Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Учебники и учебные пособия, подготовленные сотрудниками кафедры

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации. Публикации показаны в каталоге по убыванию - от недавних к более ранним.

Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 287 с.

подробная информация
В учебном пособии на основе обширного фактического материала рассматриваются основные виды источников по новой и новейшей истории  Европы и Америки. В первой главе книги показана история становления источниковедения как самостоятельной дисциплины, характеризуются источниковедческие подходы различных исторических школ, важнейшие хранилища исторических документов, а также главные задачи источниковедческого анализа. Остальные главы посвящены отдельным видам источников, таким как акты государственного законодательства, парламентские документы, документы органов государственного управления, судебно-следственные материалы, официальные дипломатические документы, статистические материалы, материалы опросов общественного мнения, документы политических партий, памфлетная публицистика, летучие издания (листовки, прокламации, политические афиши), периодическая печать, мемуарные источники, эпистолярные материалы (частная переписка), произведения художественного творчества, кинофотофонодокументы. Книга предназначена для студентов исторических факультетов вузов.

Франция с 1789 года до наших дней. Сборник документов (сост. П. Коши). La France contemporaine, de 1789 à nos jours. Recueil de documents (par P.Cauchy). Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Белоусова, О.В.Раевской. – СПб.: Алетейя, 2020. – 192 с.

подробная информация

Эта книга стала результатом франко-российского сотрудничества в области университетского исторического образования. Инициатором совместной работы выступил французский историк Паскаль Коши (P. Cauchy), преподающий в Институте политических наук Парижа (SciencesPo), который подобрал большой массив материалов, свидетельствующих о том, как разнообразны по своей природе тексты, служащие историческими источниками.

По своему предназначению данное издание является учебным пособием для студентов-историков, изучающих французский язык. Но по содержанию – это сборник документов по истории Франции с 1789 года до наших дней, ценность которого во многом определяется широким диапазоном представленных в нем материалов: официальные документы, воспоминания, частная переписка, статьи периодических изданий, отрывки из литературных произведений и исторических трудов, выдержки из нормативных актов, словарные статьи, манифесты и другие виды материалов. Сквозная линия кратких введений к этим разнообразным текстам помещает их в понятный исторический контекст и обеспечивает содержательную цельность всего сборника. Каждый источник сопровождается комментариями на русском языке, написанными сотрудниками и выпускниками исторического факультета МГУ: Д.Ю. Бовыкиным, А.А. Вершининым, И.В. Игнатченко, Г.Ч. Моисеевым, Н.Н. Наумовой, Л.А. Пименовой и Т.Б. Пошерстник.

Вошедшие в сборник материалы представляют интерес как с лингвистической, так и с исторической точек зрения, могут быть предметом изучения как в учебном, так и в научном плане.

Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 181. Сер. III: Instrumenta studiorum, 44). Ее полнотекстовая версия публикуется по согласованию с издательством "Алетейя" и ввиду необходимости использования учебно-методического пособия при проведении занятий по французскому языку и страноведению.

Информация о книге на сайте открытого архива публикаций Института политических наук (Париж, Франция).


Суслопарова Е.А. Британские премьер-министры XX века : учебная программа. – Москва: МАКС Пресс, 2018. – 40 с. (Труды исторического факультета МГУ, вып. 124. Сер. III. Instrumenta studiorum, 35)

подробная информация
Учебная программа подготовлена на базе курса, читаемого магистрам исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова на протяжении ряда лет. В ней рассматриваются фигуры всех британских премьер-министров, занявших этот пост в XX веке. Автор сосредотачивает внимание не только на деятельности политиков в должности премьер-министра, но и на формировании их личности, становлении мировоззрения, карьеры в более ранние годы, а также затрагивает последовавший после отставки период жизни. Программа предназначена для студентов, изучающих новую и новейшую историю, а также преподавателей, научных сотрудников и всех интересующихся политической историей Великобритании XX века.

Суслопарова Е.А. Становление и развитие английской социал-демократии в конце XIX–ХX веке : учебная программа. – Москва: МАКС Пресс, 2018. – 32 с. (Труды исторического факультета МГУ, вып. 123. Сер. III. Instrumenta studiorum, 34).

подробная информация
Учебная программа подготовлена на базе курса, в течение многих лет читаемого студентам кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В ней рассматриваются формирование и основные этапы развития английской социал-демократической идеологии, сюжеты, связанные с историей таких организаций, как Фабианское общество, Социал-демократическая федерация, Независимая рабочая партия, лейбористская партия, социал-демократическая партия и ряда др. Программа предназначена для студентов, изучающих новую и новейшую историю, а также преподавателей и всех интересующихся развитием общественно-политической мысли в XX веке, историей левых политических партий.

