Новости для поступающих
29 октября 2020 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в работе круглого стола "Деревенские святыни", организованного богословским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках научного проекта "Проблема святости в локальных деревенских сообществах".
Доклад доцента кафедры истории России до начала XIX века, к.и.н. А.Е. Тарасова, представленный совместно с выпускницей кафедры этнологии исторического факультета МГУ, старшим преподавателем МГИК М.С. Ерохиной, "Неизвестное предание о возникновении пещеры в Больших Дивах" был посвящён введению в научный оборот предания, записанного во время ознакомительной поездки на Средний Дон в 2019 году. В его основе – рассказ о создании пещеры в урочище Большие Дивы (Воронежская область, Лискинский район, музей-заповедник "Дивногорье") двенадцатью братьями, которые после завершения работы остались под полом созданной ими пещеры. Обратившись к фольклорной традиции восточных славян, а также числовой символике христианства и её отражению в русской культуре авторы доклада показали, что в предании прослеживается глубокая архетипичность мотивов. Причём здесь можно наблюдать переплетение христианской и архаичной мифопоэтических традиций. В то же время коллективная работа двенадцати братьев из предания может быть сопоставлена и с реальным совместным трудом крестьян по созданию пещер, распространённым на Среднем Дону в XIX – начале XX веков.
В докладе с.н.с. межкафедральной археографической лаборатории, к.ф.н. Е.В. Воронцовой "«Тадышние люди»: заметки о почитателях деревенских святынь" на материалах полевых интервью, собранных в Тамбовской области в 2018-2020 гг., была сделана попытка выявить общие черты почитателей деревенских святынь. В качестве рабочей рассматривалась гипотеза, согласно которой почитание святынь укоренено в повседневности респондентов, а также связано с их взрослением и ближайшим окружением (в духе теории габитуса Бурдьё). Среди респондентов подавляющее большинство – старше 1960 г.р.; для многих из них ключевой рассказ о посещении святыни связан с детским опытом; набор воспроизводимых практик также идет из запечатленного детского опыта. Обращения к святыням, в том числе посещение могил святых, юродивых, часто связано с попыткой разрешить семейные проблемы и противоречия. Подавляющее большинство респондентов родились и выросли в изучаемом регионе и унаследовали круг традиций и практик от своих близких, также являющихся в большинстве местными жителями. Около 20% собеседников выполняют сейчас в деревнях функции "религиозных специалистов" – обряжают иконы, читают по покойникам. Собранный материал позволяет дать описание локального обихода, порождающего практики почитания деревенских святынь.
В докладе старшего преподавателя кафедры истории России до начала XIX века Л.П. Горюшкиной "Украшение икон: люди и традиции" были подняты вопросы о статусе и судьбе мастеров, продолжавших заниматься изготовлением фольговых окладов на иконы во второй половине ХХ – начале XXI вв., а также о бытовании украшенных икон в приватном (домашнем) и публичном пространстве. На материалах полевой экспедиции в Тамбовскую область 2020 года был воссоздан собирательный образ мастеров 1960-х – начала 1990-х: чаще женщины, незамужние, в большинстве – люди, не признававшие как "официальную" послевоенную церковь, так и светскую власть, но в то же время игравшие заметную роль в религиозной жизни односельчан ("религиозные специалисты"); а также изменение этого образа с 2000-х гг. в сторону "обмирщения". Поставлен вопрос об обучении ремеслу и преемственности. На примере Тамбовской области было показано, как промысел, рассчитанный первоначально на украшение приватного пространства, начал в XXI в. осваивать и пространство публичное.
Проект "Проблема святости в локальных деревенских сообществах", в рамках которого был проведен круглый стол, направлен на анализ регионального своеобразия форм и проявлений почитания т.н. "деревенских святынь", а также на выявление специфических функций этих святынь в современных деревенских сообществах Тамбовской области. Выбор Тамбовской области как предмета исследования обусловлен с одной стороны наличием значительного по объему и содержанию массива полевых данных, собранных в регионе в советское время и, с другой стороны, наличием значительного количества местночтимых святынь в регионе, почитание которых сохраняется и воспроизводится в настоящее время.
/?if(CSite::InDir('/Abit/pr-news/index.php') ):?>