- СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- Структура
и органы управления - Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Научно-педагогический cостав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Международное сотрудничество
- Доступная среда
Программы бакалавриата
Направление подготовки "История" представлено 15 основными профессиональными образовательными программами профильной направленности, реализуемыми для очной и очно-заочной форм обучения. Для студентов очной формы обучения действуют 1 специальная образовательная программа, на которую абитуриенты изначально поступают в отдельном конкурсе
55043Профиль "Археология" нацелен на формирование компетенций, предусмотренных Образовательным стандартом МГУ по направлению подготовки "История" в соответствии с практико-ориентированным типом бакалаврской программы при учете ее специфики: владение системой знаний, относящихся к теории и практике археологии; умение, основываясь на полученных теоретических знаниях и практических навыках, выполнять на профессиональном уровне соответствующие виды научно-исследовательской, учебно-методической работы по изучению археологии.
За годы обучения бакалавр прослушивает курсы, позволяющие понимать культурно-технологические, социально-экономические и политические процессы от каменного века до начала Нового времени, приобретает практические навыки работы с археологическими источниками всех типов; осваивает приемы полевых и кабинетных археологических исследований; умеет использовать литературу по археологии на иностранных языках; владеет научно-исследовательским терминологическим аппаратом.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55051
Кафедра истории древнего мира готовит специалистов по основным направлениям древней истории, которые представлены в современной науке: антиковеды, эллинисты, египтологи, ассириологи, синологи, мезоамериканисты. Предметная подготовка по этим направлениям начинается уже на уровне бакалавриата.
Процесс изучения дисциплин бакалаврской программы "История древнего мира" построен исходя из специфики учебного плана, в рамках которого работает кафедра. Поскольку уже на I курсе бакалавриата студенты осваивают общую программу по трем основным разделам истории древнего мира: "История Древнего Востока", "История Древней Греции" и "История Древнего Рима" в рамках лекционных курсов и семинарских занятий, то уже со II курса бакалавриата кафедра ведет преподавание факультативных, но профессионально-ориентированных дисциплин по истории древнего мира, с целью поддержать интерес студентов к нашему направлению, полученный на I курсе.
С начала II курса начинается чтение вводных в специальность дисциплин, которые мы рекомендуем для студентов, рассматривающих возможность дальнейшей специализации по кафедре истории древнего мира, – "Введение в историю древнего мира», "Цивилизация древней Месопотамии", "Религия древнего Египта", "История обществ доколумбовой Америки" и др., помогающих определиться с выбором направления специализации. При этом данные курсы рассчитаны на всех интересующихся слушателей и призваны, в том числе, расширить кругозор студентов-историков.
Уже со II курса мы начинаем на факультативной преподавание древних языков, которые являются неотъемлемой частью программы специализации на кафедре истории древнего мира. Студенты могут выбрать продолжающий курс по латинскому языку, который организован совместно кафедрой древних языков, а также вводные курсы по другим древним языкам: "Древнегреческий язык" (кафедра древних языков), "Среднеегипетский язык (грамматический курс)", "Введение в аккадскую грамматику", "Введение в хеттскую грамматику", "Древний китайский язык", "Введение в иероглифическую письменность майя", по выбору студента, в зависимости от сложившихся интересов.
III курс бакалавриата строится вокруг углубленного освоения дисциплин по программе истории древнего мира, как обязательных спецкурсов: "Источниковедение", "Историография", "Историческая география", "Вспомогательные исторические дисциплины", "История культуры древнего мира", так и предметных по основным направлениям специализации, например, "Введение в шумерологию", "История и культура Мезоамериканской цивилизации", "Римский земельный кадастр", "Император Август и новая экономическая политика Рима". Также студенты продолжают освоение двух древних языков, связанных с тематикой их обучения. К концу III курса специализирующиеся студенты должны владеть базовыми навыкам работы с источниками на изучаемых языках.
С III курса студенты кафедры истории древнего мира обязательно изучают и два современных европейских языка, в зависимости от особенностей историографии, по выбранному направлению специализации.
К IV курсу бакалавриата у студентов формируется круг профессиональных интересов, и они определяются с тематикой своего дипломного исследования. Курсы, читаемые на заключительном году обучения в бакалавриате, направлены на разработку студентами узкой проблематики исследовательской работы, формирование и анализ комплекса источников, на которых строится исследование. В этом помогают как спецкурсы, так и узкоспециализированные дисциплины по древним языкам, например, "Два языка древнеегипетской культуры: изображения и тексты", "Чтение и комментарии классических иероглифических текстов Древнего Египта", "Египетские иероглифические источники начала македонского времени", "Старовавилонские письма как исторический источник", "Новоассирийские царские надписи: чтение и комментарий", "Культура древних майя", "Классические письменные памятники древних майя. Чтение и перевод", "Собственность и владение в римском земельном праве. Типы, виды, взаимодействие", "Dominium в римском земельном праве" и ряд других.
