Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог выпускных работ студентов исторического факультета


Мозаики Дафни в контексте византийского искусства конца XI - начала XII веков

Автор работы:  Владимирова Дарья Владимировна
Год выпуска:  2024
Кафедра:  кафедра всеобщей истории искусств
Научный руководитель:  Захарова Анна Владимировна
Специализация:  Всеобщая история искусств
Тип работы:  работа магистра

Магистерская диссертация посвящена ансамблю мозаик церкви Успения
Пресвятой Богородицы в монастыре Дафни близ Афин (ок. 1100 г.).
Несмотря на хрестоматийность данного памятника, некоторые проблемные
вопросы остаются недостаточно изученными. В работе подробно
разбирается существующий корпус литературы по археологии, истории,
стилю и иконографии Дафни, что позволяет обозначить перспективные
направления для исследования: определить место иконографической
программы Дафни в контексте византийской монументальной живописи
македонского и комниновского периодов, понять, какими средствами
достигается ощущение стилистического единства ансамбля,
охарактеризовать индивидуальные манеры работавших в Дафни
мозаичистов и попытаться реконструировать организацию их совместной
работы. Развивая три эти линии в нашей работе, мы пришли к заключению,
что в иконографической программе Дафни произошло объединение двух
типов декорации, сложившихся в македонский период: системы декорации
крестово-купольного храма и храма типа октагона на тромпах. Основной
особенностью программы является трехъярусный новозаветный цикл, в
котором впервые в византийской монументальной живописи были логически
объединены христологические и богородичные сюжеты, вместе наиболее
полно раскрывая главные христианские догматы. На основе подробного
стилистического анализа и используя данные технико-технологических
экспертиз, делается предположение, что Дафни работали около десяти
различных мозаичистов: три главных, задавших ориентир для всего
стилистического строя ансамбля, и их помощники и ученики,
воспроизводившие основные художественные приемы своих учителей, но не
дотягивающие до них по технике или по образной выразительности. Тем не
менее, ориентация всех мастеров на классическое направление
раннекомниновского искусства, использование одинаковых принципов и
приемов в построении композиций, трактовке фигур, драпировок,
пропорций, общая для всех мозаичистов палитра оттенков создают единую
стилистическую канву, на которую накладываются индивидуальные манеры
каждого мастера


Поиск выпускных работ


Как задать условия поиска?

подробнее...