. С 1944 г. по 1948 г. преподает в Высшей партийной школе.

В 1945 году заканчивает аспирантуру и в октябре защищает диссертацию «Борьба партий в Византии в XV в. и деятельность Виссариона Никейского». На основе диссертации были опубликованы две статьи в только что возобновившемся «Византийском временнике».

С 1946 года работает на кафедре истории средних веков МГУ. В 1968 году была утверждена в звании профессора по специальности «всеобщая история».

С 1949 года — научный сотрудник сектора истории средних веков Института истории АН СССР. В 1955 г. организовала под руководством Е.А. Косминского сектор истории Византии. В 1961—1968 годах возглавляла данный сектор. В 1968–1970 годах была заведующей сектором Института славяноведения и балканистики АН СССР. Участвовала в Международном конгрессе византинистов в Стамбуле в 1955 г.

Подготовлена книга «Италия и Византия в VI в.», обозначенная 1959 г., но реально вышедшая в феврале 1960 г. В мае того же года она защищена в качестве докторской диссертации (оппоненты С.Д. Сказкин, А.И. Неусыхин, М.Я. Сюзюмов), степень доктора утверждена ВАК в 1961 г.

В 1970–1980 годах — заведующая сектором Института всеобщей истории АН СССР, с 1980 по 1987 год возглавляла данный институт.

В 1976 г. избрана членом-корреспондентом АН СССР.

Возглавляла ассоциацию византинистов СССР, а в 1976 году была избрана вице-президентом Международной ассоциации византинистов, состояла заместителем председателя Национального комитета историков Советского Союза.

В 1978–1983 годах — председатель Российского палестинского общества. Иностранный член Саксонской академии наук в Лейпциге (ГДР, 1982).

Велик был международный авторитет З.В. Удальцовой. Она участвовала во всех Международных конгрессах византинистов, начиная с Х по XVII, многочисленных научных конференциях в СССР и за рубежом.

За заслуги в развитии исторической науки и подготовку научных кадров была награждена в 1975 г. орденом Трудового Красного Знамени, в 1981 г. — орденом «Знак Почета», двумя юбилейными медалями и медалью «Ветеран труда». В 1987 г. за участие в создании 13-томной «Всемирной истории» и в 1996 г. удостоена Государственных премий СССР и России.

З.В.Удальцова умерла в 1987 году в Баку. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Избранные труды Зинаиды Владимировны Удальцовой

Будучи учёным широкого профиля, Зинаида Удальцова внесла большой вклад и в изучение истории средневековой Европы в целом. Ею много сделано для разработки ряда теоретических проблем европейского феодализма, в частности проблемы типологизации и развития феодализма в Европе. Под её руководством в качестве ответственного редактора и при её активном участии был опубликован коллективный труд Института истории АН СССР — трёхтомная «История крестьянства в Европе» (1985–1986).

Являлась членом редколлегии сборника «Средние века», журналов «Культура и жизнь», «Новая и новейшая история». Член редколлегии (1953), главный редактор журналов АН СССР «Византийский временник» (1966–1987), «Вестник древней истории» (1977–1987).

Автор свыше 300 научных трудов, посвящённых разным аспектам истории Византии — экономике, аграрному и городскому строю, социально-политической эволюции этой страны, идейной и культурной жизни. Инициатор, ответственный редактор и автор ряда коллективных трудов по истории Византии (История Византии: В 3 т. М., 1967; Культура Византии. Т.1. М., 1984; Т.2. М., 1989). Как византинист участвовала в качестве одного из авторов в нескольких изданиях учебника по истории средних веков для университетов.

Русское искусство и архитектура. IV. Структуры и личности: сборник статей / Научн. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – Спб.: Алетейя, 2023. – 248 с.

Сборник статей

Русское искусство и архитектура. IV. Структуры и личности: сборник статей / Научн. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – Спб.: Алетейя, 2023. – 248 с.