Таким образом программа бакалавриата кафедры истории древнего мира рассчитана на планомерную и целенаправленную подготовку специалистов в области древней истории на протяжении всех четырех лет обучения на историческом факультете.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55048
Обучение по профилю "История средних веков" включает в себя три ступени, каждая из которых, с одной стороны, обладает известной самодостаточностью, а с другой стороны, поступательный переход от одной ступени к другой дает наилучший результат и обеспечивает Вам настоящую медиевистическую школу.
История средних веков Западной Европы и Византии – это период всеобщей истории, в который на основе взаимодействия позднего греко-римского мира и варварских обществ Европы зародилась и развилась современная система социально-исторических организмов Западной, Центральной и Восточной Европы, уже в эпоху раннего Нового времени (XVI – первая половина XVII вв.) перенесшая свои социальные, культурные и технические достижения в страны Нового света и Азии.
Обучаясь на кафедре истории средних веков, студент имеет возможность изучить любые социальные и культурные явления и процессы, имевшие место в различных средневековых обществах, а также исследовать их отдельные и уникальные формы, в которых они воплощались в эпоху Средневековья и раннего Нового времени.
Медиевистика (от лат. medium aevum – средний век) как особая научная дисциплина, получив свое становление на протяжении второй половины XIX – начала XX вв., в двадцатом столетии стала авангардом всей исторической науки, во многом продолжая оставаться им и в наши дни. Это связано с тем, что именно медиевистами было предложено осознание самой исторической науки как «тотальной», то есть изучающей все существующие в обществе связи и формы (типичные и уникальные) – экономические, социальные, культурные – в их тесном взаимодействии. Данное осознание определило методологическую особенность современной медиевистики – междисциплинарность, заимствованную исследователями других периодов. Для современного медиевистического исследования на основе широкой лингвистической подготовки и знаний в области истории культуры применяются, адоптируются, дополняются и развиваются не только «классические» источниковедческие приемы, но и методы математического анализа и инструментарий естественнонаучных дисциплин с применением самой современной компьютерной техники и программного обеспечения.
Обучение на кафедре истории средних веков не замыкается только в рамках профильных дисциплин и в изучении одной конкретно взятой страны: занимаясь историей конкретного региона, медиевист, занимаясь своей специализацией, по сути изучает все Средневековье. Широких обобщений не может быть без кропотливой архивной работы, сопряженной с умениями в области целого ряда специальных исторических дисциплин (палеографии, дипломатики, кодикологии, ономастики, геральдики, нумизматики, архонтологии и др.), по которым на кафедре читаются отдельные курсы и проводятся практические занятия. Историк-медиевист и византинист не мыслим без знания нескольких древних, а также современных иностранных языков, в том числе редких, необходимых студенту при освоении традиций различных историографических школ, а также новых исследований, проводящихся в разных странах мира.
Становление нового исследователя проходит в тесном научном диалоге с научным руководителем, в котором вырабатывается актуальная тема будущего научного сочинения, развивающая имеющиеся и открывающая новые направления исследований.
В ставшем расхожим высказывании "Медиевист может все" – столько же самоиронии, сколько и правды. Прививаемые кафедрой высокие аналитические умения, покоящиеся на знании нескольких языков и разнообразной новейшей методологии мировой гуманитарной науки позволили всем нашим выпускникам стать высокообразованными людьми и найти себя в различных профессиях как в нашем Отечестве, так и за его рубежами.
Прежде всего мы готовим ученых и преподавателей вузов и школ, продолжая миссию Московского Университета и поддерживая контакты с коллегами из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Другие профессии:
- служащие государственных ведомств
- федеральные эксперты музеев и выставок
- ведущие-эксперты и редакторы СМИ самого широкого профиля
- редакторы, работники научных издательств и энциклопедий
- музейные и архивные работники
На этапе бакалавриата Вы осваиваете азы медиевистики, делаете свои первые шаги в этой области вместе с научным руководителем, который занимается с Вами в индивидуальном порядке и помогает найти свой путь. Итогом этих усилий становится Ваша первая самостоятельная исследовательская работа по истории средних веков или раннего Нового времени – выпускная квалификационная работа (ВКР). Это, по сути, проба пера в области медиевистики, которая позволяет Вам утвердиться в своих дальнейших планах.
Приобретенные к концу четвертого курса знания и навыки способны открыть перед Вами самые разные двери и по трудоустройству, и по продолжению учебы, в том числе и в зарубежных учебных заведениях, чему способствует владение языками (современными и древними), аналитическими методами и в целом исследовательская дисциплина, которая прививается на кафедре.
На втором этапе обучения – в магистратуре – мы всегда рады видеть тех, с кем мы уже проработали два года, чей творческий и научный потенциал нам известен и важен. Мы стремимся действительно обеспечить эффективную интеграцию между бакалавриатом и магистратурой, чтобы Вы могли продолжить свой труд и получить настоящее классическое фундаментальное образование. С не меньшей радостью мы приветствуем тех, кто приходит на нашу кафедру в магистратуру из других ВУЗов, предоставляя им при необходимости возможность улучшить свою языковую подготовку и прослушать базовые профильные курсы.
