|
Местность Новое Сущево, в которой расположен б. Скорбященский монастырь и Храм Всемилостивого Спаса, еще с XVI века, с эпохи Царя Ивана Грозного, становится исторической для города Москвы, ибо сюда удалялся для молитвенных подвигов святой Василий Блаженный, Христа ради юродивый. В центре территории, позднее занимаемой монастырем, находился пруд (окончательно засыпан в конце XIX века), называвшейся в память св. Василия Блаженного - Васильевским. Собственно история монастыря начинается с того времени, как в 1837 г. городская усадьба, построенная прежней владелицей Надеждой Васильевной Шепелевой (ур. Энгельгардт), перешла во владение семейства князя Владимира Сергеевича Голицына, по завещанию она перешла к его сыну князю Сергею Владимировичу Голицыну. (1)
Князь Владимир Сергеевич Голицын (1794-1861), генерал-майор, тайный советник, младший сын генерал-аншефа князя Сергея Федоровича Голицына (1749-1810) от брака с Варварой Васильевной Энгельгард (1761-1815), племянницей князя Потемкина, одной из первых русских писательниц ХVIII в. Участник Отечественной войны 1812 г., за отличия в боях награжден орденом св. Анны 4-ой ст. - дважды, орденом св. Владимира 4-ой ст. с бантом, орденом св. Анны 2-ой ст., орденом св. Георгия 4-ой ст. В русско-турецкую войну 1827 г. награжден орденом св. Анны 2-ой ст. с бриллиантовыми знаками. Во время войны на Кавказе в 1843 г. назначен начальником центра Кавказской линии, был награжден орденом св. Станислава и орденом св. Анны 1-ой ст. В 1849 г. из-за ран оставил службу и поселился в этом доме. Во время Крымской войны командовал дружиной Московского ополчения и совершил поход в Крым. Князь В.С. Голицын был известен как поэт и музыкант, близкий друг А.С. Пушкина, в конце жизни был старейшим почетным членом Английского клуба. (2)
Для его больной супруги княгини Прасковьи Николаевны Голицыной был устроен домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - по благословению Святителя Филарета митрополита Московского и под наблюдением архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Храм освящен 18 (31) октября 1856 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. (3)
По совету Святителя Филарета трудами дочери князя В.С.Голицына, княжны Александры Владимировны Голицыной (1831-1900) после смерти отца и отъезда из Москвы матери при домовом храме был устроен приют для иногородних монахинь, сборщиц подаяния. Территория усадьбы отошла во владение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) (4).
В 1889 г. княжна А. В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании приюта в монастырь. 06 (19) сентября 1889 г. последовал указ Св. Синода об основании общежительного женского монастыря - «Всех скорбящих Радосте». Штат - игуменья, 15 монахинь и послушницы. Первая игуменья - Евпраксия (фамилия неизвестна). Монастырь сохранил приют и больницу. (5)
Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Соборный храм монастыря во имя Всемилостивого Спаса построила известная благотворительница, купчиха из г.Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). По благословению митрополита Московского Иоанникия (Руднева) проект храма был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым (1856-1894), мастером «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца ХIХ века. Храм был заложен 26 мая (8 июня) 1891 г. После кончины А. А. Смирновой (22 апреля (5 мая) 1893 г). строительство соборного храма было продолжено ее душеприказчиком, купцом г.Сергиев Посад Иваном Ефимовичем Ефимовым. В 1893г. по проекту И.Т.Владимирова были сооружены ограда и врата монастыря (остатки сохранились), а также часовня-усыпальница над могилой монахини Рафаилы (А.А. Смирновой). (6)
Сооружение храма было закончено в 1894 г., место умершего архитектора И.Т.Владимирова было замещено архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым (1858-1910). Главный престол во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 06 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г. (7)
Иные храмы монастыря:
20 апр. 1900 г. освящен храм во имя Архангела Рафаила (построен по проекту И.Т.Владимирова) митрополитом Московским Священномучеником Владимиром (Богоявленским) (8);
Трехсвятительский храм на монастырском кладбище сооружен в 1894 - 1910 гг. по проекту П.А.Виноградова (9);
Храм-усыпальница купцов Обуховых во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» сооружен в 1901 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова (1859-после 1926) (10).
