Каталог выпускных работ студентов исторического факультета
Критика теории мимесиса и «лингвистика образов» в «Искусстве и иллюзии» Эрнста Гомбриха
Автор работы: Гапченко Анна Михайловна
Год выпуска: 2024
Кафедра: кафедра всеобщей истории искусств
Научный руководитель: Ванеян Степан Сергеевич
Специализация: Всеобщая история искусств
Тип работы: работа магистра
В магистерской диссертации рассматривается работа Э. Гомбриха
«Искусство и иллюзия» 1960 года. Основная цель исследования состояла в
выделении ключевых понятий и истоков теоретической концепции развития искусства, изложенной Э. Гомбрихом в его фундаментальной работе, а также
в выявлении из нее актуальных методологических предпосылок для истории
искусства. В работе отмечена связь между представлениями Э. Гомбриха о
развитии визуальной репрезентации с эпистемологией К. Поппера и
психологией восприятия Дж. Гибсона. Метод «лингвистики образов»,
позволяющий определять значение художественных конвенций в
конкретных исторических обстоятельствах через обращение к внешним
источникам, во многом строится на положениях из «Теории языка» К.
Бюлера. Анализ поздних текстов Э. Гомбриха показывает, что он не
отказывался от идей, изложенных в «Искусстве и иллюзии», но мог
использовать другие формулировки в последующих работах. В
заключительной части мы проводим параллель между концепциями Э.
Гомбриха и К. Гринберга, чтобы показать, как методологические положения
Э. Гомбриха могут применяться к неклассическому искусству, указываем на
возможное решение методологических проблем, поставленных Э.
Гомбрихом, в трудах М. Баксандалла. Также, опираясь на акторно-сетевую
теорию Б. Латура, мы стремились показать, почему акцент на технологиях
развития визуальной репрезентации, предложенный Э. Гомбрихом, может
быть актуален для современных исследований искусства
Автор работы: Гапченко Анна Михайловна
Год выпуска: 2024
Кафедра: кафедра всеобщей истории искусств
Научный руководитель: Ванеян Степан Сергеевич
Специализация: Всеобщая история искусств
Тип работы: работа магистра
В магистерской диссертации рассматривается работа Э. Гомбриха
«Искусство и иллюзия» 1960 года. Основная цель исследования состояла в
выделении ключевых понятий и истоков теоретической концепции развития искусства, изложенной Э. Гомбрихом в его фундаментальной работе, а также
в выявлении из нее актуальных методологических предпосылок для истории
искусства. В работе отмечена связь между представлениями Э. Гомбриха о
развитии визуальной репрезентации с эпистемологией К. Поппера и
психологией восприятия Дж. Гибсона. Метод «лингвистики образов»,
позволяющий определять значение художественных конвенций в
конкретных исторических обстоятельствах через обращение к внешним
источникам, во многом строится на положениях из «Теории языка» К.
Бюлера. Анализ поздних текстов Э. Гомбриха показывает, что он не
отказывался от идей, изложенных в «Искусстве и иллюзии», но мог
использовать другие формулировки в последующих работах. В
заключительной части мы проводим параллель между концепциями Э.
Гомбриха и К. Гринберга, чтобы показать, как методологические положения
Э. Гомбриха могут применяться к неклассическому искусству, указываем на
возможное решение методологических проблем, поставленных Э.
Гомбрихом, в трудах М. Баксандалла. Также, опираясь на акторно-сетевую
теорию Б. Латура, мы стремились показать, почему акцент на технологиях
развития визуальной репрезентации, предложенный Э. Гомбрихом, может
быть актуален для современных исследований искусства