В магистерской программе нашей кафедры сохраняется принцип индивидуального подхода к учебным и научным занятиям каждого из вас. Самой главной формой работы на этом этапе обучения становится написание первого объемного научно-исследовательского сочинения – магистерской диссертации, которая защищается в конце второго года магистратуры.
Успешная защита магистерской диссертации и Ваше желание продолжать научную деятельность на кафедре становятся залогом нашего сотрудничества в аспирантуре (существует также форма соискательства). На этом этапе образования мы открыты также и тем, кто заканчивал нашу кафедру раньше и решил возобновить медиевистические штудии, и тем, кто получал образование в других учебных заведениях. Основной целью Вашего научного творчества является теперь создание кандидатской диссертации. Диссертация представляет собой не только значимый результат для Вас как ученого, для всей корпорации медиевистов и для науки о средних веках, но и квалификационный текст на соискание ученой степени, присвоение которой становится официальным признанием Вашего профессионализма.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
54632
Новая и новейшая история – это период всеобщей истории, непосредственно прилегающий к настоящему времени и включающий его, тот период, в который получили знакомый облик современное общество, экономика и культура Европы и Америки. В рамках обучения на кафедре новой и новейшей истории студент имеет возможность изучить любые явления современной жизни в их становлении и развитии.
Новая и новейшая история имеет свою явную специфику в области методологии истории. Часть этой специфики связана с тем, что любая избранная тема связывает исследователя со страной изучения, т.е. выводит его на уровень исторического сравнения и более широкого видения проблем, нового взгляда на историю в целом, в том числе, отечественную.
Среди выпускников кафедры новой и новейшей истории высока доля тех, кто воспользовался международными связями родного университета и расширил свой профессиональный опыт стажировками за рубежом, в стране своего исследовательского интереса. Во взаимодействии с новой и новейшей историей и культурой одной из стран Европы и Америки у историка, выросшего на российской почве, открывается "второй глаз", позволяющий увидеть современность в трехмерном отображении.
Другая часть специфики вызвана бурным развитием технологий в рассматриваемый период, когда количество исторических источников возросло в геометрической прогрессии. Это не только расширяет горизонт исследования и увеличивает ответственность историка по сбору источников и их всесторонней оценке, но и требует новых подходов – например, умения сочетать традиционные источники с инновационными, в том числе статистическими, массовыми, аудиовизуальными.
Введение в специальность:
Для студентов II курса (дневного обучения) и III курса (вечернего обучения), которые планируют выбрать для дальнейшего обучения профиль подготовки "Новая и новейшая история стран Европы и Америки", с октября по март преподавателями кафедры читаются курсы по введению в специальность, посещение данных занятий учитывается при приеме студентов на кафедру
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55049
Кафедра истории южных и западных славян – уникальная кафедра не только на историческом факультете, но и в России до сих пор остается единственной в своем роде.
Традиционно историческая славистика изучается не только в классических университетах России (кроме них с 1947 года этим успешно занимается Институт славяноведения РАН, в значительной степени укомплектованный выпускниками кафедры), но и практически во всех крупных университетах Европы, Америки и ряда стран Азии, в частности в Японии.
История славянских народов так называемого "дальнего зарубежья" изучается и преподается, начиная с раннего средневековья и кончая сегодняшним днем, что открывает большие возможности для индивидуальной специализации. Богатейшие материалы по истории южных и западных славян хранятся в архивах и библиотеках России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Россия всегда была центром притяжения для славянских народов и сама активно с ними взаимодействовала на протяжении всей отечественной истории.
При этом кроме изучения истории, большое внимание уделяется изучению славянского языка. В чем могут способствовать языковые школы при столичных университетах Сербии, Болгарии, Чехии, Словакии и Польши. У кафедры еще в советское время сложились тесные научные связи со славянскими университетами и научными институтами, которые поддерживаются до сих. Продолжает существовать студенческий обмен с Болгарией, Польшей, Чехией, Словакией и Сербией. При этом студентам кафедры оказывается всяческое содействие в написании работ и изыскание материалов со стороны иностранных коллег.
Наша кафедра является единственной на факультете, которая готовят как медиевистов, так и специалистов по новой и новейшей истории. Поэтому студентам, планирующим специализироваться по истории южных и западных славян, очень важно установить контакт с преподавателями и руководством кафедры как можно раньше. Сделать это можно, подойдя к заведующему кафедрой Г.Ф.Матвееву (кабинет Г-453), или к его заместителю по учебной работе – В.С.Путятину (кабинет Г-451).
Студенты программы бакалавриата, избравшие для специализации кафедру истории южных и западных славян, имеют возможность продолжить свое образование в ее магистратуре и аспирантуре. Поэтому еще в конце III курса целесообразно выбирать тему выпускной квалификационной работы (ВКР) с учетом такой перспективы, чтобы на более высоких ступенях обучения углублять и расширять избранную тему исследования.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55045
В период обучения на кафедре истории России до начала XIX века студент имеет возможность изучить становление политической, экономической, социальной сферы жизни российского общества и русской культуры.
