Каталог публикаций
Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации
Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.
8 июля 1932 году в Старом Крыму от тяжелой болезни скончался удивительный человек и уникальный для русской, да и мировой литературы, писатель – Александр Степанович Грин (Гриневский). Жизнь создателя легендарной феерии "Алые паруса" была тяжелой, полной скитаний и несбывшихся надежд: за отмеренный ему судьбой пятьдесят один год он, в детстве начитавшийся приключенческих романов, успел побывать и моряком, и босяком, и революционером-подпольщиком, послужить в армии и дезертировать, добиться признания своего литературного таланта и быть жестоко ошельмованным советской властью и коллегами за "безыдейность" своего творчества.
Жизнь Грина действительно была очень насыщенной. Но в своем стремлении рассказать о ней исследователи сталкиваются с существенной проблемой: автобиография Грина ("Автобиографическая повесть", 1931 г.) грешит неточностями и вполне сознательными ошибками. Его биографы пытались объяснить этот прискорбный с их точки зрения факт тем, что мемуары Грина создавались им либо как сочинение беллетристическое, "литературное", призванное противопоставить героя-мечтателя угнетающей его реальности, либо как попытка подладиться под победивший в искусстве соцреализм, вслед за Чеховым и Горьким высветив ужасающую убогость дореволюционной действительности.
Однако А.А. Левандовский полагает иначе. Не довольствуясь оценками своих предшественников, он на материале воспоминаний и произведений Грина, сохранившихся архивных материалов и свидетельств знавших писателя людей убедительно доказывает, что ошибки и неточности в воспоминаниях писателя (которые он сам хотел назвать "Легенды о себе") вызваны упорным желанием воссоздать для читателя процесс становления своей личности. Тщательно вписывая А.С. Грина в литературно-исторический контекст, автор подчеркивает редкую неординарность своего героя и уникальность его дарования, выделяя те черты, которые позволяют говорить о Грине как о совершенно особенном писателе – на все времена.
Анализ "Автобиографической повести" Грина служит стержнем для нового подхода к пониманию духовного мира писателя. Сам А.А. Левандовский отмечает: "Еще раз хочется повторить то, что было сказано выше: "Повесть" – произведение стилистически и эмоционально сдержанное предельно. Там, где речь идет о «городе и мире», эта сдержанность иной раз доходит до формальной констатации фактов, что вполне может вызывать раздражение читателя – ведь так естественно, вслед за Сандлером, возжелать «сочных бытовых зарисовок». Однако там, где Грин осуществляет свою главную – а по сути, и единственную – авторскую задачу: раскрывает процесс своего духовного становления, там он по-прежнему мастер. Пусть это и мастерство несколько иного рода, чем в его лучших, по-настоящему гриновских, произведениях…"
О том, какие преграды пришлось преодолеть Александру Грину на пути к заветному Зурбагану, и почему его жизненный путь походит на пожирающего свой хвост змея Уробороса можно прочитать в книге "Александр Грин на пути к счастью".
В монографии впервые систематизирован, проанализирован и репродуцирован практически весь известный к осени 2021 года массив зооморфных изображений, выполненных в соответствии с канонами скифо-сибирского звериного стиля и относящихся к скифской археологической культуре Северного Причерноморья и Северного Кавказа VII – начала III в. до н.э. Представлено более 2500 изображений, формирующих 355 морфологических типов. На основании объективных хроноиндикаторов и с учетом реконструированной автором внутритиповой и межтиповой иконографической динамики разработана подробная хронология восточноевропейского локального варианта скифо-сибирского звериного стиля.
Автором моделированы процессы генезиса и эволюции образов, сюжетов, мотивов и основных художественных приемов восточноевропейского скифского звериного стиля. Прослежены связи данного феномена с другими локальными вариантами скифо-сибирского звериного стиля, с древнегреческим и фракийским искусством, с искусством древней Передней Азии, а также с зооморфными традициями оседлоземледельческих археологических культур Северного Кавказа - меотской и кобанской. Затронуты вопросы семантики скифского звериного стиля.
На примере систематизации изображений восточноевропейского локального варианта скифо-сибирского звериного стиля предлагается алгоритм учета, классифицирования и буквенно-цифрового кодирования изображений в зверином стиле на всем пространстве скифо-сибирской культурно-исторической области, что позволит в дальнейшем изучать скифо-сибирский звериный стиль с его разнообразными локальными вариантами на единой основе.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 215. Сер. II: Исторические исследования, 146).