Маныкин А.С., Печатнов В.О. История внешней политики США. 2-е изд., испр.и доп. – М.: Международные отношения, 2018. – 680 с.

подробная информация
В короткий по историческим меркам срок Соединенные Штаты Америки превратились из сравнительно небольшого, преимущественно аграрного государства, расположенного на периферии системы международных отношений, в мощнейшую державу, играющую ключевую роль в современной мировой политике. Данная работа представляет собой первый в отечественной историографии опыт издания учебника, в котором излагается эволюция внешней политики США с момента их возникновения в конце XVIII в. и до наших дней, выделяются ее основные этапы и события. Авторы прослеживают процесс формирования и совершенствования внешнеполитического механизма США и развития той концептуальной базы, на которой он функционировал, модернизации программно-целевых установок во внешней политике. Важное место в работе занимают сюжеты, связанные с анализом основных направлений региональной политики США. Особое внимание уделяется отношениям между США и Россией, выявлению как круга конфликтных проблем, так и сферы их совпадающих интересов. Работа основана на изучении широкого круга источников и литературы как отечественных, так и американских историков. Она является результатом многолетней преподавательской деятельности авторов, которые в течение длительного времени читали соответствующие лекционные курсы в МГИМО и на историческом факультете МГУ.

История стран Европы и Америки в Новое время 1815-1914: учебник / Под ред. B.C.Бондарчука, И.В.Григорьевой, – М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016. – 496 с.

подробная информация
В учебнике историческое развитие стран Западной Европы и Америки в XIX в. представлено как результат сложного взаимодействия многих факторов: демографии, экономики, социальных и государственно-политических процессов, индивидуального и массового сознания, общественной мысли, религии, науки и культуры. Для студентов учреждений высшего профессионального образования изучающих всеобщую историю. Может быть полезен преподавателям, аспирантам, а также всем, кто интересуется вопросами истории.

Капитонова Н.К., Романова Е.В. История внешней политики Великобритании. – М: Международные отношения, 2016. – 840 с.

подробная информация
Книга является первым в отечественной историографии учебником, посвященным эволюции британской внешней политики с раннего Нового времени, когда закладывались традиции политики баланса сил в Европе и торгово-колониальной экспансии, и вплоть до второго десятилетия XXI в. В работе прослеживается изменение положения Великобритании в системе международных отношений, ее превращение в XIX в. в мощную мировую державу с глобальным охватом интересов и борьба за сохранение этого статуса на фоне возросшей конкуренции на международной арене в XX в., ее последующий переход из категории "великих" в категорию "средних держав первого ранга". Важное место в исследовании занимает анализ основных направлений британской внешней политики – трансатлантического, европейского, по линии колониальной империи, трансформировавшейся в Содружество, а также взаимоотношений Восток – Запад, в формировании которых Великобритания всегда играла одну из ведущих ролей. В основе работы, представляющей собой итог многолетней преподавательской деятельности авторов, читающих на протяжении длительного периода соответствующие лекционные курсы в МГИМО и на историческом факультете МГУ, лежит изучение архивных источников, а также исследований как отечественных, так и зарубежных историков.

История стран Европы и Америки в XXI веке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.С.Белоусова. – М. : Просвещение, 2012. – 257 с. : ил., карт. –  (МГУ – школе).

подробная информация

В предлагаемом пособии в доступной форме освещаются глобальные процессы, происходящие в современном мире, а также история ведущих стран Европы и Америки в последнее десятилетие. Книга построена по принципу лекционного курса, что позволяет совместить изложение нового, не вошедшего в уже изданные школьные и вузовские учебники фактического (страноведческого) материала с описанием картины мира и роли в этом мире современной России.

Книга адресована учителям средней школы, студентам и аспирантам исторических факультетов университетов.


История стран Европы и Америки в Новое время. B 2 ч. Ч. 2. 1700–1815: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. В.С.Бондарчука; [Д.Ю.Бовыкин, В.С.Бондарчук, Н.В.Кирсанова, и др.]. – M.: Издательский центр "Академия", 2011. – 384 с.