История России периода Средневековья и раннего Нового времени имеет явную специфику в области работы с источником. Изучение данного периода невозможно без знания основ исторической грамматики русского языка и русской палеографии, углубленного изучения источниковедения. Длительная история изучения раннего периода делает актуальным для специализирующихся студентов курс историографии. Среди выпускников кафедры много специалистов, профессионально работающих с древними документами в архивах и отделах рукописей.
Другая часть специфики связана с необходимостью выездных практик и осмотра архитектурных памятников, городских ландшафтов и этнографической ситуации на месте. Это не только расширяет горизонт исследования, но и требует освоения методики работы с «нетрадиционными» историческими источниками. В то же время это дает студентам хорошее знание своей страны, не только в прошлом, но и в настоящем, дает им возможность свободно реализовывать себя в музейном и экскурсионном деле.
Обучение на кафедре истории России до начала XIX века позволяет получить разностороннее видение данного периода и овладеть необходимыми навыками исторического анализа в рамках профильных дисциплин. История России периода Средневековья и раннего Нового времени раскрывается на кафедре в рамках нескольких модулей курсов:
- "Язык источника",
- "Источниковедение и историография истории России до XIX века",
- "Политическая история России до XIX века",
- "Духовная жизнь русского Средневековья и раннего Нового времени",
- "Внешняя политика России до XIX века",
- "Социально-экономическая история России до XIX века".
Предусмотрено и более глубокое погружение в специфику данного периода на примере отдельных тем, разрабатываемых в процессе общения с научным руководителем (включая прослушивание специальных курсов и написание квалификационных работ).
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55052
Студенты, обучающиеся по данному профилю в обязательном порядке слушают курсы:
- "Введение в изучение истории России XIX века - начала XX века";
- "Источниковедение истории России XIX века - начала XX века";
- "Историография истории XIX века - начала XX века".
Дальнейшая профилизация обеспечивается многочисленными спецкурсами:
- "Император Александр I и Ф.-С.Лагарп - ученик и учитель на фоне меняющейся Европы" (А.Ю.Андреев);
- "Университетское образование в России в первой половине ХIХ века" (А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков);
- "Университетское образование в России во второй половине ХIХ века» – А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков);
- "Дневник императора Николая II как источник по истории эпохи последнего царствования" (Д.А.Андреев);
- "Дворянство в пореформенной России" (О.В.Белоусова);
- "История женского движения в России: идеи, люди, факты. Конец XVIII – начало ХХ века" (Л.В.Жигальцова);
- "Российские императоры и императрицы XIX - начала XX века" (С.В.Мироненко);
- "Александр I и декабристы" (С.В.Мироненко);
- "Революция 1917 года и Романовы" (С.В.Мироненко);
- "Политическая система императора Николая I: истоки, сущность и фазы развития, противоречия и кризис, историческое значение" (М.М.Шевченко);
- "История российского кинематографа, 1890-1920-е годы" (О.Г.Юмашева);
а также работой в спецсеминарах.
-В результате освоения программы бакалавриата обучающийся приобретает следующие компетенции:
- способность осуществлять подборку источникового материала и определять его информативную ценность, проводить источниковедческий анализ, верифицировать содержащиеся в источниках сведения и интерпретировать их для разработки научной гипотезы;
- способность использовать знания вспомогательных исторических дисциплин для изучения истории России XIX века – начала XX века, владение навыками их использования на всех стадиях проведения научного исследования и при популяризации знаний по истории указанного периода;
- способность на иностранных языках, в письменном и устном видах, представлять результаты исследовательской работы, а также осуществлять преподавательскую и просветительскую деятельность, имеющую отношение к истории России XIX века – начала XX века;
- способность формулировать исследовательские цели и задачи в контексте современной исторической науки, обладая знаниями о предмете, объекте, междисциплинарных возможностях и методологических подходах к изучению истории России XIX века – начала XX века;
- способность анализировать основные историографические проблемы в работах отечественных и зарубежных исследователей истории России XIX века – начала XX века, степень и характер их изученности, диапазон возможной коррекции представлений, сложившихся в каждой из этих проблем;
- способность проводить анализ общих проблем истории культуры, культурного пространства и культурной политики, основных культурных паттернов, ценностных ориентиров и их трансформаций, социокультурных конфликтов и противоречий в истории России.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55046
В истории России XX – XXI веков выделяется два очевидных самостоятельных периода: советский (1917 – 1991 гг.) и постсоветский (1992 г. – настоящее время), которые представляют собой взаимосвязанный процесс исторического развития нашей страны. Обучение на кафедре позволяет получить многогранное видение проблем российской истории ХХ – ХХI вв., проследить истоки и развития тех или иных явлений и процессов в истории России и на этой основе понять причины и логику многих тенденций и событий современности.
Программа обучения на кафедре дает возможность освоить современную методологию исторического исследования и научного анализа в процессе изучения базовых, профильных и специальных дисциплин кафедры и подготовки под руководством научного руководителя работы по выбранной теме.
