Археологическая практика
Кафедра археологии обеспечивает организацию и проведение археологической практики как составной части учебного плана исторического факультета. Время проведения практики – июль-август.
По своим целям и задачам различаются 2 уровня археологической практики.
I - Общеобразовательная археологическая практика
предусматривает знакомство студентов I курса дневного отделения с одним из археологических памятников как особым видом исторического источника. Объем археологической практики этого уровня составляет 2 недели.
Общеобразовательная практика проводится на базе одной из стационарных археологических экспедиций факультета. В настоящее время студенты I курса проходят археологическую практику в составе Новгородской, Смоленской, Крымской, Античной, Ставропольской, Южно-Уральской и Донской экспедиций.
Задачами общеобразовательной археологической практики являются:
- ознакомление с основными методами организации археологических полевых исследований;
- обучение основным принципам проведения раскопок и фиксации материалов в процессе археологического исследования;
- формирование общих практических навыков применения современных приемов и методик стационарных археологических исследований памятников археологии различных видов и различных эпох;
- выработка способностей к пониманию основных закономерностей формирования культурного слоя, погребального сооружения, структуры археологического памятника;
- ознакомление с экспозициями музеев, с археологическими, архитектурными и историческими памятниками района базирования экспедиции.
II - Специализированная археологическая практика
проводится для студентов кафедры археологии. Ее объем составляет 8 недель для дневного обучения и не менее 4 недель для вечернего. Цель специализированной археологической практики – практическое закрепление знаний, полученных в ходе лекционных теоретических курсов, сбор материала для подготовки бакалаврских и магистерских работ.
Специализированная археологическая практика имеет определяющее значение в выборе студентами направления своей дальнейшей профессионализации. Этот жизненно важный для молодого человека шаг определяется рядом факторов и не в последнюю очередь своеобразием взаимоотношений "преподаватель-студент", сложившимся на кафедре.
За время обучения специализирующиеся студенты проходят обязательную практику (на I и II курсах) и индивидуальную (на III курсе).
На I и II курсах студенты, собирающиеся обучаться по профилю "Археология", проходят обязательную специализированную археологическую практику проводится на базе двух экспедиций - Смоленской (для I курса) и Новгородской (для II курса), где происходит первичное знакомство студентов с методикой полевых работ на классических археологических объектах.
На III курсе студентам кафедры предоставляется возможность самостоятельного выбора археологической экспедиции кафедры либо других учреждений (ИА РАН, ГИМ и др.). Индивидуализированная практика студентов III курса определяет дальнейшую узкую специализацию, выбор научного руководителя и тему выпускной квалификационной работы.
Задачами специализированной археологической практики являются:
- изучение основных методов фиксации материалов в процессе археологического исследования, традиционных и новых методов археологических разведок и стационарных раскопок памятников различных видов и различных эпох;
- формирование практических навыков применения современных приемов и методик исследования памятников археологии в ходе самостоятельных археологических исследований или в ходе практической учебной и педагогической деятельности;
- выработка способностей к пониманию основных закономерностей формирования культурного слоя, погребального сооружения, структуры археологического памятника;
- ознакомление с основами краеведческой работы;
- ознакомление с экспозициями и коллекциями (фондами) музеев, с археологическими, архитектурными и историческими памятниками района базирования экспедиции.
Ознакомьтесь с информацией о распределении студентов I курса очной (дневной) формы обучения (направление "История") по археологическим экспедициям для прохождения в 2024 году общеобразовательной археологической практики.