В 1909 г. после кончины первой игумении Евпраксии была назначена игумения Нина (Волкова). При ней уже в 1910 году было сооружено здание и открыто женское восьмиклассное училище, которое стало основой для созданного в 1914 г. первого в России женского высшего Богословского учебного заведения - института. Высший Богословский женский институт, несмотря на краткое время своего существования (1916 – 1918 гг.), стал вехой в развитии духовного образования в России. В нем преподавали в числе других такие известные профессора, как С.С. Глаголев и И.В. Попов (причислен к лику святых - мученик Иоанн). Возглавлял институт священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский. (11)
При игумении Нине (Волковой) в 1909 - 1911 гг. по проекту архитектора Сергея Михайловича Ильинского был построен не сохранившийся по сей день «Рукодельный корпус» (корпус келий и мастерских).
История монастыря и Храма Всемилостивого Спаса связана с именами ряда выдающихся людей, составляющих славу России и ее Церкви. В 1909 - 1917 гг. здесь неоднократно бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, здесь она причащалась. Ее общение с игуменией Ниной (Волковой) было частым. Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители – митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. (12)
Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917 - 1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 года, во вторник 1(14) августа 1923 года и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 года. (13)
После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 года. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). (14)
Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище с могилами таких исторических лиц, как знаменитый адвокат Плевако, философ Н. Ф. Федоров, редактор «Московских ведомостей» В. А. Гринмут (памятник по рисунку В. Васнецова) и многие другие стерто до основания.(15)
Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А. А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.
Приход Всемилостивого Спаса размещается сейчас в трапезном корпусе (ул. Новослободская, д. 58, строение 5), Приход располагает также зданием часовни у восточной стены храма Всемилостивого Спаса. Поэтапная передача приходу всех трех сохранившихся зданий монастыря была прервана еще в 1994 году. Здание соборного храма Всемилостивого Спаса (ул. Новослободская, д. 58, строение 1) сохранилось в изуродованном виде. (16)
Остатки Скорбященского монастыря, среди которых возвышается величественное, несмотря на разрушения, здание Собора Всемилостивого Спаса, являются памятником архитектуры, памятником истории и культуры федерального значения. Сам храм используется не по назначению, он находится в запущении, его содержание не соответствует статусу памятника истории и архитектуры.
Революционные события прервали историю развития монастыря. Советская власть с первых дней своего существования начала борьбу с религией. Судьба монастырей, таким образом, была предрешена…
20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После этого часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения, оно было закрыто.
Установка лидеров большевиков на антирелигиозную борьбу была ярко выражена в ленинском письме «Членам Политбюро. Строго секретно» от 19 марта 1922 г.: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно завершилось. Было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных изделий.
Закрыть разом все церкви, оставшиеся в монастыре, власти не решились, а остановились на политике постепенного изживания. Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 года (С.У. 1923 г.№ 72). По итогам осмотра церкви Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д.
По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. церковь б. Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Данное решение, по мнению властей, являлось обоснованным, т. к. «на расстоянии пяти минут ходьбы от б. Скорбященского монастыря находится функционирующая приходская церковь, т. н. Тихвинская в Тихвинском пер. и т. н. церковь Софии на Сущевском валу, куда может перейти группа верующих без всякого ущерба для себя, в случае закрытия б. монастыря».
Со стороны прихожан и монахинь направлялись жалобы в ВЦИК, делались неоднократные попытки отстоять церковь, но они не увенчались успехом.
Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Реквизированное имущество было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета А.Н. Новиковым акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) А.А. Глазунову для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., но и весь церковный иконостас. Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было вывезено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.
В 1929 г. Президиумом Московского Совета Депутатов было принято постановление, по которому планировалось провести снос всех храмов Скорбященского монастыря, кроме соборного. С целью выполнения данного постановления среди членов общины, большая часть которых была представлена монахинями, меньшая прихожанами, начинаются чистки, в результате которых часть верующих была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет, другая отправлена в ссылку в Казахстан или в Северный край.
К исполнению постановления Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. – сносу зданий приступили не сразу. В 1929–1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища, в результате часть территории кладбища стала парковой зоной, могильные плиты срыты.
В 1970-е годы здание бывшего женского богословского института надстраивается до пятиэтажного, а с севера пристраивается новый корпус. Вскоре здание было передано Отряду охраны № 15 ГУВД Москвы. В 1976 г. храм Всемилостивого Спаса был передан Московскому государственному станкостроительному институту («Станкин»), который первоначально планировал перепрофилировать здание под учебные нужды, а после 1979 г. здание хотели разобрать. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Н. В. Томского остановило уничтожение собора. Гибель же церкви Архангела Рафаила была предопределена, храм был снесён в 1978 г.