Специализация на кафедре ориентирована на изучение политических, экономических, внешнеполитических, социокультурных процессов и явлений российской истории в контексте тенденций мирового развития и историко-культурном взаимодействии на основе современных методологических подходов. Наиболее приоритетными являются междисциплинарные исследования, именно на это мы стараемся ориентировать студентов в выборе актуальной и перспективной для серьезного изучения темы. Независимо от того, предпочтет ли наш выпускник научную деятельность, или выберет для себя иную сферу, аналитическое мышление, фундаментальные знания, широкий кругозор, умение видеть проблему с разных сторон всегда будут его преимуществами.
Выбор тематики и направлений исследований, предлагаемых специализирующимся на кафедре студентам, многообразен.
История Революции 1917 г. (например: общество и революция; роль личностного фактора в революции; проблема «альтернативы»; современная отечественная и зарубежная историография истории революции 1917 г. и др.)
Политическая история СССР – РФ (например: становление и развитие политической системы РСФСР – СССР; история государственного строительства РСФСР – СССР – РФ; конституционное развитие РСФСР – СССР – РФ; тоталитарная система в СССР и режим личной власти И.В. Сталина; партийная бюрократия и номенклатура в политической системе 1917 – 1991 гг.; реформа политической системы СССР в 1989 – 1991 гг.; распад Союза ССР; политические институты современной РФ: институт президента в России, Федеральное собрание России и др.; избирательные кампании в РФ и др.).
Экономическая политика и экономическое развитие СССР – РФ (например: экономика «военного коммунизма»; проблемы новой экономической политики; форсированная социально-экономическая модернизации СССР; экономика в годы Великой Отечественной войны; аграрная история; проблемы социализма в СССР; этапы и особенности экономической политики в РФ; политика приватизации государственной собственности в РФ; внешнеэкономические связи РФ и др.).
Социальная политика и социальное развитие СССР – РФ (например: история политической эмиграции в СССР; урбанизации СССР; изменение численности, состава и социального облика рабочего класса и крестьянства в СССР; тенденции демографического развития СССР – РФ; социальная структура современной России; история пенсионной реформы в РФ и др.).
История войн и военных конфликтов на территории СССР (например: история гражданской войны и военной интервенции стран Антанты; история белого движения; история Великой Отечественной войны: ГКО, Ставка, Генштаб в годы войны, советское общество и война, оккупационный режим на территории СССР, история партизанского движения, органы госбезопасности в годы войны и др.).
История внешней политики и международных отношений СССР – РФ (например: СССР в системе международных отношений; СССР и союзники в годы Второй мировой войны; двусторонние отношения СССР – РФ с США, странами Западной, Восточной Европы, Ближнего Востока и др.; проблемы «холодной войны»; участие СССР в международных конфликтах; проблема национальной безопасности России; Россия и международные организации; взаимоотношения России с государствами постсоветского пространства; личностный фактор во внешней политике и др.)
Национальная политика и межэтнические отношения в СССР – РФ (например: национальный вопрос в СССР; проблемы советского федерализма; депортация и реабилитация отдельных народов СССР; национальные конфликты в СССР; этнический фактор федеративных отношений в РФ; «русский вопрос» в странах ближнего зарубежья; этнические конфликты на постсоветском пространстве; народы России и зарубежные национальные диаспоры и др.).
История культуры и повседневности (например: история взаимоотношений культура, власть и общество в СССР – РФ; положение интеллигенции в СССР; проблемы советской идеологии; проблемы культурной политики СССР – РФ; история советской повседневности; государственно-церковные отношения в СССР – РФ; проблемы развития науки, высшего и среднего образования в СССР – РФ; массовая культура; роль СМИ в контексте культурного развития; международные культурные связи СССР – РФ и др.).