Полнотекстовая версия издания доступна в электронной библиотеке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
В сборнике объединены статьи, подготовленные по материалам ежегодной научной конференции, посвященной памяти выдающегося историка искусства, профессора В.Н. Лазарева (1897 -1976) в 2010 году, а также несколько докладов, прозвучавших на конференциях 2014-2016 годов. Книга собрала яркий коллектив авторов, среди которых – представители нескольких поколений исследователей, ведущие специалисты в области истории древнерусского и византийского искусства и истории классического искусства Запада: преподаватели Московского государственного университета, сотрудники научных, учебных, музейных и реставрационных центров, зарубежных университетов и фондов. В статьях характеризуются актуальные проблемы современной истории искусства, приводятся новые сведения об известных памятниках и публикуются новооткрытые произведения. Книга рассчитана на историков искусства и культуры, историков, студентов гуманитарных вузов, всех интересующихся проблемами византийского и древнерусского искусства, европейского искусства средневековья, Возрождения и Нового времени.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 200. Серия II: Исторические исследования, 131).
На рубеже XIX-XX веков Балканы превратились в "лабиринт" мировой политики, в котором происходило неминуемое столкновение интересов великих держав, стремившихся заполнить его своим влиянием. Не стала исключением и Великобритания — мировая держава, глобальное лидерство которой начало размываться к началу XX в. Поиски утраченного равновесия, т.е. состояния системы, которое обеспечило бы ей комфортную мирополитическую среду, обусловливали внимание Англии к тем трансформациям, которые разворачивались в Юго-Восточной Европе. Изучение балканской политики Великобритании позволяет нам выйти на ряд проблем, важных для понимания истоков Первой мировой войны: международное измерение эрозии многонациональных Османской империи и Австро-Венгрии; превращение малых стран региона из объектов в субъекты международных отношений; модели взаимодействия великих держав в процессе переформатирования регионального порядка на Балканах. Особое внимание уделено механизмам и методам проведения британской политики в регионе. Монография написана на основе широкого круга разнообразных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 204. Сер. II: Исторические исследования, 135).
Настоящий сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 9-10 апреля 2021 года в МГУ конференции "Русское искусство. Мимезис и утопия" и посвящен памяти профессора В.С. Турчина. В качестве предмета обсуждения была избрана тема мимезиса и утопии, позволившая создать напряженное проблемное поле и проанализировать творческие стратегии, определившие пути развития русского искусства Нового времени и XX столетия. Если миметический подход заключается в воспроизведении форм и явлений, уже существующих в действительности (в том числе в художественной сфере), то утопический принцип предполагает бегство от нее или создание иной реальности, которая может мыслиться как своего рода путеводная звезда, направляющая человечество или индивида к высшей цели, или как умозрительная альтернатива, не претендующая на практическое осуществление, но дающая шанс хотя бы мысленно отойти от сложившихся норм. Это полярные пункты, между которыми заключена история мирового искусства, но в реальной художественной жизни мимезис и утопия могут вступать в гораздо более сложные и разнообразные отношения. В статьях сборника показана вариативность этих отношений.
Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.
Книга продолжает серию коллективных монографий "Очерки русской культуры", посвященных XIX веку (в 6 томах. М., 1998-2005) и рубежу XIX–ХХ веков (т. 1-3. М., 2011, 2016). Задача проекта – представить социокультурный срез жизни российского общества в военные годы в её полноте и многообразии. Исследование отличает комплексность подхода, наличие сквозных сюжетов и взаимные отсылки внутри текста очерков. Авторы постарались показать, что война не прерывала процессы в общественной, социо-культурной и повседневной жизни. Но она создавала качественно новую реальность и, соответственно, новое осмысление и ощущение событий в общественно-культурной жизни. Как создатели культуры, так и её реципиенты впервые столкнулись с событиями такой длительности и массовости. Дальнейшее развитие общественно-культурной жизни не просто продолжало остановленные Первой мировой войной процессы, оно подытоживало и использовало опыт военных лет.
Концепция проекта разработана лабораторией истории культуры под руководством д.и.н., г.н.с. Л.В. Кошман. В написании очерков участвовали специалисты разных научных и учебных центров.
Издание снабжено иллюстрациями и именным указателем.
- История России до начала XIX века
- История России XIX - начала XX веков
- История России XX - XXI веков
- Источниковедение
- История древнего мира
- История средних веков
- Новая и новейшая история
- История южных и западных славян
- История стран ближнего зарубежья
- История общественных движений и политических партий
- История культуры
- Археография
- История Церкви
- Археология
- Этнология
- Историческая информатика
- История отечественного искусства
- Всеобщая история искусств
- Древние языки
- Иностранные языки
Вы можете выбрать интересующую сюжет, нажав на соответствующее ключевое слово в списке ниже:
Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.