подробная информация
В учебнике историческое развитие стран Западной Европы и Америки представлено как результат сложного взаимодействия многих факторов: демографии, экономики, социальных и государственно-политических процессов, индивидуального и массового сознания, общественной мысли, религии, науки и культуры. В части 2 учебника особое внимание уделяется ключевым проблемам истории Европы и Америки XVIII – начала XIX в. – активной реформаторской деятельности и революционным потрясениям. Для студентов учреждений высшего профессионального образования, изучающих всеобщую историю. Может быть полезен преподавателям, аспирантам, а также всем, кто интересуется вопросами истории.

История стран Европы и Америки в Новое время. B 2 ч. Ч. 1. XVII век : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. В.С.Бондарчука; [В.С.Бондарчук, Н.В.Кирсанова, А.С.Медяков и др.]. – M. : Издательский центр "Академия", 2011 – 352 c.

подробная информация
В учебнике историческое развитие стран Западной Европы и Америки представлено как результат сложного взаимодействия многих факторов: демографии, экономики, социальных и государственно-политических процессов, индивидуального и массового сознания, общественной мысли, религии, науки и культуры. В части 1 учебника наряду с традиционным изложением истории отдельных стран содержатся обобщающие тематические главы, позволяющие охарактеризовать основные процессы и специфические черты истории Западной Европы и Америки XVII в. Для студентов учреждений высшего профессионального образования, изучающих всеобщую историю. Может быть полезен преподавателям, аспирантам, а также всем, кто интересуется вопросами истории.

Горохов В.Н. Международные отношения в 2001-2010 годах. Учебно-методическое пособие. – М.: Исторический факультет Московского университета, 2010

подробная информация
Настоящее учебно-методическое пособие посвящено весьма актуальной и крайне сложной теме. В центре внимания автора стоит вопрос о характере современной системы международных отношений, вопрос, от решения которого зависит адекватный анализ конкретных исторических событий. В работе рассматриваются и другие важнейшие проблемы: о влиянии на развитие международных отношений процесса глобализации, о роли глобальных проблем в современной мировой политике, о причинах возникновения очагов военной опасности и вооруженных конфликтов в начале нынешнего столетия. Пособие предназначено для студентов, изучающих историю международных отношений и слушающих соответствующий специальный курс лекций.

Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее : учебное пособие / Под ред. А.С.Маныкина. – М.: Олби Принт, 2010. – 628 с.

подробная информация
Данная книга является первым в России учебным пособием, в котором рассматривается широкий спектр интеграционных процессов в Евразии, Северной и Латинской Америке, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе за период с момента окончания Второй мировой войны до настоящего времени. Особое внимание уделяется теоретическому обоснованию различных форм и методов интеграции, современному состоянию крупнейших интеграционных проектов, в том числе, на постсоветском пространстве. Работа подготовлена авторским коллективом в составе: А.С. Маныкин (МГУ) – ответственный редактор и автор введения, А.В. Бородаев (МГУ) – автор раздела II, А.В. Власов (МГУ), А.В. Гущин (РГГУ), А.С. Левченков (РГГУ) и Е.И. Пивовар (чл.-корр. РАН) – авторы раздела V, Н.Н. Наумова (МГУ) – автор раздела I, A.A. Сидоров (МГУ) – автор разделов III и IV, приложения подготовила И.Д. Тутберидзе (МГУ). Пособие адресовано научным работникам, преподавателям гуманитарных факультетов вузов, студентам, всем, интересующимся проблемами международных отношений, историей и современностью интеграционных процессов.

Основы общей теории международных отношений / Под ред. А.С.Маныкина. –  М.: Московский государственный университет, 2009. – 592 с.

подробная информация
В пособии рассматриваются ключевые понятия и явления, изучаемые в теории международных отношений. Исследуются базовые факторы, определяющие общую динамику функционирования системного механизма в сфере международных отношений, соотношение конфликта и стабильности в процессе эволюции данного комплекса, его переход из одной фазы в другую. Дается характеристика основных системных моделей международных отношений. Специальное внимание уделено анализу подходов ведущих научных школ в отечественной и зарубежной историографии к данным сюжетам.  Для студентов, преподавателей, научных работников, занимающихся теорией и историей международных отношений.

Медяков А.С. История международных отношений в Новое время: учебник для вузов. – М. : Просвещение, 2007. – 463 с.