ISBN: 978-5-00165-670-8

История отечественного искусства, Русское искусство

Сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 22-23 апреля 2022 года конференции "Русское искусство. Структуры и личности" и посвящен памяти профессора А.И. Морозова. Давая конференции подзаголовок "Структуры и личности", ее организаторы предполагали исследовать и обсудить взаимоотношение личностей в русском искусстве, а также тех организационных и творческих структур, которые эти личности создавали и создают. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.

Книга выпущена в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 230. Сер. II: Исторические исследования, 160).


Русское искусство. III. Мимезис и утопия: сборник статей / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – СПб.: Алетейя, 2022. – 316 с.: ил. –  (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 210. Сер. II: Исторические исследования, 141)

Сборник статей

Русское искусство. III. Мимезис и утопия: сборник статей / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – СПб.: Алетейя, 2022. – 316 с.: ил. – (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 210. Сер. II: Исторические исследования, 141)

ISBN: 978-5-00165-470-4

История отечественного искусства, Русское искусство

Настоящий сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 9-10 апреля 2021 года в МГУ конференции "Русское искусство. Мимезис и утопия" и посвящен памяти профессора В.С. Турчина. В качестве предмета обсуждения была избрана тема мимезиса и утопии, позволившая создать напряженное проблемное поле и проанализировать творческие стратегии, определившие пути развития русского искусства Нового времени и XX столетия. Если миметический подход заключается в воспроизведении форм и явлений, уже существующих в действительности (в том числе в художественной сфере), то утопический принцип предполагает бегство от нее или создание иной реальности, которая может мыслиться как своего рода путеводная звезда, направляющая человечество или индивида к высшей цели, или как умозрительная альтернатива, не претендующая на практическое осуществление, но дающая шанс хотя бы мысленно отойти от сложившихся норм. Это полярные пункты, между которыми заключена история мирового искусства, но в реальной художественной жизни мимезис и утопия могут вступать в гораздо более сложные и разнообразные отношения. В статьях сборника показана вариативность этих отношений.

Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.


Русское искусство. II. Неучтенные детали: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2020. - 347 с.: ил. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II: Исторические исследования, 107)

Сборник статей

Русское искусство. II. Неучтенные детали: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2020. - 347 с.: ил. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II: Исторические исследования, 107)

ISBN: 978-5-00165-030-0

История отечественного искусства, Русское искусство

Настоящий сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 4-5 апреля 2019 года в МГУ конференции "Русское искусство. Неучтенные детали". Планируя конференцию, отражающую весь спектр истории русского искусства, мы хотели сделать акцент именно на неучтенных деталях. Речь идет о деталях разного веса - это и мелкие, но существенные для отдельного произведения искусства детали, обойденные вниманием исследователей, и совокупность фактов, важных для целостного понимания творчества художника или даже для осознания особенностей и путей развития целого стиля или направления, но, тем не менее, остававшихся вне поля научного зрения. Все эти детали собраны под одной обложкой в виде статей.

Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.


Русское искусство. Идея. Образ. Текст / отв. ред. В.В.Седов, А.П.Салиенко, Д.А.Андреев. - СПб.: Алетейя, 2019.- 374 с. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 98. Сер. II: Исторические исследования, 52)

Коллективная монография

Русское искусство. Идея. Образ. Текст / отв. ред. В.В.Седов, А.П.Салиенко, Д.А.Андреев. - СПб.: Алетейя, 2019.- 374 с. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 98. Сер. II: Исторические исследования, 52)

ISBN: 978-5-907189-83-6

История отечественного искусства, Русское искусство

Коллективная монография является первой в рамках совместного проекта двух искусствоведческих кафедр исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - кафедры всеобщей истории искусства и кафедры истории отечественного искусства. Авторский коллектив ставил перед собой задачу по формулированию и реализации новых способов и приемов изучения отечественного искусства. Материал коллективной монографии скомпонован по хронологическому принципу и строится из глав, которые объединены в три раздела. Сквозной темой, связывающей все структурные элементы монографии, являюти феномены конструирования художественного языка и художественного метода, а также сотворения образа творческой личности. Книга рассчитана на специалистов-искусствоведов, студентов, обучающихся в гуманитарных высших учебных заведениях, и на всех интересующихся историей отечественного искусства.