Кладбище монастыря Всех скорбящих радости существовало с 1894 г. до 1930-х гг. Первый кладбищенский храм Трёх Святителей появился на территории в 1894 г. благодаря усердиям И.Е. Ефимова. В 1897 г. на территории кладбища женой купца второй гильдии А.И.Обуховой над могилой мужа И.Я.Обухова была построена церковь Тихвинской Божьей матери со склепом по проекту архитектора Н.Д.Струве. Церковь была одноглавой, в русско-византийском стиле.
По материалам дел перепланировки территории кладбища 1920-х гг. известно о существовании семейных захоронений Красильниковых и Зубаловых. После революции в связи с закрытием монастыря в 1918 г. данные о погребениях с 1919 г. отсутствуют. В 1923 г. было запрещено хоронить на территории кладбища. В 13 июля 1923 г. бывшими монашествующими и прихожанами монастыря было принято решение об образовании Православно-христианского общества при б.Скорбященском монастыре. Со стороны государства Обществу предоставлялось право пользования храмами и их имуществом, расположенных на территории бывшего Скорбященского монастыря. В 1924 г. территория монастырского огорода была передана жилищно-строительному обществу товарищества «Жиркость». Начиная с 1924 г. на территории монастыря был образован Краснопресненский клуб Союза Коммунальников по адресу: ул. Новослободская 54.
26 ноября 1924 г. в Моссовет от секретариата редакции газеты «Правда» поступило предложение о возможности предоставления храма Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря под рабочий клуб Краснопреснского Союза Коммунальников, вместе с ним территорию кладбища планировали переоборудовать под участок сада новообразованного клуба.
Начиная с 1923 г. кладбище приходит в запустение, каменные стены, ограждавшие кладбище со всех сторон были снесены. Судя по документу ответа Московского Коммунального Хозяйства (далее М.К.Х.) в Управление делами Президиума Московского Совета на № 506/С от 14 июня 1926 г. кладбище находилось в ужасающем состоянии: «благодаря разрушенным оградам кладбища стала доступна не только для населения, но и для домашнего скота. Принимая во внимание большую площадь кладбищ (300 десятин), густую растительность на них и большое количество памятников и часовен, дающих возможность хулиганам и преступникам укрываться от преследования милиции, за содействием которой Похоронный П/Отдел М.К.Х. обращался неоднократно, охрана кладбищ при отсутствии оград в силу этого невозможна и бесцельна».
Судя по материалам документа Обращения Общества благоустройства кладбища при б.Скорбященском монастыре к члену Президиума ВЦИК тов. Смидовичу №8 от 28 мая 1926 г., на кладбище монастыря в 1926 г. «происходили совершенно недопустимые бесчинства и имели место систематические хулиганства, принимавшее самые возмутительные и дикие формы, вплоть до выбрасывания из могил трупов. При этом подверглись разрушению ценные сооружения, художественные памятники и почти все чугунные и железные ограды. Кладбище, на котором недавно были захоронения советских граждан, сделалось грязным притоном для попоек и оргий». Акт обследования помещений, занятых монашествующими лицами в бывш. Скорбященском (Новослободская ул.54) монастыре в гор. Москве и монастырского кладбища представителями от ВЦИК от 21 мая 1926 г. зафиксировал существенные разрушения надгробных памятников и склепов: «На кладбище обнаружены взломанными три склепа, - принадлежащие, по словам местных жильцов, Обуховым, Зубаловым и Красильщиковым, которые в настоящее время совершенно открыты и доступны для широкого обозрения. В склепе Обухова - вытащен гроб, а рядом остатки трупа - скелета, издающие сильное зловоние. В склепе Зубалова (ценной художественной работы) всё взломано и расхищено, также вскрытый гроб (текст перечёркнут). Труп Зубалова, по словам жильцов, был выброшен зимой ещё нынешнего 1926 года. В склепе Красильщикова трупы также были выкинуты, стоит вода, причём отверстие не закрыто и в него легко могут попасть дети, гуляющие по кладбищенскому парку. Вскрытые склепы издают зловоние и создают антисанитарные условия». По воспоминаниям одного из жильцов бывших зданий монашеских келий Прошечкина Е.В. «на территории монастырского кладбища было вскрыто много захоронений, нередко местные ребята, играя в футбол, вместо мяча использовали череп». Стоит учитывать, что из-за отсутствия ограждения кладбища и большого числа случаев гробокопательства, описанная в документе опасность действительно грозила возникновением различных болезней и эпидемий в связи с увеличением числа беспризорных домашних животных, которые могли стать переносчиками заболеваний (особенно бездомные собаки). 11 января 1926 г. бывшие монашествующие и прихожане монастыря с целью защиты территории кладбища от расхищений и гробокопательства подали прошение в Моссовет об образовании Общества Благоустройства бывшего Скорбященского Кладбища. Число членов общества уже в первые дни достигло 308 человек, во главе общества числилась бывшая игуменья монастыря дворянка Нина Волкова.