подробная информация
В учебнике рассматриваются международные отношения в период Нового времени с XVII по XX вв. Всесторонне освещаются дипломатия, международное право, эволюция государственной мощи, специфика международных конфликтов и войн в разные исторические эпохи. Уделяется внимание деятельности видающихся дипломатов и государственных деятелей. Книга адресована студентам, специализирующимся по истории международных отношений, студентам-международникам, политологам. Будет интересен читателям в качестве справочного пособия.

Григорьева И.В. Италия в XX веке: учеб. пособие для вузов. –  М.: Дрофа, 2006. – 256 с.

подробная информация
В пособии представлена история Италии в XX веке. Прослежены закономерности внутри- и внешнеполитического развития государства, эволюция политических партий. Дан обзор социально-экономической и культурной жизни страны. Пособие создано на основе широкого круга источников с учетом последних теоретико-методологических исследований в области новейшей истории. В книге даны физическая и политико-административная карты Италии, приведены сведения об областях и провинциях, а также краткая хронология. Учебное пособие предназначено для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного профиля в качестве учебного пособия по страноеедению.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). Курс лекций. – 3-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 2006. – 349/ с.

подробная информация
В настоящем лекционном курсе рассматриваются наиболее важные проблемы первого периода новейшей истории крупнейших стран Европы и Америки. Главное внимание при освещении истории этих стран в период между Первой и Второй мировой войнами уделяется анализу тех острых дискуссий, которые идут в настоящее время в отечественной публицистике и историографии по вопросу о содсржакик историческою процесса в этот сложный и противоречивый период XX века. Для студентов, аспирантов и всех интересующихся проблемами новейшей истории.

Ватлин А.Ю. Австрия в ХХ веке: учебное пособие для вузов – М.: Дрофа, 2006. — 222 с.

подробная информация

В учебном пособии впервые в отечественной историографии дается систематизированное изложение новейшей истории Австрии. Большое внимание уделяется процессу оформления австрийской нации, формированию национального характера австрийцев. Подробно рассматриваются проблемы социально-экономической и политической жизни Австрийской Республики. Значительное место отводится австро-российским отношениям.

Для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов, институтов и факультетов иностранных языков, а также для учащихся гимназий и лицеев гуманитарного профиля.


Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. – 332 с.

подробная информация

Германская история XX века неотделима от судеб Европы и мировой политики, от "войны идеологий" и "холодной войны", разделивших страну на две неравные части. Пережив две революции и развязав две мировые войны, Германия дважды сумела подняться из руин и вернуться в число ведущих мировых держав. Однако и сегодня нельзя сказать, что она уже в полной мере обрела свое место в новом "европейском концерте". Германский опыт — и неудавшийся рывок к мировому господству, и эволюция двух диктатур, последняя из которых завершилась в конечном счете успехом борьбы немцев за национальную консолидацию и демократический выбор — имеет особое значение для современной России. В свою очередь, без влияния "русского примера" невозможно понять ни германскую революцию 1918 г., ни крах политического режима ГДР в 1989 г. Общность судеб двух крупнейших государств континентальной Европы, их исторические и духовные корни, экономические и политические перспективы являются одними из центральных сюжетов книги.

Книга дает современный взгляд на основные проблемы германской истории и перспективы страны в XXI веке, в ней использованы материалы российских и германских архивов. Автор опирается на научные достижения современных историков и политологов двух стран. Книга снабжена необходимым научно-справочным аппаратом и обращена к широкой читательской аудитории. Она может служить в качестве дополнительного учебного пособия по истории и страноведению для студентов гуманитарных специальностей, а также в качестве информационной базы для журналистов-международников и политологов.


История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 гг.: Учебник для студентов вузов по специальности "История" / Л.С.Белоусов, И.В.Григорьева, В.П.Смирнов и др.; Под ред. Е.Ф.Язькова. – М.: Простор, 2004. – 556 с.

подробная информация
В учебнике излагается история главных стран Европы и Америки с 1918 по 1945 годы. Специальные разделы посвящены социально-экономическому и политическому развитию, массовым общественным движениям, международным отношениям, идеологии и культуре. Особое внимание уделено важнейшим проблемам 20-х - 30-х годов XX века: революционному движению, фашизму, Народному фронту, Новому курсу Ф. Рузвельта, государственному регулированию экономики, истории второй мировой войны. Учебник написан на основе преподавания истории новейшего времени коллективом кафедры новой и новейшей истории Исторического факультета Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. Авторы стремились дать объективную картину исторических процессов, происходивших в мире в 1918-1945 гг., предложить свой взгляд на их возникновение и развитие. Для студентов исторических факультетов университетов.

