Новости кафедры
20 ноября 2019 года представители кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ выступили с докладами на Международной конференции "Урбанизация, транспорт, миграции во второй половине XIX - второй половине XX вв.", состоявшейся в Московском кампусе РАНХиГС и организованной Центром российских исследований и кафедрой истории экономики Института общественных наук РАНХиГС.
Заведующий кафедрой, чл.-корр. РАН, д.и.н., профессор Л.И.Бородкин выступил с пленарным докладом "Крестьянские миграции в России/СССР (по материалам Всесоюзной переписи населения 1926 г.): статистический и геоинформационный анализ".
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи выступления
В докладе была представлена единая пространственная картина крестьянских миграций, протекавших на всей территории страны в последней четверти XIX — первой четверти XX вв., полученная с помощью ГИС-технологии, с использованием предложенных автором доклада статистических методов анализа сетей миграционных потоков. Полученная типология регионов дает возможность сопоставить основные направления миграций с обеспеченностью их железными дорогами.
К.и.н., доцент С.А.Саломатина представила доклад "Участие коммерческих банков и железных дорог в торговле сельскохозяйственной продукцией в Центральном Черноземье в последней трети XIX в.: статистический анализ" (соавтор - выпускник магистерской программы "Историческая информатика" исторического факультета МГУ В.Я.Ивакин).
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи выступления
Доклад был посвящен банковскому обслуживанию сельского хозяйства в конце XIX в., которое по разным причинам очень слабо изучено, однако без этого блока получается неполная картина экономического роста Российской империи в конце XIX в. Выступающая представила результаты исследования соотношения урожая зерновых, их перевозок по железным дорогам и банковских кредитов, связанных с торговлей зерновыми и их производством в Центральном Черноземье в 1870-е - 1890-е гг. Это вопрос о качестве инфраструктуры (транспорт и банковский сектор), обслуживавшей сельское хозяйство.
Основной вывод докладчика состоит в том, что в 1870-е - 1880-е гг. на территории Центрального Черноземья железные дороги перевозили 25-32% объема зерновых по сравнению с урожаем, а объемы банковского кредита составляли 8-15% условного урожая. За 1890-е гг. инфраструктура транспорта выросла в значительно большем объеме, чем банковский кредит, который тоже в тот период находится в фазе быстрого роста. В результате у современников возникало ощущение отставания банковского сектора от потребностей реального сектора.
В работе конференции приняли участие специалисты из Великобритании, США, Испании и России, которые обсуждали различные аспекты влияния развития транспортной инфраструктуры на процессы урбанизации и мобильности населения в России середины XIX - второй половины XX века, в период социально-экономической модернизации России. Отдельное внимание было также уделено сюжетам, связанным с историческими источниками и количественными методами изучения развития транспортной инфраструктуры, урбанизации и движения населения.
Сто лет назад, 21 января 1924 года, умер основатель и первый руководитель советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Почему после тяжелой болезни большевистского вождя изолировали соратники по партии? Зачем незадолго до смерти Ленин заставил Сталина извиняться и мстил ли тот ему за это? Кто решил не хоронить Ленина, а забальзамировать его и выставить на публичное обозрение? Почему в 1920-х годах проиграл Троцкий, а преемником Ленина стал Сталин? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал к.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ А.В. Гусев.
|