Первой заботой общества стали действия по лоббированию вопроса в МКХ (Московском Коммунальном Хозяйстве) об ограждении территории кладбища и несению охраны порядка об хулиганства, насилия и гробокопательства и забота о древонасаждениях. Тем не менее, со стороны других организаций, таких как Краснопреснский Клуб Союза Коммунальников по ул. Новослободская, 54 через секретариат газеты редакции «Правда» в Моссовет продолжали поступать предложения о необходимости ликвидации кладбища монастыря и предоставления земли под детский парк.
К этому времени рядом с каменным монастырским двухэтажным домом была построена детская школа №204, на территории монастыря был открыт детский сад, здание монастырской трапезной планировалось внутри переоборудовать под спортивный зал (перепланировка произошла в 1934 г.). В 1926 г. МКХ Отдел Благоустройства г. Москвы без согласования с Обществом Благоустройства бывшего Скорбященского Кладбища провёл «границы участка, оставляя ряд могил, охраняемых обществом, вне этого участка, причём вся часть кладбища, не входящая в участок, передана по договору вместе с могилами под увеселительное предприятие одной из профессиональных организаций. Такое положение прямо нарушает закон о закрытых кладбищах, оскорбляя чувства лиц, близких захороненным, и препятствует Обществу делу осуществления своих задач согласно Уставу, утверждённому Моссоветом. Общество, несмотря на те моральные жертвы, на которые будут обречены его члены в случае предоставления части территории Кладбища под увеселительное предприятие, всё же считает возможным не входить в обсуждение использования М.К.Х. той части Кладбища, на которой не имеется захоронений, если Обществу будет обеспечен отвод всего остального участка с необходимым удалением границ от территории, занятых могилами».
Судя по плану 1925 г., предоставленному Краснопресненским клубом Союза Коммунальников по Новослободской, 54 в МКХ Отдел по благоустройству, речь идёт о постройке Просветительской открытой сцены (на плане земельного участка бывшего Скорбященского монастыря 1926 г. строение числится как театр), построенного на месте захоронений людей напротив кладбищенского храма Трёх Святителей.
Несмотря на наличие подобных жалоб со стороны Общества, М.К.Х. предпринимало отдельные попытки по прекращению вандализма на территории кладбища: «Что же касается фактов разрушения памятников и склепов на кладбищах бывшего Скорбященского монастыря, а также расхищения, то таковые имели место, со стороны М.К.Х. принимались соответствующие меры по поимке виновных и привлечению их к ответственности. Упоминаемые в отношении ВЦИКа трупы захоронены на новых местах, а склепы приводятся в порядок. На территории указанного кладбища имеется рабочий посёлок треста «Жиркость», Общежитие студентов Сельско-Хозяйственной Академии имени Тимирязева и школа 2-й ступени, совершенно не изолированные от мест захоронений, благодаря чему не представляется возможным поддерживать охрану этого кладбища. Для того чтобы изолировать могилы от указанных учреждений и организаций, М.К.Х. предоставило Губсоюзу Коммунальников свободную от захоронений площадь с использованием её как места отдыха и с обязательством постройки забора. Организованному Обществу благоустройства кладбища Скорбященского монастыря, похоронным П/Отделом М.К.Х. было оказано возможное содействие. т.к. М.К.Х. считает организацию подобных Обществ, имеющих исключительной целью благоустройство могил целесообразной. В силу того, что означенное кладбище закрыто для новых захоронений, Обществу нет никакой надобности в свободной площади, каковая передана Губсоюзу Коммунальников и изолирована последней от могил постройкой забора».
В 1930 г. число членов Общества благоустройства кладбища Скорбященского монастыря достигло 527 человек. Судя по документу докладной записки Административного отдела в Мособлисполком, в обществе было: «32 рабочих, 365 служащих , 3 свободных профессий, 21 кустарей, 77 пенсионеров, 29 неопределённых занятий. Состав Правления - Мамонтов-бухгалтер по изучению северных морей, чл. Правления Семенов-кустарь, Майков-экономист зернотреста, Костякова - машинистка, Немецкий - финансист наркомторга, Вильборг - профессор I МГУ, Ильинский - архитектор МОНО, Шварина - дом.хоз., Бычков - врач, работа сводиться к сохранению могил членов общества, работой общества. Правление руководит через работницу Рыбакову (здоровье бывшей руководительницы общества Нина Волковой начиная с 1926 г. ухудшалось), которая фактически является бывшей монашкой Скорбященского монастыря, в настоящее время является членом профсоюза».
