Научная деятельность
Преподавание истории на университетской кафедре не представляется возможным без научных исследований.
Только интенсивная научная деятельность позволяет придавать лекционным курсам и программам семинарских занятий необходимую и выверенную структуру, ясность и логичность в подаче материала, наполняет их актуальным научным содержанием, определяет привлекательность и убедительность формы, в которую облачена звучащая с университетской кафедры лекция. И тогда не только логика научного поиска ученого влияет на специфику лекционного курса и наполнение семинарского занятия, но педагогические цели и задачи, которые ставит перед собой лектор, позволяют формулировать научные предпочтения исследователя.
Сила традиции отечественной исторической науки, существующие влиятельные и многообразные научные школы, с их последовательно поддерживаемой преемственностью, как и реалии современной научной и общественной жизни определяют структуру, характер и приоритетеные направления наших научных исследований.
Неотъемлемой и существенной частью научно-исследовательской деятельности факультета являются:
- организация и проведение международных и общероссийских научных конференций, многие из которых проходят на регулярной основе и имеют устоявшуюся структуру, отчетливо выявленную тематику и научную репутацию;
- работа диссертационных советов;
- издательская деятельность (она опирается на научный и учебно-методический потенциал факультета), в том числе и в рамках проекта "Труды исторического факультета МГУ";
- издание журналов (всего под эгидой исторического факультета публикуется три журнала);
- подготовка и издание учебников и учебных пособий, а также хрестоматий, антологий, учебных программ и т.д.;
- организация деятельности научных библиотек.
Научная и исследовательская жизнь многих "полевых" кафедр связана с экспедиционной деятельностью. Поэтому на историческом факультете издавна существуют экспедиции, чья работа, помимо решения научных задач, связана и с учебным процессом: