20 апреля 2023 года представители исторического факультета МГУ приняли участие во всероссийской научной конференции "Британская колониальная империя: от становления до распада", организованной Ассоциацией британских исследований Института всеобщей истории РАН.
Секция "У истоков Британской империи: английские колонии в XVI-XVIII вв."
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории И.Ю. Хрулёва представила результаты исследования на тему "«Они узурпировали и захватили себе полномочия официальной церкви»: положение англиканской церкви в пуританских колониях Новой Англии в первой половине XVIII века", основанного на материалах архива резиденции архиепископа Кентерберийского в Лондоне. Ирина Юрьевна отметила, что сугубо религиозное противостояние англикан и пуритан Новой Англии в первой половине XVIII века постепенно переросло в одно из самых острых политических противоречий, расколовших колониальное общество и послуживших важной предпосылкой Войны за независимость США.
Вопросы о политической роли англиканства, о положении американских провинций в рамках Британской империи, правах колонистов как британских подданных, границах колониального самоуправления и права на сопротивление деспотическому правлению стали центральными в конфликте пуритан и англикан Новой Англии со второй половины 1740-х годов, после поражения крупнейшего якобитского восстания 1745 года. В развернувшейся памфлетной войне представители англиканской церкви увязывали вопрос политической лояльности подданных Британской империи с исповедованием англиканства, в то время как их пуританские оппоненты настаивали не на английском, а именно британском характере империи и отрицали полномочия англиканской церкви в целом ряде британских владений.
В докладе научного сотрудника кафедры новой и новейшей истории П.Ю. Князев "«Для благородного мужа нет ничего важнее истинного знания о… коммерции»: полемика между Ч. Дэвенантом и Дж. Поллексфеном по вопросам англо-индийской торговли (конец XVII в.)" были освещены трактовки вопросов англо-индийской торговли в публицистие конца XVII века. В рассматриваемый период они стояли особенно остро: в стране соперничали две ("Старая" и "Новая") Ост-Индские компании, саму торговлю с Востоком современники подвергали критике по двум причинам: во-первых, она вела к оттоку из Англии драгоценных металлов, во-вторых, существенно возросший к концу 17 в. ввоз дешёвых индийских тканей рассматривался местными сукноделами в качестве угрозы.
Докладчик сосредоточил внимание на полемике между двумя известными в тот период памфлетистами - защитником "Старой" Ост-Индской компании Чарльзом Дэвенантом (1656-1714) и Дж.Поллексфеном (1636-1715), считавшим торговлю с Индией вредной для английской экономики, видевшим в ней источник дефицита серебра и безработицы. Если Поллексфен приводил против англо-индийской торговли аргументы, основанные на концепции денежного баланса, то Дэвенант утверждал концепцию единого для всей страны торгового баланса, полагая, что отток драгоценного металла из Англии может быть компенсирован его притоком из других стран Европы. К тому же, он считал, что Англии было выгодно ведение посреднической торговли, возможности для которой открывало проникновение в Индию. Проанализировав полемику в контексте других источников того времени, Павел Юрьевич выделил ещё два важных момента в восприятии современниками проблем англо-индийской торговли. Во-первых, для них представляла важность идея международной конкуренции: согласно Ч.Дэвенанту, мощная инфраструктура Ост-Индской компании была необходима, чтобы противостоять нидерландцам. Во-вторых, докладчик особо выделил в рамках рассматриваемой полемики проблему роскоши. Поллексфен утверждал, что мода на индийские шёлковые и ситцевые ткани свидетельствовала о тяге к последней, а ввоз индийских тканей способствовал развращению подданных. Дэвенант же полагал, что в некоторых случаях роскошь может быть полезной для экономики и стимулировать предприимчивость населения. Павел Юрьевич показал, что рассматриваемые дискуссии охватили широкий круг вопросов и нашли своё продолжение в эпоху Просвещения.
Секция "Британская колониальная империя в XIX веке"
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Е.В. Романова в докладе "Британская империя как модель организации нового миропорядка в концепции Яна Смэтса" обратилась к периоду Первой мировой войны, ставшей важной вехой в развитии как Британской империи, так и всей системы международных отношений. В центре внимания докладчика были политические взгляды Яна Смэтса, который в период с конца XIX века по 1918 год прошел путь от южноафриканского деятеля, сражавшегося против Великобритании в период Англо-бурской войны, до адепта империи, члена Военного кабинета Д. Ллойд Джорджа, принимавшего активное участие в разработке британских предложений к Парижской мирной конференции.
Екатерина Владимировна проследила корреляцию между подходами Я. Смэтса к реорганизации Британской империи, с одной стороны, и всей системы международных отношений – с другой, показала, что, разрабатывая проект создания международной организации по поддержанию мира, он в значительной степени опирался на имперский опыт Великобритании.
Ассистент кафедры древних языков С.А. Хандажинская выступила с сообщением на тему "«У язычников нет ни Библии, ни письменного языка, ни хорошего правительства»: вклад протестантских миссионеров в просвещение населения Индии XIX века", в котором рассмотрела вклад Серампурского трио, включавшего Уильяма Кэри, Уильяма Ворда и Джошуа Маршмана, с одной стороны, в просвещение индийцев, а с другой – в знакомство европейцев с индийскими реалиями.
Наследием Серампурского трио стали типография, школы и колледж. Типография при миссии, за которую отвечал Уильям Ворд, выпускала не только тексты религиозной тематики на различных индийских языках, но и каталоги индийской флоры. Переводчиком выступил Уильям Кэри, и он же известен своим вкладом в развитие индийской ботанической науки. Интерес представляют школы, организованные четой Маршман. Джошуа руководил школой для мальчиков, а его жена Ханна – школой для девочек. Поначалу в них учились дети, рождённые от смешанных браков, но затем появилось учреждение и для индийских девочек. Желание сделать образование доступным для любого индийца вылилось в создание Серампурского колледжа, существующего и по сей день.
Несмотря на то, что Серампур, или Фредерикнагор, оставался датской колонией, его непосредственная близость к Калькутте позволила Уильяму Кэри принимать активное участие в деятельности Калькутского ботанического сада, Колледжа Форт-Уильяма и Азиатского общества Бенгалии.
Секция "Формы и методы управления заморскими территориями"
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории А.М. Фомин, представивил результаты исследования на тему "От Месопотамии к Ираку. Британский опыт государственного строительства на Ближнем Востоке: подготовка, подписание и ратификация англо-иракского договора 1922 г.". Александр Михайлович также стал соавтором другого доклада в этой же секции на смежную тему - "По законам военного времени? Армия и правовые режимы обеспечения колониального порядка в Британской империи в эпоху Интербеллума".
Секция "Национально-освободительное движение в колониях, распад Британской империи"
В докладе к.и.н., н.c. кафедры новой и новейшей истории Д.В. Родина "Британские доминионы и политика Локарно в 1920-е гг." было проанализировано развитие отношений в рамках Британской империи на примере вопроса об участии доминионов (Канады, ЮАС, Австралии и Новой Зеландии) в "локарнском процессе", сопряженном с формированием регионального комплекса безопасности в Западной Европе.
Денис Валерьевич продемонстрировал, что, несмотря на официальную поддержку устремлений Лондона к укреплению мира, правительства доминионов, опираясь на опыт прошедшей мировой войны, дистанцировались от вовлечения в решение проблем европейских стран. Это подчеркивало всё более суверенный статус доминионов, способных проводить независимую внешнюю политику, но в то же время оказывало сдерживающее влияние на Великобританию, вынужденную сокращать свои обязательства перед континентальными государствами, что ограничивало потенциал системы Локарнских соглашений.