Студенческие практики
Процесс обучения на кафедре предусматривает прохождение студентами нескольких видов практик: архивной, педагогической и музейной.
Архивная практика проводится для студентов кафедры III курса очного (дневного) обучения и IV курса очно-заочного (вечернего) обучения после завершения ими летней сессии. Руководитель практики – Т.А.Круглова. Продолжительность практики – 2 недели. Форма отчётности – зачёт.
Профессиональная деятельность историка, а тем более источниковеда, немыслима без изучения архивных документов. Но работа с ними требует знаний и умений, без которых невозможно извлечь максимально полную историческую информацию. Для того, чтобы студенты приобрели необходимые навыки и приёмы работы с материалами архивов кафедра источниковедения организует архивную практику.
Целью практики является повышение профессиональной подготовки будущих исследователей за счёт углубления знаний и практических навыков студентов по источниковедению, дипломатике, палеографии, хронологии. В ходе практики студенты приобретают практический опыт работы с подлинными документами, что призвано способствовать повышению эффективности их будущей самостоятельной работы с источниками в период подготовки дипломных сочинений и в последующем научном творчестве. Не менее важной составляющей архивной практики является знакомство с повседневной работой архивохранилищ, их структурой, составом фондов и историей их образования. В результате студенты лучше понимают, как формируется источниковая база изучения разных исторических эпох.
Обычно практика проходит на базе Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Московского городского объединения архивов, иногда некоторых других центральных и ведомственных архивов. В 2017 г. кафедра заключила договор с Главным архивным управлением Московской области о том, чтобы студенты-источниковеды могли практиковаться в Центральном государственном архиве Московской области (ГКМО ЦАМО).
Непосредственно в ходе практики студенты принимают участие в плановой работе того или иного архива по обработке ранее не описанных документов, по развитию и совершенствованию его научно-справочного аппарата. Нередко практикантов привлекают для составления карточек для именного каталога, в подготовке ответов на тематические запросы различных учреждений и частных лиц. Все выполняемые студентами виды работ фиксируются в специальном дневнике прохождения практики, который является письменной формой отчётности.
Библиотечно-библиографическая практика осуществляется кафедрой источниковедения совместно с сотрудниками справочно-библиографического отдела Научной библиотеки Московского университета. Руководитель практики: Н.Г.Абрамова.
Цель практики заключается в том, чтобы познакомить студентов с основами общей и специальной исторической библиографии, привить навыки работы со справочной литературой и каталогами библиотеки, научить правилам библиотечной эвристики, т.е. целенаправленного подбора литературы по темам курсовых и выпускных работ. Длительность практики определена в 3 недели. Формой отчётности является дифференцированный зачёт.
Сама практика состоит из двух циклов. На первом этапе преподаватели кафедры источниковедения читают установочные лекции по проблематике практики: об истории и развитии книгопечатания и книжного дела в России, информационной культуре и современной книге. Второй этап проходит непосредственно в библиотеке МГУ. Здесь работники библиотеки знакомят студентов с историей библиотеки, с основами библиографического поиска, стандартами составления библиографического описания, учат работать с библиотечными каталогами и электронными ресурсами, объясняют, как следует делать сопроводительный справочный материал к научным работам (прежде всего, как правильно оформлять сноски и ссылки согласно ГОСТу), проводят экскурсии по библиотечным хранилищам, Музею истории МГУ, Отделу редких книг и Отделу устной истории. Затем библиотекари устраивают внутренний зачёт, в котором проверяют степень овладения практическими навыками поиска информации в библиотеках. Параллельно практиканты выполняют задания, которые им дают руководители от кафедры. Обычно предлагается самостоятельно создать археографическое описание печатного издания, сделать реферативный библиографический обзор литературы по какой-либо проблеме, написать эссе по вопросам современных аспектов книговедения. Успешное выполнение поэтапных заданий оценивается в конечном итоге соответствующим баллом.
Экскурсионно-ознакомительная проводится для интегрированных и внешних магистрантов I года обучения в летнее время, после завершения сессии. Длительность практики составляет 3-4 недели. Руководитель практики – В.В.Алексеев.
Во время экскурсионно-ознакомительной практики студенты посещают места исторических событий, знакомятся с архитектурными памятниками, музеями. Параллельно студенты самостоятельно подготавливают и проводят одну-две экскурсии. Практика состоит из трёх взаимодополняющих элементов. Во-первых, для студентов организуется установочная лекция о том, как правильно надо составлять маршрут экскурсии историко-культурного профиля, как представлять одиночный памятник истории и культуры туристам, проводится инструктаж по мерам безопасности, которые надо соблюдать во время экскурсии. Во-вторых, устраиваются пешие экскурсии в Москве (например, в Коломенское, Китай-город, ВВЦ (ВДНХ), Царицыно, Останкино, Кусково). В ряде случаев организовывались выездные экскурсии на автобусах за черту Москвы. Студенты смогли увидеть достопримечательности Подмосковья и некоторых других областей. В рамках практики студенты посещают музеи. Наиболее устойчивые связи у кафедры источниковедения сложились с Государственным историческим музеем, Всероссийским музеем декоративно-прикладного искусства, Музеем Москвы, Венно-историческим музеем 1812 года в г. Малоярославце. Наконец, по-прежнему, студенты обязаны разработать и провести одну-две экскурсии – обзорную или тематическую.
Практика для студентов бакалавриата и магистратуры проходит в последний год обучения, после зимней сессии в январе, длительность её две недели. Руководство практикой осуществляется О.С.Петровой (очное обучение), Т.В.Агейчевой совместно с учителями-методистами принимающей практикантов школы.
Перед началом работы в школе студентам читается лекционный курс, который даёт теоретические знания по методике преподавания истории в школе. Сама педагогическая практика состоит из пассивной и активной частей.
В ходе пассивной компоненты практики студенты обязаны посетить уроки того школьного преподавателя истории, за которым они закреплены. При этом практикант изучает коллектив класса, где будет проводить уроки, узнаёт требования конкретного учителя. Кроме того, каждый студент должен присутствовать на уроках, которые дают его сокурсники, принимать участие в обсуждении этих занятий.
В период активной части практики студенты должны провести уроки самостоятельно у школьников с 6 по 10 класс. Заранее, вместе с руководителям практики, методистом и школьным учителем определяются тема и содержание уроков на основе действующих школьных программ.
Каждый практикант обязан представить личный дневник практики и план-конспект проведённого урока. Методист школы составляет на практикантов персональные характеристики. Затем студенты сдают зачёт руководителю практики от кафедры, и им проставляется соответствующая достигнутым результатам оценка. Окончательные итоги проведения педагогической практики обсуждаются на одном из заседаний кафедры, на которое приглашаются студенты.