Новости науки

03.03.2022 V Студенческая конференция по истории искусства

V Студенческая конференция по истории искусства

3-4 марта 2022 года кафедры истории отечественного искусства и всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ провели V Студенческую конференцию по истории искусства. В этом году, как и в предыдущий раз, конференция прошла в дистанционном формате на платформе "Zoom".

Цель регулярной конференции, которая готовится силами студентов-искусствоведов, состоит в поддержании и развитии дискуссионной площадки, где молодые исследователи могли бы поделиться результатами своих первых научных поисков друг с другом и со специалистами в области истории искусства.

В качестве экспертов в работе конференции приняли участие зам. заведующего кафедры всеобщей истории искусств, к.иск., доцент М.А. Лопухова, профессор кафедры истории отечественного искусства д.иск. А.А. Карев, к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств А.В. Захарова, к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств Т.П. Кишбали.

Конференцию открыла к.иск., доцент М.А. Лопухова, отметив ценность и долгую жизнь студенческой инициативы, продолжающей свое развитие на историческом факультете МГУ, а также важность обмена знаниями, атмосферу единения и интеллектуального общения, которую участники и слушатели создают в рамках студенческой конференции.

В программе были заявлены доклады широкого географического и предметного охвата, демонстрирующие интерес участников к истории искусства средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.

В докладах первого блока было продемонстрировано разнообразие искусствоведческих методов. Дарья Фирсова (СПбГАИЖСА) предприняла попытку атрибутировать пару золотых колонок из собрания Государственного Эрмитажа; докладчица отметила их стилистические особенности и провела параллели с произведениями рейнско-маасских мастеров второй половины XII века. Лиана Бекмансурова (УрФУ) в своем докладе сосредоточилась на трансформации колорита итальянской живописи XV–XVII веков и указала на проблему искажения первоначального замысла мастеров из-за старения пигментов. Активное обсуждение вызвало уточнение понятия "звериный стиль" в разговоре о Средних веках и вопрос виртуальной реконструкции и реставрации итальянской живописи.

Доклад второй тематической секции был посвящен взаимодействию искусства и повседневности, их обращению к опыту зрителя. Сообщение Марии Купцовой (МГУ) касалось границы между творческим и этнографическим взглядом художников, принимавших участие в экспедициях 1920-х годов, на быт Средней Азии. После доклада обсуждалась специфика задач художника в составе подобных поездок и вопрос экзотизации Востока в литературе и изобразительном искусстве.

В сообщении третьего блока, которое завершило первый день конференции, была отражена проблематика регионализма и взаимодействия культур. Анастасия Жданова (МГУ) рассказала о французском живописце Жане-Луи Девельи, который оказал большое влияние на отечественное искусство второй половины XVIII века, но чья биография ввиду неполноты сведений нуждается в научной реконструкции. Во время обсуждения представление о художнике было дополнено уточняющими вопросами слушателей.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись первого дня конференции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи

Во второй день продолжилось обсуждение проблематики регионализма и взаимодействия культур. Варвара Василевская (СПбГУ) проследила стилистические изменения икон Каргополья на протяжении XVII века, отметив как общие черты, так и различия манер иконописцев региона. Ольга Шульгина (СПбГУ) рассмотрела влияние французских художников на произведения чукотского косторезного искусства первой трети XX века и обозначила круг источников этого влияния, рассказав об экспедиции А.Л. Горбункова на Чукотку в 1933 году и об удивительной судьбе его архива. Екатерина Смирнова (УрФУ) обратилась к творчеству Ю.С. Трофимова и отметила его вклад в развитие наивного искусства Алапаевска. Сообщения секции вызвали живой интерес слушателей, которые задали множество вопросов по материалу докладов и методу работы выступающих с ним.

Вторая секция была посвящена проблеме разрушения и создания стилевых систем в искусстве переходных эпох. На примере рукописи "Образцовая книга каллиграфии" второй половины XVI века, украшенной Йорисом Хофнагелем и Георгом Бочкаем, Ирина Лебедева (МГУ) отметила особенности искусства каллиграфии и книжной миниатюры в эпоху книгопечатания. Дмитрий Терехов (НИУ ВШЭ) поднял вопрос о переосмыслении критериев искусства при наблюдении за творческими возможностями нейросетей. Дарья Старкова (СПбГУ) обратилась к актуальному искусству Китая последних десятилетий прошлого века, которое реагировало на новую действительность после смены политического курса государства и вступило в диалог с искусством прошлых периодов и эпох. К интересным обсуждениям привели вопросы аудитории о теоретическом фундаменте для разговора о роли нейросетей в искусстве и о восприятии современных китайских художников на международной арене.

Заключительное сообщение касалось новой для конференции темы – стыка иллюзии и реальности и вопроса пространства в пластических искусствах. Доклад Льва Шушаричева (УрФУ) был посвящен соотношению видимой и "другой" реальности в творчестве Франтишека Купки и выделению его художественного метода, с помощью которого абстракционист приближался к беспредметности.  После выступления участники конференции обсудили понимание художником пространства, в котором он творит искусство, и окружающей его реальности.

Итоги конференции подвел к.иск., доцент Т.П. Кишбали, поблагодарив докладчиков, слушателей и организаторов за широту и разнообразие представленного материала, активное обсуждение актуальных вопросов истории искусства и выразив надежду на продолжение этой живой и плодотворной традиции.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись второго дня конференции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи

Конференция вызвала отклик среди студентов и аспирантов МГУ, Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств и Уральского федерального университета.

Репортаж о работе конференции подготовила Александра Шаламова.



- Программа конференции.pdf