- способность к осуществлению научной деятельности в сфере исторического анализа, методологии исторических исследований в области отечественной истории XX-XXI веков и истории современной России (СПК-1);
- способность к осуществлению профессиональной деятельности в области изучения истории развития политического процесса в РСФСР – СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-2);
- способность к осуществлению профессиональной деятельности в области изучения социально-экономической истории РСФСР – СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-3);
- способность к осмыслению и практическому использованию накопленного исторического опыта в области конституционного, государственного и национального государственного строительства, межнациональных и межконфессиональных отношений в РСФСР – СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-4);
- способность к осуществлению профессиональной и научно исследовательской деятельности в области истории повседневности, истории культуры и культурной политики государства, системы ценностей, сформировавшихся в РСФСР – СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-5);
- способность к профессиональному составлению и оформлению научной документации: отчетов, докладов и статей, научно-исторических разработок в соответствии с нормативными документами по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-6);
- способность анализировать фактическую и историческую информацию в соответствии с поставленными научными задачами по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-7);
- способность к формированию исследовательских концепций и гипотез с опорой на теоретический фундамент современной исторической, социологической, политической науки по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-8);
- способность к осуществлению профессиональной и научно-исторической деятельности в области истории города и проблем урбанизации на примере истории гор. Москвы в XX – XXI веках (СПК-9);
- способность демонстрировать в речевом общении профессиональную, лингвистическую культуру, знание терминологии отечественной и зарубежной науки по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-10);
- способность анализировать историю внешней политики и выделять место РСФСР – СССР – РФ в системе международных организаций в XX – XXI веках (СПК-11);
- владение методиками исторического, историко-политического анализа, подготовка информационно-аналитического материала, проектов аналитических разработок по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-12);
- владение навыками исторической экспертизы, исторической диагностики, умение самостоятельно осуществлять проекты по описанию, анализу и прогнозированию социально-политических процессов в современной России, российских регионах, странах ближнего зарубежья (в области Истории России ХХ-ХХI веков) (СПК-13);
- владение навыками анализа исторических, политических, законодательных, архивных, статистических, публицистических, художественных текстов и документов по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-14);
- владение методиками прикладных исторических исследований, включая архивные исследования по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-15);
- владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа исторической информации по политической, социально-экономической и внешней политике, истории международных отношений РСФСР – СССР – РФ (СПК-16);
- владение методикой преподавания курсов по отечественной истории XX – XXI веков, истории современной России и других смежных наук (СПК-17);
- владение приемами и навыками учебно-методической работы, знание тенденций развития современной педагогической науки и сферы образования, умение готовить презентации, учебно-методические комплекты с использованием достижений современных информационных и образовательных технологий – интерактивных конференций, электронных публикаций, создание электронных баз данных по актуальным проблемам отечественной истории XX века и истории современной России (СПК-18);
- владение навыками исторического анализа политической, экономической, социальной, лингвистической, правовой, гендерной истории, сохранения традиций, национально-культурной идентичности русского зарубежья в XX – XXI веках (СПК-19);
- владение навыками анализа текстов на иностранных языках по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-20);
- владение нормами русского и иностранного языка и функциональными стилями речи при личном общении, проведении конференций и написании научных работ в области отечественной истории XX – XXI веков (СПК-21);
- готовность участвовать в публичной экспертной деятельности по вопросам, относящимся к отечественной истории XX – XXI веков (СПК-22);
- умение анализировать исторические события с целью извлечения уроков и разработки рекомендаций исторического, политического, стратегического, тактического характера в сфере общественно-политической внешнеполитической деятельности государства, политических партий, органов власти и управления, оказание консультационных услуг потенциальным работодателям на материалах, относящихся к изучению отечественной истории XX – XXI веков (СПК-23);
- умение анализировать основные события военной истории, войн и военных конфликтов РСФСР – СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-24).
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55047
Сегодня в нашей стране существует огромный интерес к истории. Как это не раз бывало, в прошлом стремятся отыскать причины настоящего и способ сделать прогноз на будущее. Но для того чтобы отделить истину от вымысла и спекуляции, необходимо иметь надежные, научно обоснованные ориентиры. Большую роль в их формировании играют специальные исторические дисциплины. Наша кафедра является одним из немногих учебных и научных подразделений в системе университетского образования России, обеспечивающих профессиональную подготовку по профилю "Источниковедение и историография истории России".
Данный профиль предусматривает получение таких знаний навыков, которые позволяют глубоко понимать и анализировать исторические процессы в широком временном диапазоне – от древности до современности. В ходе обучения наши студенты:
- получают практические навыки работы с историческими источниками разных типов и видов;
- работают с архивными документами и музейными коллекциями;
- осваивают приемы историографической критики и умеют их применять;
- учатся выбирать необходимые методы исследования и разрабатывают новые, современные подходы к изучению прошлого.
Наша кафедра готовит широко образованных специалистов, которые знают историю России, говоря образно, из "первых рук" – они умеют извлекать информацию из источника и способны заставить прошлое говорить, разобраться в многообразии идейных течений и подходов, а овладение широким спектром вспомогательных исторических дисциплин позволяет стать уникальными специалистами в своей области знания.
Мы стремимся к тому, чтобы все наши выпускники стали профессионалами в той сфере научной деятельности, которую они для себя выбирают, будь то деятельность в академических институтах, преподавание в высших учебных заведениях или работа в архивах и музеях. Если же выбор выпускника кафедры источниковедения будет сделан в пользу иной сферы деятельности, то и в этом случае широкий кругозор и функциональное образование, аналитические способности, опыт работы с информацией, навыки общения с людьми, позволяют быть востребованными на современном рынке труда.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55054
Кафедра готовит квалифицированных специалистов в области истории политических партий и общественно-политических движений, истории общественно-политической мысли, политических учений, исторической политологии.
Профиль подготовки включает три основных модуля:
Курсы и семинары, посвященные истории политических партий и общественно-политических движений России, начиная с XIX века, историко-партийному источниковедению и историографии, основным политическим идеологиям, истории российской политической эмиграции. Проблемы формирования и развития политических партий и общественных движений рассматриваются в широком контексте социально-политической истории России конца ХIХ - начала ХХ вв., истории советского периода, современной российской истории.
