Историческая мысль в странах Европы и Америки

Целью специализации по истории исторической мысли является получение студентами полноценной системы знаний об общих закономерностях и ведущих тенденциях исторического познания в странах Европы и Америки в новое и новейшее время, приобретение навыков исследования на материале творчества крупнейших ее представителей и опыта предшествующих поколений историков.
Отсчет исторической мысли берет начало с античности, когда впервые появились письменные источники о событиях прошлого. Отцом истории принято считать древнегреческого философа Геродота, детально описавшего главные события Эллады для того, "чтобы деяния людей не изгладились из памяти от времени". Историческая мысль тогда не была научной в современном смысле этого слова, поскольку отличалась мифологизмом, описательностью событий, отсутствием обобщений и теоретичности. И хотя история все еще рассматривалась как род литературного жанра, одновременно продолжался поиск закономерностей в развитии человеческого общества во всем его многообразии и противоречивости, сведения о которых сохранились в источниках разного рода.
В дальнейшем историческая мысль прошла длительный эволюционный путь, обобщая опыт прошлых поколений и обогащаясь новыми историческими фактами, объяснявшими специфику восприятия в разные эпохи исторических представлений об окружающем мире.
С утверждением в середине ХIХ в. историографии, как полноценной науки, изучающей опыт познания истории, произошло объединение исторической мысли с историей исторического знания, вне зависимости от того, в какой интеллектуальной области оно появилось. Ее основанием стали объективные методы исследования, привлечение экспериментальных данных в качестве источников, использование аналитического моделирования объекта анализа, логико-дедуктивное построение теорий.
Историческая мысль, являясь составной частью познания, также претерпела значительные изменения, пройдя путь от объективно-идеалистической интерпретации до формационно-экономической и цивилизационной методологии. Важное место в системе ее концептуальных положений заняли идеи о научной и социальной значимости, гуманистического содержания и социокультурной природе исторического познания.
На рубеже ХХ-ХХI вв. развитие гуманитарных наук устремилось в русло так называемых «когнитивных» (антропологического, культурного, лингвистического и др.) поворотов, обусловивших фундаментальную трансформацию ценностных оснований. Речь идет о падении авторитета макрообъяснительных моделей ушедших эпох и подчеркнутый интерес к жизни и умонастроениям конкретного человека, что актуализировало повышенное внимание к истории исторической мысли. И поскольку каждая эпоха реализует свой тип историзма, акцент стал делаться на изучение истории науки как деятельности конкретных ("живых") людей.
Всплеск интереса к истории исторической мысли возник в связи с деятельностью томской историографической школы во главе с Б.Г. Могильницким, придавшей ей статус нового вида историографического исследования, являвшейся в широком смысле не тождественной историографии. В научный оборот для обосновании ее специфики было ведено понятие «парадигма истории», трактуемая как совокупность общенаучных и общемировоззренческих представлений, составляющих образ истории, доминирующих в течение более или менее длительного времени (Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Ч.1-3. Томск, 2001-2008). Исходя из этого, интерес современных исследователей сосредоточивается на реконструкции "мира" историка, как сложного мыслительного процесса со всеми его противоречиями.
История исторической мысли имеет отличительные черты, сообщающие ей определенную содержательную целостность. Ее предметом является выявление общих закономерностей и ведущих тенденций исторического познания как особой формы социальной активности человека. Из этого определения следует пограничное положение исторической мысли в системе координат исторической науки, к которой сейчас отнесены не только работы собственно историков, но и труды философов, социологов, политологов и культурологов, способствовавших в той или иной степени накоплению исторических знаний. Вот почему история исторической мысли как система взглядов, может быть охарактеризована как пограничная область историографии. Само ее понятие значительно шире предмета "история науки" и поэтому выходит далеко за пределы изучения собственно исторического процесса. Вместе с тем оно значительно уже содержания историографии, поскольку не предполагает систематического освещения процесса накопления исторических знаний, совершенствования исследовательских методик, смены историографических школ и направлений, их конкретных результатов в изучении прошлого.
В современной российской науке изучение истории исторической мысли зарубежных стран в сравнении с изучением их политической и социально-экономической истории, находится на обочине исследовательских практик. Это вполне объяснимо предметом исследований, поскольку большинство категорий, используемых при изучении исторической мысли, носит междисциплинарный характер. Историческая мысль разных эпох, исторические сочинения и их авторы отличаются друг от друга не только набором описываемых событий прошлого, но и спецификой их осмысления. Вот почему ныне на первый план выходит понимание разрыва между тем, "как история делается" или описывается автором в исторических сочинениях, и тем, как она осмысливается современниками и воспринимается потомками.
В условиях доступности цифровых активов и баз данных историческая мысль продолжает развиваться, оставаясь открытой для новых интерпретаций.
подробнее...
Курсы специализации:
| | | | |
---|
Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки (базовый кафедральный курс бакалавриата , профиль «История стран Европы и Америки в новое и новейшее время», Д/О ) | Лекции | IV бак. | Зачет | Экзамен |