Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Владимир Сергеевич Шульгин (1935–1998)

Б.И. Краснобаев

Владимир Сергеевич Шульгин (13.8.1935–17.2.1998) родился в пригороде Москвы, в Перово, в семье инженера-химика. Раннее детство пришлось на военные годы. Владимир Сергеевич был старшим из троих детей. С юных лет в нем была воспитана готовность брать на себя больше, чем другие, быть ответственным и надежным в выполнении любого дела. Окончив в 1953 г. школу с золотой медалью, он поступил на Исторический факультет Московского университета. Учился он блестяще. В студенческие годы проявился его интерес к научной работе. Занимаясь в семинаре под руководством А.М. Сахарова, он написал работу о Ярославском и Ростовском княжествах, которая была опубликована в виде статьи в журнале «Научные доклады высшей школы. Исторические науки». С учителем ученика долгие годы связывала общность научных интересов и большая дружба.

После окончания с отличием в 1958 г. университета Владимир Сергеевич работал в Центральном государственном архиве древних актов и Историческом музее. Поступив в 1960 г. в аспирантуру на кафедру истории СССР периода феодализма, он увлеченно занимается проблемами истории русской церкви. Избрав в качестве основного направления исследования раскол русской церкви, старообрядчество и другие религиозные течения, он написал и блестяще защитил в 1967 г. кандидатскую диссертацию «Движения, оппозиционные официальной церкви, в России в XVII веке». К сожалению, работа осталась неопубликованной. Сама постановка проблемы была новаторской. Шульгин фактически впервые в советской исторической науке всесторонне исследовал народные религиозные верования, такие как капитоновщина, беспоповщина, хлыстовщина. Официальное христианское вероучение и народная религиозность, их противостояние и взаимопроникновение – такой подход позволял на многие явления в духовной жизни посмотреть по-новому. Непримиримый противник всякого рода упрощения в оценке раскола, Шульгин показал сложность этого явления, несоответствие между объективно антикрепостническим, стихийным, народным движением в расколе и, уводящей в замкнутый мир, идеологией расколоучителей.

Вся жизнь Шульгина была неразрывно связана с Московским университетом. После окончания аспирантуры он был оставлен для работы на кафедре истории СССР периода феодализма, в 1964–1969 годах был младшим научным сотрудником, а затем старшим научным сотрудником и доцентом. Он был поистине «университетским человеком», что во все времена означало глубину знаний предмета, которым ты занимаешься, и бескорыстное желание делиться этими знаниями. Он был талантливым педагогом и лектором. Многие годы Шульгин читал общий курс истории России, курсы по истории русской культуры, по истории культуры народов СССР, истории религии и церкви, целый ряд специальных курсов. Его лекции отличались глубиной мысли, логикой, умением просто говорить о сложном, эмоциональной формой подачи материала. Он был мастером «живого слова». Его лекции были известны далеко за пределами факультета. Он выступал в лектории музеев Кремля, в «Коломенском», в Загорском музее, как специалиста его хорошо знали и ценили в Историческом музее.

История русской культуры была одним из основных направлений его научно-исследовательской деятельности. Немало сил было отдано работе над «Очерками русской культуры». С начала 70-х годов он работает над эти изданием как заместитель ответственного редактора и автор (тома по XVI в., затем по XVII в.). За этот труд он в числе других авторов был удостоен Государственной премии в 1982 г. Для Владимира Сергеевича было характерно глубокое понимание историко-культурного процесса, что нашло отражение в главах, написанных им для учебника по «Истории русской культуры» выпущенного уже четырьмя изданиями.

Его статьи о русской церкви в XVII и XVIII веках наметили новые подходы к изучению этого института. Не случайно, именно он был приглашен патриархом Алексием для работы над «Историей русской церкви» митрополита Макария. Огромная работа была выполнена им по подготовке и комментированию последнего издания собрания сочинений С.М. Соловьева. Он внес заметный вклад в публикацию исторических документов. Им были подготовлены сборники документов, посвященные расколу и общественной мысли, городским восстаниям в XVII в., крестьянской войне Степана Разина. Глубокий исследователь, скрупулезный и вдумчивый публикатор источников и исторических сочинений, он был автором работ по истории Московского университета, а также трудов по истории XVII в., обращенных к широкому читателю («Встречь солнцу» – о Ермаке, «Бунташный век» – о Степане Разине). Его работы отличает выверенность мысли. Он принадлежит к старому поколению исследователей, «докомпьюторного» века, когда к печатному слову относились с уважением и ответственностью.

Владимир Сергеевич был исключительно интересным собеседником. Он всегда был в курсе всех новых исследований по истории средневековой Руси. Но круг его книжных интересов выходил далеко за рамки специальности. С большим вниманием он относился к книгам по философии, особенно теории познания. В повседневной жизни он придерживался старого принципа: «на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся». Человек долга, он никогда не отказывался от работы, которую ему поручали. Он не успел написать многое из того, что мог и хотел.

Обаяние личности Владимира Сергеевича неотделимо от его страстного увлечения походами, байдаркой, рыбалкой. Летом он бежал от городской суеты. Ему обязательно надо было почувствовать свою сопричастность с природой, прикоснуться к вечному. Он был натурой поэтически чувствующей. Эрудиция, интеллигентность, душевная чистота и щедрость – все эти качества гармонично сочетались в одном человеке.

Л.Н. Вдовина

Основные труды В.С. Шульгина

Литература о В.С. Шульгине