Курсы и семинары, посвященные основным аспектам политической теории и методологии, актуальным проблемам политической науки, политической культуре, проблематике политических режимов, политическим элитам, политологии международных отношений, этнополитологии. Читаемые курсы рассчитаны на выработку навыков междисциплинарных историко-политологических исследований, охватывающих многообразные проблемы формирования и функционирования политических систем.
Курсы и семинары, посвященные особенностям российской политики в постсоветский период, ее внутренним и внешним аспектам, проблемам постсоциалистической трансформации, государственному строительству, федеративным отношениям, предвыборной борьбе и формированию имиджа политика, деятельности органов власти и политических элит, основным тенденциям политического процесса на современном этапе..
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55055
Ежегодно весной кафедра объявляет прием студентов, желающих изучать историю стран ближнего зарубежья, международные отношения на постсоветском пространстве, взаимоотношения государств СНГ со странами Европы и Америки, интеграционные процессы, межконфессиональные отношения, развитие политических институтов, деятельность международных организаций, культуру и традиции народов бывшего СССР и многое другое
Для всех студентов предусмотрено изучение 2-х иностранных языков, один из которых – язык выбранной страны ближнего зарубежья, что позволяет существенно расширить круг источников и историографии. На кафедре учат разностороннему видению процессов, происходящих в странах ближнего зарубежья, объективной оценке исторических событий.
Неотъемлемой частью обучения является активное участие в научных, научно-практических, образовательных, общественных мероприятиях, симпозиумах, круглых столах, как в России, так и за рубежом; прохождение практик в государственных и международных организациях, занимающихся проблематикой истории стран ближнего зарубежья.
Мы стремимся к тому, чтобы все наши выпускники стали профессионалами в той сфере научной деятельности, которую они для себя выбирают, будь то деятельность в академических институтах, преподавание в высших учебных заведениях или работа в профильных структурах государственной власти. Если же выбор выпускника кафедры истории стран ближнего зарубежья будет сделан в пользу иной сферы деятельности, то и в этом случае широкий кругозор и функциональное образование, аналитические способности, опыт работы с информацией, навыки общения с людьми, позволяют быть востребованными на современном рынке труда.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55053
Этнология (социокультурная антропология) сегодня – это множество теоретических подходов к изучению общества и культуры. Одновременно, наша наука имеет большой практический смысл и дает возможность для широкого применения знаний о человеке. Исследование культурного, этнического и социального многообразия дает возможность глубокого понимания культурных традиций прошлого, современных сообществ и социальных практик, тенденций социальных изменений и факторов, на них влияющих.
Наша кафедра теснейшим образом связана со становлением и развитием этнологии в России. Именно в МГУ, на кафедре географии и этнографии, открытой на историко-филологическом факультете, Д.Н. Анучин впервые в 1884 году прочел курс лекций "Этнография России". Кафедра была и остается ведущим центром подготовки кадров для разных образовательных и исследовательских центров, музеев, органов власти, СМИ, занимающихся изучением, управлением и распространением информации по проблемам социокультурного развития и межкультурного взаимодействия.
Кафедра осуществляет обучение по профилю "Этнография, этнология и социокультурная антропология", в ходе которого студенты:
- учатся ориентироваться в истории и современных направлениях научной социальной мысли, в том числе различать и сопоставлять подходы к исследованию общества в разных дисциплинах социального и гуманитарного цикла;
- овладевают методиками этнографических исследований, проводимых в разных исследовательских полях;
- приобретают широкие знания о культуре разных народов, стран, регионов мира;
- применяют свои знания, проектируя свои индивидуальные полевые исследования, что значительно расширяет возможности наших выпускников в поиске работы после обучения на кафедре.
Кафедра этнологии – это квалифицированный преподавательский коллектив, сохраняющий преемственность лучших кафедральных традиций и одновременно ищущий новые пути исследования и прочтения динамичных этнокультурных и социальных процессов. Мы активно занимаемся научной деятельностью, но также работаем и над вузовскими учебниками и учебными пособиями. Мы много ездим, ведем полевую этнографическую работу, но также помогаем студентам и аспирантам организовывать их полевые исследования. Мы участвуем в работе научных конгрессов и конференций, выступаем с докладами и читаем свои лекционные курсы за рубежом, но мы также обучаем наших студентов и аспирантов необходимым профессиональным навыкам ведения дискуссий и написания академических текстов.
Двери кафедры всегда открыты для консультирования студентов, желающих специализироваться в области этнологии.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55056
Учебные дисциплины профиля охватывают историю развития христианства разных деноминаций в разных странах и в разные периоды. Предусмотрены как общие обзорные курсы, так и посвященные Православной церкви, Западной церкви (католицизму и протестантизму), древневосточным (нехалкидонским) церквам, старообрядчеству. Особое место занимают курсы по проблемам истории Русской церкви.
Ориентироваться в истории Церкви, сложной системе источников и в поистине необъятной исследовательской литературе студентам помогают традиционные специальные дисциплины, ориентированные на церковную тематику: источниковедение, историография, историческая география, палеография.
Важная часть учебного плана, знакомящая студентов с христианской системой координат, – дисциплины теологического цикла, которые читаются в историческом преломлении: основы церковного календаря, история догматических учений, историческая литургика, история церковного права.
