День историка
День историка – это ежегодный корпоративный праздник исторического факультета МГУ. Каждую осень студенты-историки собираются и устраивают большое представление, на которое приходят другие студенты, аспиранты, преподаватели и, конечно, сам декан. Это наш любимый праздник, который начинался как студенческий капустник в конце девяностых годов, а теперь вырос в полномасштабный спектакль-поздравление.
О том как возникла идея Дня историка и как менялся этот праздник в 1999-2003 годах рассказывает Владимир Богданов:
Идея Дня историка витала в воздухе. Творческая группа, которая им занималась, была то ли четвертая, то ли пятая за 1990-е годы, которая претендовала на студенческую самоорганизацию. Я подключился к Дню историка со второй половины сентября 1999 г., точно помню, что была пятница и мы были после военной кафедры. Собрание было в ДСВ. Пригласил Вася Гришин, а Саша Семенова, моя сокурсница, зачитала имеющиеся наработки. Оказалось, что группа ребят (в первую очередь, девчонок из общежития) уже довольно долго думают над сценарием. Тогда за основу был взят "Ад" Данте: пять кругов ада и всё такое. На следующее собрание я пришел со своей идеей: страна чудес и Ломоносов с абитуриентом в качестве центральных персонажей. А затем мы с Сашей соединили оба варианта.
Вообще идея первого Дня историка заключалась в том, чтобы никакой идеи не выбрасывать. в результате получилось то, чем было заниматься интересно и весело всем. К сожалению, на следующих Днях историка такой атмосферы уже не было.
|
Второй "День историка" (2000 год) был посвящен Фоменковщине. Мой изначальный сценарий зарубили, и в итоге он скомпоновался в 1-ю сцену. Но ряд песен остался, в частности, песня Фоменко "Наш любимый Юлий Цезарь..." Главным сценаристом выступил Иван Мостинский – мой сокурсник. |
На третий День историка главным сценаристом стал Батыр Айнабеков, который потом продолжал писать сценарии ещё трёх Дней историка. Там была сборная солянка: что-то из фантастики (9 Космоакадемия имени Л.И.Бородкина), что-то из Криминального чтива, что ещё откуда-то.
Четвертый День историка был, по-моему, удачнее предыдущего. Идея: телевидение. Там были пародии не только на истфаковские реалии (или реалии исторической науки), но и на телепередачи.
Пятый День историка был посвящен сказкам. Это был последний, в котором я участвовал. Дальше я считал неприличным, чтобы аспирант 3-го года вмешивался в тот процесс, которым должны заниматься студенты.
Из последних Дней историка наиболее запомнился тот, где Никита Высоцкий играл Ключевского. Он был веселый, неожиданный – ведь он был в стихах! На следующий год был очень хороший спектакль - "Убить Герострата". Но это уже был не просто "День историка". Это была хорошая постановка замечательной пьесы Горина. Но это не был капустник, а "День историка" должен быть именно капустником.
На протяжении 15 лет эта традиция длилась, никак не подпитываемая каким-либо административным ресурсом. Это говорит о том, что на факультете была и существует атмосфера, подвигающая студентов и аспирантов к творчеству.
О том как готовился и проходил День историка в 2011-2014 годах рассказывает Денис Родин:
Что такое День историка сегодня? Это способ самовыражения. Это поток идей и замыслов различных идей, который, прорываясь, создаёт атмосферу праздника и напоминает всем нам, что история – это не только сухая наука, но и потрясающий по своей силе творческий процесс.
Я участвую в постановке Дней историка с самого первого курса, т.е. с 2011 года. Каждый год мы оказываем зрителю что-то новое. В 2011 году мы погрузили его в атмосферу США 1920-х гг., причём с уклоном в философию Куросавы. Студенты в тот год трудились над постановкой вместе с аспирантами. Лейтмотивом нашей постановки был поиск истины и вообще постановка вопроса: что есть истина? Мне кажется, нам удалось донести это до зрителя, это отметил и сам декан в заключительном слове.
В последующие годы аспиранты уже практически не участвовали в постановках. Им на смену пришли студенты нового первого курса. Тогда мы грезили о мюзикле – я сам предлагал идею постановки мюзикла о декабристах (тексты переделанных песен я храню до сих пор), однако она была отклонена, во многом из-за проблем с составом (извечная проблема – много мужских ролей, а основной контингент участников – девушки) и с костюмами.
Итогом длительных обсуждений стал музыкальный спектакль, в основе которого лежал мультфильм "Покахонтас". Это был своеобразный ответ на события 2010-2011 гг.: многие тогда обращались к национальному вопросу, и нам хотелось показать столкновение двух цивилизаций – европейской и американской. Приглашаем вас полистать фотоальбом "Дней историка" 2012 - 2013 годов |
В целом, постановка имела успех, хотя и не столь оглушительный, как за год до этого. Среди объектов критики были излишняя серьёзность, не соответствующая праздничному настроению, и игра актёров, но танцы (за них отвечали Грязнова Стася, Кандейкина Надя и Годунова Соня) зрителями опять были приняты на ура. Очень удачным был и выбор главных действующих лиц: Кирилл Клопков и Маша Нанзат-Оол чудесно смотрелись вместе. Отмечу, что к тому времени у меня самого уже сложилось определённое амплуа: оба раза я играл романтически настроенных, немного комичных юношей-идеалистов.
На третий год у нас уже изначально был готовый сценарий. Николай Андреев (тогда он был на четвёртом курсе) сам написал небольшую пьесу, посвящённую событиям 1968 года во Франции, и предложил её поставить. Вместе со сценарием мы получили и весьма неплохого режиссёра, который настойчиво требовал от всех участия в репетициях и если не хорошей, то хотя бы приличной актёрской игры по системе Станиславского. Так как Стася к тому времени окончательно ударилась в организацию МИФа, то за хореографию в постановке отвечал я. Итог был весьма неоднозначен: нельзя сказать, что зрителю не понравился "Париж’68", но спектакль оказался очень коротким (около 40 минут против часа в предыдущие годы) и обрывался слишком резко, впечатление от него, согласно некоторым мнениям, было сумбурным (впрочем, танцы понравились всем – за что я хотел бы ещё раз сказать большое спасибо всем, кто тогда танцевал). Возможно, нас подвело то, что мы отошли от самой концепции Дня историка: мы показывали историю – но вне её связи с сегодняшним днём, более того, вне её связи с деятельностью самих историков. День историка – это всё-таки праздник, и аудитории (студентам и преподавателям) в этот день хочется отдыхать и веселиться, а не ломать голову над философскими вопросами.
Конечно, за прошедшие 15 лет День историка претерпел значительные изменения: сперва это были капустники, сегодня то уже заявка на серьёзную драматургию. Но неизменным остаётся одно: творчество студентов и реализация всех их смелых замыслов. Мы не знаем, что готовят следующие годы, но каждый год мы видим новые лица, видим, как горят глаза первокурсников, готовых разразиться новыми идеями и замыслами, и потому мы можем быть уверены – "День историка" никуда не исчезнет и по-прежнему будет занимать видное место среди того великого множества праздников и фестивалей, которыми знаменит наш факультет. И это правильно, ведь жизнь должна дарить радость, а задача артиста – делить эту радость со своими зрителями.