Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Научные публикации

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Хачатуров С.В.  Романтизм вне романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 8 п.л.

подробная информация
Книга написана на тему «история искусств как предвидение или провидение». Эпоха романтизма изучена достаточно подробно. Однако некоторые понятия, что стали принципиальными в эпистеме романтизма, мерцали задолго до XIX столетия. Достаточно вспомнить о том, что само слово «Романтизм» возникло в эпоху барокко. Намерением автора было обратиться к этим «двойникам романтизма» и, прощупав пограничные зоны культуры, до-знаться о тех сомнительных с позиций академического канона смыслах, парадигмах, что парадоксальным образом подтверждали различия, не общее, но особенное в культуре Романтизма и предшествующих ему эпох. Те романтические образы и темы, что путешествуют по страницам предлагаемой книги во многом оппозиционны языку культуры собственно романтической. То есть формулируемый нами романтизм оказывается во многом омонимом романтизму XIX столетия. Методологически подобная модель -  поиск идейного различия культурных текстов разных эпох при их формальном сходстве – конечно же, восходит к знаменитому труду Эрвина Панофского «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада». Труд великого создателя иконологического метода изучения и интерпретации искусства позволяет увидеть рождение великого художественного стиля будто в обратной перспективе, помогает отказаться от инспирированной позитивизмом, неверной во многом эволюционистской модели культуры, когда каждый предшествующий период как бы подготавливал другой и в сознании некоторых интерпретаторов оказывался будто бы слегка ущербным по сравнению с тем самым окончательным и главным «большим» стилем (будь то Ренессанс, Романтизм, Реализм). Книга не может претендовать на совершенную и завершенную систему культурных значений, идей и образов. С помощью пластических искусств она лишь помогает установить некоторые зеркала, в которых будущая романтическая эпоха странным образом видит свое перевернутое изображение, своего антипода-двойника. Жанр книги – собрание очерков, которые группируются по трем разделам: Письмо, Автор, Лейтмотивы.

Турчин В.С. Одинокие в поисках смысла жизни. Мастера дефигурации и трансфигурации. М.: Московский музей современного искусства, 2009. - 320 с.

подробная информация
В книге рассмотрено творчество 23 художников, формировавшихся в 1960-1970-е годы в России, преимущественно Москве, Петербурге и Одессе (часть из них ныне живет за рубежом). В отличие от сторонников радикальных художественных решений все они придерживаются фигуративного искусства. Хотя, конечно, художественный язык их своеобразен, и одни тяготеют к реализму, другие – к знаку и символу (то, что автор называет дефигурацией и трансфигурацией).  Задача автора заключалась в том, чтобы раскрыть образный строй произведений этих мастеров, указать на формальные решения избранных ими тем. Всё это дает возможность показать часть панорамы активной художественной жизни страны. Первоначально их творчество встречалось властями крайне негативно, их работы не брали на выставки, самих мастеров не принимали в творческие союзы. Тем не менее, по мере либерализации, их искусство получало всё больший доступ к зрителю. В настоящее время все они признаны крупными мастерами. Те начала, которые ими были заложены тогда, развиваются у них и по сей день. Они сохраняют те выбранные ими ранее стратегии, которые кажутся плодотворными. Автор стремился показать, что есть общего в их искусстве, определенного временем, и что определяет яркую индивидуальность каждого. Композиция книги строится следующим образом: дано введение, обрисовывающее общую ситуацию, а затем следует творческие портреты избранных мастеров.  

Алленов М.М. История русского искусства. Т. II. Русское искусство XVIII- начала XX в. М. Белый город, 2008. - 334 с.

подробная информация
Второй том «Истории русского искусства» посвящен основным событиям и именам отечественного изобразительного искусства XVIII и XIX  столетий в историческом пространстве, получившем некогда наименование «петербургского периода». Программное «западничество» образует сверхсюжет этого периода. Внутри него вырисовывается ряд коллизий, составляющих проблемное поле изложения: судьба антитезы «Москва – Петербург»; символика моря и корабля в связи с иконографией высотных композиций в русской архитектуре; принцип новоевропейского «регулярства» в градостроительной практике; пути усвоения и становления жанровой системы и перспективного образа мира в искусстве, где еще жива была память иконной изобразительности, и, наконец, перемена культурных ролей Москвы и Петербурга в конце рассматриваемого периода. Книга М.М.Аленова демонстрирует авторский взгляд на развитие отечественного искусства указанного периода.


[19 - 21 из 26]

Научная активность

Отражение научной деятельности сотрудников кафедры в системе "Истина"


Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