Новости студенческой жизни

05.03.2024 VII Студенческая конференция по истории искусства

VII Студенческая конференция по истории искусства

5-6 марта 2024 года кафедры всеобщей истории искусств и истории отечественного искусства исторического факультета МГУ провели VII Студенческую конференцию по истории искусства.

Цель регулярной конференции, которая готовится силами студентов-искусствоведов, состоит в развитии дискуссионной площадки, где молодые исследователи могут поделиться результатами своих первых научных поисков друг с другом и со специалистами в области истории искусства.

В качестве экспертов в работе конференции приняли участие заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, к.иск., доцент М.А. Лопухова, к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ Т.П. Кишбали, а также к.иск., старший преподаватель ВГИК М.Ю. Торопыгина.


Конференция объединила докладчиков из ряда смежных дисциплин и продемонстрировала широкий тематический охват. Студенты МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ имени А.И. Герцена, ВлГУ имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, НИУ ВШЭ, СПГХПА имени А.Л. Штиглица, СПбГИКиТ, БФУ имени И. Канта, учащиеся "Пятьдесят седьмой школы" и независимые исследователи смогли обсудить актуальные вопросы искусствознания и приняли участие в оживленных дискуссиях.

Первая секция, посвящённая междисциплинарным методам искусствоведческого исследования, началась с выступления Эрика Степаненко (СПГХПА имени А.Л. Штиглица). Докладчик привел несколько гипотез возникновения иконографии онокентавра со змеем в средневековых английских бестиариях, помимо изобразительных источников привлекая анализ лексики для описания онокентавра в бестиариях. Анастасия Плохотюк (МГУ) провела параллели между портретными гравюрами царевны Софьи Алексеевны и дона Хуана Хосе Австрийского. Докладчица обратила внимание на сходства и различия символики в типологически близких традициях репрезентации регентов, прибегая помимо изобразительных параллелей к литературным источникам. Анна Гапченко (МГУ) исследовала текст Э.Гомбриха “Искусство и иллюзия”, задаваясь целью найти истоки идей Гомбриха в смежных дисциплинах – философии науки К.Поппера и экспериментальной психологии Дж. Гибсона. Завершил секцию Дмитрий Ческидов (РГПУ имени А.И. Герцена) с выступлением, посвященным связям акторно-сетевой теории с творчеством Йозефа Бойса. Докладчик поделился размышлениями о том, как экологическая направленность творчества Бойса может быть рассмотрена через оптику акторно-сетевой теории Б. Латура.


В рамках секции "Сохранение и утрата идентичности в столкновении художественных систем" Егор Тетерин (НИУ ВШЭ) выступил с докладом, посвященным творчеству итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо, находящемуся в русле северной традиции. Анна Голованова (МГУ) представила результаты исследования феномена трансформации изображения театрализованного турнира в гравюре XVII века в контексте художественных влияний на французскую графику. Илья Леонов (НИУ ВШЭ) на примере фотографий цветов Огавы Кадзумасы из издания "Some Japanese Flowers" рассмотрел проблему столкновения и синтеза «западной» и «японской» визуальных культур, принимая во внимание как экзотичный, так и аутентичный аспекты, являющиеся результатами подобного преломления.

Второй день конференции открыла секция, посвященная телесности в искусстве. В своём выступлении Анна Савченкова (МГУ) рассмотрела значение обнаженной натуры в картине «Купание Сусанны» Тинторетто. Обращаясь к символике венецианского свадебного ювелирного комплекта, который украшает Сусанну, докладчица пришла к выводу о непорочности изображенной. Марина Кузьмина (независимая исследовательница, ВВФ ГМИИ имени А.С. Пушкина) рассмотрела образы мучителей Христа в гравюрах и живописи первой половины-середины XVI века, обращая внимание на их иконографические истоки в изображениях нищих и прокаженных. Ева Кулик (НИУ ВШЭ) в своем докладе исследовала репрезентацию «другой» телесности в творчестве Дианы Арбус при помощи обращения к методологиям Subaltern Studies и Disability Studies. Елизавета Герасимова (РГПУ имени А.И.Герцена) рассмотрела абсурдистские приёмы передачи телесности в творчестве скульптора Петра Дьякова. Секцию завершило выступление Руслана Шуралева (ВлГУ), посвященный отражению феномена трансгрессивного опыта в искусстве постмодернизма.


В рамках последней секции были представлены доклады, посвященные проблемам отношений изображения и слова. Георгий Титов (БФУ имени И. Канта) исследовал житийные циклы в древнерусской живописи XVI века и определил источники агиографического нарратива двух уникальных икон, воспроизводящих житие Иоанна Лествичника. В докладе Ярослава Крупника ("Пятьдесят седьмая школа") была высказана гипотеза о попытке художника встроить картину, известную как "Чудо о мощах Св. Ромуальда", в серию, посвященной Св. Румбольду. Мария Волкова (МГУ) проанализировала пять состояний офорта "Три креста" Рембрандта и предложила способ рассмотрения композиционной эволюции в соответствии с текстом Писания. Ульяна Санитович (МГУ) сравнила комплекс Версаля с вариантами заимствования архитектурной планировки и символической программы репрезентации власти во дворцах немецкого барокко.


Итоги работы конференции подвели к.иск., доцент М.А. Лопухова и к.иск., доцент Т.П. Кишбали. Они подчеркнули значимость обмена опытом и идеями между студентами разных школ, а также знакомства с разнообразными подходами к изучению искусства в атмосфере единения и интеллектуального общения.


Организаторами конференции выступили студенты направления "Истории искусств": Софья Ткачева, Темур Купайсинов, Анна Голованова, Анастасия Копысова, Амина Насырова, Елизавета Верди, Мария Купцова, Зоя Кудрявцева, Софья Колегова, Полина Кукса, Ирина Могучева, Виктор Колчин, Олег Никулин, Мария Волкова, Варвара Паршина, Валерия Власенко.



- Программа конференции.pdf