В 1930 г. Административным отделом было проведено обследование 29 обществ на соответствие целей общества задачам строительства социализма и требованиям советской общественности. В ходе подобного обследования шесть обществ подлежали ликвидации, как неотвечающих задачам социалистического строительства и требованиям советской общественности, пять обществ подлежали реорганизации, т.к. существуют другие общества, ставящие аналогичные задачи. Не избежало проверки Общество благоустройства кладбища Скорбященского монастыря. В поданной записке в Мособлисполком тов. Марциновскому от Административного отдела об обследовании Общества благоустройства кладбища Скорбященского монастыря было принято решение о необходимости ликвидации общества как несоответствующего задачам социалистического строительства. Вскоре Общество благоустройства кладбища Скорбященского монастыря было ликвидировано, начался процесс перестройки кладбища под парк, могильные плиты были вырыты. Из всего числа захороненных прах только 40 человек был перенесён в другое место, могилы остальных остались скрытыми под толщей асфальта парковых дорожек и игровых площадок, построенных в новом детском парке, в их число входит могила философа Н.Ф. Фёдорова и многих других известных людей. Кладбищенский храм Трёх Святителей и склепы по описанию П.Г. Паламарчука пустовали: «В 1960-е гг. закрытый храм (Тихвинской Божьей матери) был занят жилыми квартирами; вскоре после этого жильцов выселили и здание пустовало. В конце 1960-х гг. оно было разрушено». Храм Трёх Святителей также подвергся разрушению, на его фундаменте (подвал храма сохранился) была оборудована площадка для постановки новогодней ёлки и проведения детских праздников. Могильные плиты по воспоминаниям старожилов и старосты храма Всемилостивого Спаса В.А. Простова были вывезены с территории детского парка в неизвестном направлении.
В 1992 г., после распада СССР, начался процесс возврата изъятого властью церковного имущества. В 1995 г. церкви было возвращено только здание трапезной, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса, ранее там располагался спортзал. Территория монастыря и вся его инфраструктура со времени закрытия до начала процесса возврата отнятых у церкви строений претерпела сильные изменения. К настоящему времени сохранился соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, лишённый глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен с бокового фасада здания), часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий (трапезная), изменённое до неузнаваемости здание гимназии и фундамент с подвалом разрушенного храма Трёх Святителей. За последние 10 лет была безвозвратно утеряна в ходе строительных работ часть сохранившейся каменной ограды монастыря.
Архитекторы и художники связанные с монастырём
Борин В.М.
Васнецов В.М.
Виноградов П.А.
Владимиров И.Т.
Латков А.А.
Родионов С.К.
Сретенский В.Г.
Струков Н.Д.
Куракина М.А. (княжна)
Голицына А.В. (княжна)
Смирнова А.А. (воскресенская купчиха)
Векикая княжна Елизавета Фёдоровна Романова
И.Сперанский (священник)
Медведев А. (наместник Троице-Сергиевой Лавры)
Виноградов В.И.
Введенский Д.И.
Глаголев С.С.
Лысогорский Н.В.
Смирнов И.М.
Стеблёв М.Н.
Страхов В.Н.
Попов И.В.
Списки захороненных на территории монастырского кладбища смотрите в базе данных.
Скачать базу данных по захороненным 1894 - 1918 гг. (.xls). В .xls базу данных не вошёл иллюстративный материал, а также имеющийся текст биографии по отдельным известным людям, захороненным на кладбище монастыря.
Работать с базой данных в формате .xls возможно в онлайне. Чтобы сделать запрос, отсортировать записи (например, запрос отсортировать по разрядам захоронения на кладбище) выберите столбец с данными, зайдите в меню "Data" и выберите "Sort" .
Эллектронная онлайн база данных по захороненным 1894 - 1918 гг. (включая биографии и иллюстративный материал). База состоит из 1500 записей. Исходя из возможностей программы разработки ZOHO CREATOR записи разбиты на две онлайн базы.
Поиск и запросы по базе осуществляются только в режиме List или Grid. Для этого нужно зайти в меню More далее View as и выбрать удобный вариант просмотра (List или Grid). Нажав кнопку Search сверху появится панель поиска, в которой можно сделать интересующий Вас запрос. Вернуться в стандартное оформление возможно зайдя в меню More далее View as и выбрать Summary.
Характеристика комплекса источников
ИНСТРУКЦИЯ: навигация, управление, работа с источниками ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Виртуальная реконструкция монастыря Всех скорбящих радости
Этапы построения виртуальной реконструкции