13 февраля 2020 года в Киноклубе исторического факультета состоялась встреча с народным артистом России, известным кинорежиссером, сценаристом, актёром театра и кино Андреем Сергеевичем Смирновым.
Ее участники посмотрели и обсудили историческую драму “Француз”, работу над которой А.С. Смирнов завершил в 2019 году.
Главный герой фильма, юноша из Парижа по имени Пьер Дюран, приезжает в оттепельном 1957 году в Москву. Официальный предлог визита – стажировка в МГУ, но у самого Пьера есть тайная цель: найти пропавшего в сталинских лагерях отца, белого офицера Татищева. Герою предстоит встретиться с самыми разными людьми: от офицера госбезопасности до сторожа хлебозавода.
Пьер проходит настоящую инициацию: находит отца, друга, любимую девушку и, возможно, Родину, постепенно превращаясь из Пьера Дюрана в Петра Татищева.
В ходе обсуждения автору были заданы несколько вопросов о прообразами героев фильма. По словам Андрея Сергеевича, за каждым персонажем стоят подлинные истории, творчески осмысленные создателями картины. Так, например, роль Анны Фёдоровны (завхоза дома культуры, в котором главный герой общался с отцом) сыграла Вера Лашкова – правозащитница, участница диссидентского движения, прошедшая через ссылку и тюрьму.
Участники встречи вспомнили Арсения Борисовича Рогинского - главного консультанта фильма, председателя правления правозащитного общества Мемориал.
А.С. Смирнов рассказал о том, как проходил подбор актеров на главные роли. К числу несомненных удач режиссер отнёс участие в фильме Нины Дробышевой и Натальи Теняковой, сыгравших роли сестёр Обрезковых (пожилых смолянок, прошедших сталинские лагеря). Свою первую главную роль Нина Дробышева сыграла в фильме Григория Чухрая “Чистое небо”, ставшим одним из символов "оттепели" – той самой эпохи, который посвящена и кинокартина “Француз”.
В ходе встречи участники интересовались и другими фильмами нашего гостя. Режиссёр рассказал о том, как складывался его творческий путь, как проходила работа над ранними кинолентами (“Белорусским вокзалом”, “Верой и правдой”), почему он больше 30 лет не снимал фильмов и как рождались замыслы его последних картин.
Организаторы киноклуба надеются, что регулярные встречи с крупными кинематографистами станут доброй традицией исторического факультета.
Киноклуб исторического факультета известен как место, притягивающее и объединяющее студентов других факультетов и вузов. Программы киносезонов готовятся продуманно и основательно: это не хаотический набор "просто хороших" фильмов, но системное обозрение той или иной киношколы, либо творчества того или иного режиссера – комментирует организатор сообщества м.н.с. лаборатории истории культуры Михаил Владимирович Калинин.