Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Информация о публикации

вернуться в каталог
Сборник статей

Хачатуров С.В. Романтизм вне романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 8 п.л.

ISBN: 978-5-86793-818-5

История отечественного искусства


Подробная информация о публикации:

Книга написана на тему «история искусств как предвидение или провидение». Эпоха романтизма изучена достаточно подробно. Однако некоторые понятия, что стали принципиальными в эпистеме романтизма, мерцали задолго до XIX столетия. Достаточно вспомнить о том, что само слово «Романтизм» возникло в эпоху барокко. Намерением автора было обратиться к этим «двойникам романтизма» и, прощупав пограничные зоны культуры, до-знаться о тех сомнительных с позиций академического канона смыслах, парадигмах, что парадоксальным образом подтверждали различия, не общее, но особенное в культуре Романтизма и предшествующих ему эпох. Те романтические образы и темы, что путешествуют по страницам предлагаемой книги во многом оппозиционны языку культуры собственно романтической. То есть формулируемый нами романтизм оказывается во многом омонимом романтизму XIX столетия. Методологически подобная модель -  поиск идейного различия культурных текстов разных эпох при их формальном сходстве – конечно же, восходит к знаменитому труду Эрвина Панофского «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада». Труд великого создателя иконологического метода изучения и интерпретации искусства позволяет увидеть рождение великого художественного стиля будто в обратной перспективе, помогает отказаться от инспирированной позитивизмом, неверной во многом эволюционистской модели культуры, когда каждый предшествующий период как бы подготавливал другой и в сознании некоторых интерпретаторов оказывался будто бы слегка ущербным по сравнению с тем самым окончательным и главным «большим» стилем (будь то Ренессанс, Романтизм, Реализм). Книга не может претендовать на совершенную и завершенную систему культурных значений, идей и образов. С помощью пластических искусств она лишь помогает установить некоторые зеркала, в которых будущая романтическая эпоха странным образом видит свое перевернутое изображение, своего антипода-двойника. Жанр книги – собрание очерков, которые группируются по трем разделам: Письмо, Автор, Лейтмотивы.


Перейти к каталогу всех публикаций