Студенты получают основательную языковую подготовку, без которой немыслимо квалифицированное исследование проблем истории Церкви. Кафедра дает возможность изучать как два новых языка, так и древние – языки Нового Завета, христианского богословия и богослужения. В бакалавриате исходя из своих научных интересов студент выбирает один древний язык: как правило, древнегреческий или латынь, но возможны и другие варианты.
На протяжении обучения студент работает вместе с научным руководителем в рамках спецсеминара. В этом сотрудничестве формулируется индивидуальная исследовательская задача, создается и защищается выпускная квалификационная работа.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55057
C 2008 года кафедра проводит обучение по профилю "Историческая информатика", в период которого студенты получают возможность изучать опыт применения современных методов и цифровых технологий работы с историческими источниками в конкретно-исторических исследованиях, осваивать соответствующий инструментарий, вести исследовательскую работу в рамках подготовки выпускной квалификационной работе (ВКР).
Обязательным условием исследовательской работы студентов кафедры является активное применение квантитативных методов и информационных (цифровых) технологий, использование или создание тематических цифровых ресурсов.
Углубленное внимание в программе бакалавриата к вопросам источниковедения, историографии и вспомогательных исторических дисциплин обусловило наличие в учебном плане трех специализированных модулей:
- модуль "Историография": дисциплина "Историография истории России" и "Историография междисциплинарных исторических исследований";
- модуль "Источниковедение": дисциплина "Источниковедение электронных документов";
- модуль "Вспомогательные исторические дисциплины": дисциплины "Архивоведение и архивные информационные технологии для историков" и "Историческая география и географические информационные системы".
Вариативная часть учебного плана по профилю специализации включает следующие дисциплины:
- "Введение в историческую информатику";
- "Интернет-эвристика для историков";
- "Компьютерная графика для историков";
- "Компьютерные методы анализа нарративных источников";
- "Информационные системы и базы данных в исторических исследованиях";
- "Комплексный анализ данных исторических источников в программной среде R";
Студентам, обучающимся по профилю "Историческая информатика", кафедра предлагает около 20 спецкурсов, основанных на исследованиях своих преподавателей.
Важным элементом подготовки кафедральных бакалавров является традиционная летняя библиотечно-архивная практика третьекурсников в г.Хельсинки, на базе партнерских отношений кафедры с профильным департаментом университета Хельсинки. Основная задача практики - работа с открытой коллекцией периодики, отечественной и зарубежной научной литературой в Национальной библиотеке Финляндии для последующего использования этих материалов при подготовке бакалаврских выпускных работ и магистерских диссертаций. Студенты также получают опыт работы в университетской библиотеке, с ее продвинутой IT-инфраструктурой, знакомятся с архивными технологиями в Национальном архиве Финляндии.
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет
55058
Программа "История международных отношений" открыта в 2004 г. и относится к числу наиболее востребованных на историческом факультете. Она выделяется тем, что готовит прежде всего специалистов-аналитиков, чему способствует сама историческая основа нашего образования. Глубоко зная историю отдельных стран и взаимоотношений между ними, понимая истоки различных современных конфликтов, наши студенты и выпускники способны разбираться в самой сути проблем сегодняшнего дня, а не просто фиксировать их текущее положение.
Другой важной стороной подготовки специалиста-аналитика являются навыки работы с документами, которые прививаются нашим студентам с первого курса. Умение составить из множества разнородных фактов и свидетельств цельную картину, выявить скрытые причины тех или иных событий – все эти навыки одинаково востребованы и в ремесле профессионального историка, и в деятельности международника, и в самых разных прочих отраслях, требующих аналитического подхода.
Еще одним важным преимуществом обучения по данной программе можно по праву считать изучение двух иностранных языков, в преподавании которых накоплен почти десятилетний опыт, учитывающий всю страноведческую и международную специфику. Наконец, безусловным существенным результатом обучения на отделении истории международных отношений является высокий уровень общей культуры, знания этикета и психологии общения.
Студенты, обучающиеся по данной программе, регулярно проходят практику в МИД РФ. Она дает возможность познакомиться с миром реальной дипломатии и международных отношений. Ряд наших студентов, проявивших себя во время практики с лучшей стороны, ныне являются сотрудниками МИД и его дипломатической службы. Кроме того, существуют возможности зарубежных стажировок.
В программу обучения входят модули "История международных отношений и дипломатии", "История внешней политики России", "Теоретические проблемы международных отношений", "Интеграционные процессы в мировой экономике и международных отношениях: история и современность", "Проблемы войны и мира в международных отношениях". В рамках этих модулей читается множество общих и специальных курсов.
Форма обучения: очная Срок обучения: 4 года
Направление подготовки "История искусств" представлено 1 основной профессиональной образовательной программой, реализуемой для очной и очно-заочной форм обучения
59180Тип программы: программа бакалавриата (межкафедральная, без профилей)
Форма обучения: очная / очно-заочная Срок обучения: 4 года / 5 лет