Русское искусство. I. Норма и разрыв: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2019. - 226 с. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 146. Сер. II: Исторические исследования, 88)

История отечественного искусства, Русское искусство

Сборник статей подготоален кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам конференции "Русское искусство. Норма н разрыв". Внимание авторов сосредоточено на вопросах, связанных с нормой в искусстве различных эпох и периодов русского искусства. Норма, упорядоченность, правила в искусстве могут быть противопоставлены разрывам, распаду или ускоренному синтезу, наконец, девиациям. В этой сцепке норма означает спокойствие, разрыв - динамику. Но возможна и динамика внутри нормы. Все эти представления служат для обострения видения искусства, они способны дать новые углы зрения на целые периоды или на отдельные памятники.


Публикации 1 - 5 из 25
Страницы:

Литература о Зинаиде Владимировне Удальцовой

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. – М.: Православный Свято-Тихоновский университет, 2007. – 752 с.

Учебное пособие

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. – М.: Православный Свято-Тихоновский университет, 2007. – 752 с.

ISBN: 5-7429-0252-2

История отечественного искусства

Книга известных специалистов-искусствоведов посвящена истории живописи Средневековой Руси, начиная от принятия христианства в конце X века до начала реформ ПетраI и основания Санкт-Петербурга в 1703 году. В книге рассматриваются настенные росписи храмов, выполненные в технике мозаики и фрески, иконы, книжные миниатюры и орнаменты. Характеризуются произведения времен Киевской Руси из Киева и Чернигова, Полоцка и Галича, а также памятники Новгорода и Пскова, Ростова, Суздаля и других городов. Видное место занимает характеристика художественного наследия Москвы XIV—XVII веков, включая произведения знаменитых иконописцев: преподобного Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других. В общей сложности авторский коллектив работал над книгой около десяти лет. "История древнерусской живописи" – это первый постсоветский учебник для вузов по истории древнерусского искусства.

Смирнова Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII – середина XIV века. – Москва, 2004. – 512 с.

История отечественного искусства

В истории русского средневекового искусства есть период, который до сих пор остается самым темным и малоизученным. Это столетие от середины XIII до середины XIV в., между татарско-монгольским нашествием и возвышением Москвы при митрополите Алексие и великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. В обеих «Историях русского искусства», выпушенных при участии И. Э. Грабаря, этот период не получил освещения. Единственным регионом, которому исследователи отводили активную культурную роль в XIII–XIV вв., долгое время оставался Новгород.

Новизна современного этапа в изучении русского искусства середины XIII – середины XIV в. состоит в появившихся возможностях заполнить лакуну и показать преемственность искусства зрелого XIII в. по отношению к искусству домонгольских центров и возродившегося после татарского нашествия Ростова. Новые возможности возникли в связи с новыми находками и развитием мировой византистики. Хронологические рамки отраженного в книге периода трудно определить в виде конкретных дат. В качестве его нижней границы можно указать приблизительно 1250-е годы, когда намечаются первые признаки восстановления культурной жизни. Верхней же границей служит начало правлении Алексия (1354–1378), т. е. тот период, когда на Руси, особенно в Москве, уже готовился необычайный художественный расцвет, по времени соответствующий так называемому позднепалеологовскому периоду в византийском искусстве и оставивший после себя целую вереницу выдающихся произведений иконописи.

Географические границы исследования носят несколько размытый характер. Для данной работы наиболее важны памятники тех земель, которые некогда составляли ядро великого княжества Владимирского, но после кончины Всеволода Большое Гнездо стали быстро дробиться. В книге собраны произведения из музеев разных городов России. Многие иконы совсем недавно попали в поле зрения исследователей. Наряду с иконами в книгу включены три уникальные лицевые рукописи. Эти произведения впервые позволяют охарактеризовать художественную жизнь большого края, который сыграл выдающуюся роль в становлении искусства Москвы и русской традиции в целом.