Горохов В.H. История международных отношений. 1918-1939: Курс лекций. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 288с.

подробная информация
Настоящий лекционный курс посвящен истории международных отношений в период между двумя мировыми воинами. Главное внимание уделено процессу становления, развития и крушения Версгпьско-Вашингтонской системы. Используя обширный фактический материал, широкий круг источников и данные современной историографии, автор рассматривает наиболее важные н дискуссионные проблемы мировой политики межвоенного периода, стремится дать взвешенную оценку крупнейшим международным событиям этого времени. Для студентов гуманитарных специальностей вузов и всех интересующихся историей международных отношений.

Строганов А.И. Латинская Америка в XX веке: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.

подробная информация

В учебном пособии прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития данного региона. Подробно анализируются этапы станокпения современного латиноамериканского общества, пpoцeœы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Особое внимание автор уделяет Аргентине, Бразилии, Кубе, Мексике, Чили, сыгравюим значительную роль как в истории Латинской Америки, так и в новейпюй истории XX в.

Для студентов исторических факультетов университетов и педагогичес ких вузов, а также для студентов институтов иностранных языков пучащихся гимназии и лицеев гуманитарного профиля. В целом книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной истории.


История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 гг.: Учебное пособие для студентов вузов по спец. "История" / Л.С.Белоусов, В.П.Смирнов, А.И.Строганов и др.; Под ред. Е.Ф.Язькова. – М.: Простор, 2001. – 480 с.

подробная информация
В учебном пособии, подготовленном учеными Московского государственного университета, излагается история стран Европы и Америки во второй период новейшей истории. Специальные проблемные главы, посвящены вопросам социально-экономического развития, массовых социальных движений, международных отношений после второй мировой войны и на современном этапе. Авторы пытаются дать студентам объективные представление о политическом спектре современного общества в основных странах Европы и Америки, об эволюции партийно-политических структур, о процессах, происходящих в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о состоянии культуры в современном мире, предлагая свой взгляд на сложнейшие проблемы нашего времени. Большое место отводится страноведческим главам.

Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001. - 352 с.

подробная информация
В пособии представлена многомерная картина развития французского общества в XX веке. Подробно раскрыта эволюция социально-экономических отношений, внутренней и внешней политики страны, читатель знакомится с основными течениями в идеологии и культуре, с образом жизни французов. Изложение доводится вплоть до осени 2000 года, включая последние политические события истории Пятой республики. Для студентов исторических факультетов университетов и педагогических вузов, а также студентов институтов иностранных языков. Может быть полезно специалистам-франковедам и всем, кто интересуется историей Франции.

Историография нового и новейшего времени стран Европы и Америки: Учебное пособие для студентов / Под. ред. И.П.Дементьева, А.И.Патрушева – М.: Простор, 2000. – 432 с.

подробная информация
В учебном пособии рассматривается историческая наука XX века в ведущих странах Европы и Америки. Показаны основные историографические направления и школы, творчество ведущих историков отдельных стран, их вклад в развитие мировой исторической науки. Значительное внимание уделено становлению и развитию "новой научной истории", ее главным чертам и особенностям. Охарактеризованы проблематика научных исследований, исторические центры, учреждения и периодика. Книга является продолжением вышедшего в 1990 г. учебного пособия "Историография истории нового времени стран Европы и Америки".

Историография истории нового времени стран Европы и Америки: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "История" [А.В.Адо, И.С.Галкин, И.В.Григорьева и др.] / Под ред. И.П.Дементьева. – М.: Высшая школа, 1990. – 512 с.

подробная информация
В книге рассматриваются основные школы и направления историографин нового времени стран Европы и Америки от зарождения и становления исторической науки (XVI-XVIII вв.) до начала XX в. Существенное внимание уделено возникновению и развитию марксистской историографин. В пособии освещается историография отдельных стран Европы и Америки на фоне общих закономерностей развития исторической мысли в XVI – начале XX вв.

Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высшая школа, 1979. - 376 с.

подробная информация
В книге освещаются важнейшие проблемы экономической, социальной и политической жизни Франции в период новейшей истории. Прослеживается история рабочего движения, образование и деятельность Французской партии, эволюция буржуазных политических партий.


[1 - 26 из 26]
Вам показан весь список    

Тематики каталога

Вы можете выбрать интересующую тематику, нажав на соответствующее ключевое слово, расположенное в списке ниже. После установки фильтра будут показаны только публикации с выбранными ключевыми словами.

Показать все книги каталога