Евангулова О.С. Московская архитектура и ее создатели (первая половина XVIII века). М.: Прогресс-Традиция, 2014. 432 с.

Монография

Евангулова О.С. Московская архитектура и ее создатели (первая половина XVIII века). М.: Прогресс-Традиция, 2014. 432 с.

ISBN: 978-5-8982-6428-4, 978-5-89862-428-4

История отечественного искусства

Книга состоит из ряда очерков, посвященных зодчеству Москвы еще недостаточно изученного периода первой половины XVIII столетия.  Исследование имеет специфический уклон. Он предполагает характеристику не только самих памятников, но и личностей, непосредственно инициировавших их создание, а фактически соавторов – царственных и обладающих большими возможностями  именитых заказчиков – Петра I, императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, А.Д. Меншикова,  братьев Гагариных, П.И. Ягужинского, четы Головкиных и других. Важнейшая особенность привлекаемого материала состоит в том, что за исключением нескольких сильно перестроенных и изменившихся до неузнаваемости церквей и дворцовых зданий, рассмотренные в книге сооружения  давно не существуют. Сознавая это, опираясь на графические и письменные архивные и музейные источники, а также привлекая  воспоминания современников, автор стремится донести до читателя облик когда-то существовавшего города, неизмеримо более полнокровный и красочный, нежели тот, что мы наблюдаем сегодня. В этом отношении книга может заинтересовать не только специалистов, но самый широкий круг читателей, почитающих отечественную старину и московские достопамятности. Издание осуществлено при финансовой поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы.

Веселов В.Л., Веселова С.С. Сады Москвы. М.: Издательство "МИК", 2013. 360 с., илл.

Монография

Веселов В.Л., Веселова С.С. Сады Москвы. М.: Издательство "МИК", 2013. 360 с., илл.

ISBN: 978-5-87902-285-8

История отечественного искусства

Книга посвящена историческому прошлому московских садов. И тех, которые и поныне радуют посетителей своим обликом, одухотворенным памятью о былом, и тех, которых нет сегодня. Но сохранились письменные свидетельства, изобразительные материалы, на них и построена книга. В ней также использованы современные фотографии авторов. Всё вместе позволяет составить представление о различных этапах ландшафтной архитектуры Москвы, о богатстве и разнообразии композиционных решений и оформления садов и парков, о характерных особенностях садовой жизни. Издание осуществлено в рамках издательской программы Правительства Москвы при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. в 2014 году книга стала лауреатом 10-го Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина", проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Веселова С.С. Искусство озеленения интерьеров и создания зимних садов. От Древней Руси до эпохи модерна. М.: Фитон+, 2012. 240 с., ил.

Монография

Веселова С.С. Искусство озеленения интерьеров и создания зимних садов. От Древней Руси до эпохи модерна. М.: Фитон+, 2012. 240 с., ил.

ISBN: 978-5-93457-370-7

История отечественного искусства

Книга посвящена искусству использования растений при оформлении интерьера – с древних времен вплоть до начала XX века. Впервые достаточно широко представлена история оформления таких важных элементов частного дома как оранжереи, частные сады и просто «зеленые уголки» комнат. В книге фигурируют многие важнейшие памятники русской архитектуры, из тех, что включали в свой ансамбль экзотические растения, раскрываются интерьеры не только общественных зданий, но и частных особняков. Работа снабжена иллюстрациями на основе натурной съемки, а также – редкими планами усадеб и дворцов, воспроизведениями картин и акварелей, видами с открыток из коллекции автора. Она адресована искусствоведам, дизайнерам и всем тем, кто заинтересован в изучении искусства включения растений во внутреннее пространство зданий.


Публикации 11 - 15 из 25
Страницы: