Краткие аннотации к книгам, изданным в 2005 году
В 2005 г. учеными факультета было опубликовано научной продукции объемом 1812,2 п.л., в т.ч.: 16 монографий (362,3 п.л.); 26 сборников статей и материалов (313,6 п.л.); 13 учебников и учебных пособий для вузов (333,75 п.л.); 24 учебника и учебных пособия для школ (307,4 п.л.); 7 учебно-методических материалов (16 п.л.); 8 научно-популярных изданий (159,5 п.л.); 360 статей (312 п.л.); 34 тезиса (7,65 п.л.).
В рамках каждого из научных направлений велась активная научная работа, что нашло отражение в изданных монографиях, сборниках статей и др.
Проблемы методологии, историографии, источниковедения исторических исследований рассматриваются в следующих изданиях:
Монография проф. Л.П.Лаптевой "История славяноведения в России в XIX веке" (М., 2005) представляет целостный и законченный очерк истории отечественного славяноведения ХIХ в. Книга основана на детальном изучении обширного корпуса документальных источников из фондов отечественных и зарубежных архивов и учитывает всю относящуюся к данной теме научную литературу. | |
В книге А.Г.Голикова "Архивоведение отечественной истории" (М., 2005) прослежена история формирования документальных собраний отечественных архивов, рассмотрен состав и организация Архивного фонда Российской Федерации. На конкретных примерах показаны приемы рационального поиска хранящихся в архивах документов. | |
В четвертом выпуске трудов научного семинара "Традиции русской исторической мысли" (М., 2005) представлены работы, имеющие значение для разработки и преподавания курса историографии, в практике исследования русской исторической мысли. | |
Существенные результаты были достигнуты в исследовании рукописных и старопечатных книг. | |
Вышел очередной сборник "Традиционная культура Пермской земли. К 180-летию полевой археографии в Московском университете, 30-летию комплексных исследований Верхокамья". (Мир старообрядчества. Вып. 6) / Науч. ред. И.В.Поздеева (Ярославль, 2005).Он издан под эгидой Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. | |
Важнейшим аспектом деятельности Археографической лаборатории стало продолжение начатых в 2000 г. работ по утвержденной в 2003 г. ректоратом программе "МГУ им. М.В.Ломоносова Российской провинции. Региональные описания книжных памятников. Выявление. Изучение. Описания" (руководители: член-корреспондент РАН, проф. С.П.Карпов, д.и.н. И.В.Поздеева). В 2005 г. Археографическая лаборатория осуществляла научное руководство и непосредственно участвовала в работах по двум региональным программам: "Книжные памятники Ростово-Ярославской земли") и "Книжные памятники Прикамья". В Перми завершается работа по описанию кириллических печатных книг XVIII в. В Ярославской области научный коллектив также завершает работу над каталогом "Кириллическая книга Ростово-Ярославской земли второй половины XVII в." | |
Работы И.В.Поздеевой "Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта. Методические рекомендации" (М., 2005) и "Описание кириллических рукописных книг | |
Очередной, шестой, выпуск периодического издания "Причерноморье в средние века" (СПб., 2005. Отв. ред. С.П.Карпов) представляет собой комплекс междисциплинарный исследований по истории этого важнейшего региона, находившегося на стыке цивилизаций. В нем представлены архивные открытия и сделан акцент на неизвестные науке факты и феномены истории Византии, Анатолии, Закавказья, Крыма и Приазовья. В центре данного издания источники по истории генуэзских факторий Причерноморья. Особое внимание уделено средневековой картографии Черного моря и сложным этно-конфессиональным проблемам. Среди авторов сборника ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Генуи. | |
Важное место в научных публикациях факультета занимают публикации, посвященные археологическому изучению ранних этапов истории, изучению средневекового города.
В монографии Ю.Л.Щаповой "Археологическая эпоха. Хронология. Периодизация. Теория. Модель" (М., 2005) впервые археологическая эпоха исследована как целостное явление, как большая открытая система. Предложена математическая модель хронологии и периодизации эпохи, построенная на основе чисел и ряда Фибоначи. Описаны этапы эволюции, представлена математическая модель общего развития археологической эпохи, найдена величина ускорения этих процессов. | |
Монография Е.А.Поповой и С.А.Коваленко "Историко-археологические очерки греческой и позднескифской культур в Северо-Западном Крыму" (М., 2005) посвящена публикации археологических материалов из новейших раскопок Чайкинского городища одного из известнейших античных памятников Северо-Западного Крыма. Впервые в широкий научный оборот вводятся результаты раскопок прежних лет, имеющие принципиальное значение для реконструкции исторических процессов, протекавших на дальней хоре Херсонесского полиса | |
Ряд изданий посвящен процессам, происходившим в сфере экономической и социальной истории:
Очередной сборник трудов кафедры истории древнего мира исторического факультета "Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ; вып. 7 (М., 2005) содержит разноплановые материалы, среди которых статьи, посвященные социальным движениям эпохи Республики. Раздел "Римское право" содержит работы о долговом праве и календаре раннего Рима, о пограничных исках в римском аграрном праве. | |
В рамках направления "История политических систем России, стран Европы и Америки" изданы:
Монография Н.Б.Селунской и Р.Тоштендаля "Зарождение демократической культуры в России" (М., 2005) посвящена проблемам формирования демократической культуры в российском обществе начала ХХ века в сравнительной ретроспективе с западноевропейскими странами, прежде всего в плане исследования истории выборов и зарождения представительства и новых институтов правления, а также политических симпатий и политического выбора в обществе, различными социальными и общественными силами. | |
Монография С.Л.Плешковой "Франция. XVI начало XVII в. Королевский галликанизм. Церковная политика монархии и формирование официальной идеологии" (М., 2005) раскрывает специфику взаимоотношений государства и церкви в раннее новое время. Формирование новой монархии поставило вопрос об изменении правового статуса французской церкви и вносило коррективы в отношения со Святым Римским Престолом. Монархи претендовали на неограниченную власть. Большую роль в этой политике короны сыграла пропаганда идеи абсолютной власти монарха: государи инициировали формирование официальной идеологии. Работа основана на анализе законодательных и юридических документов, а также большого нарративного материала, впервые введенного в научный оборот. | |
В работе К.В.Миньяр-Белоручева "Реформы и экспансия в политике США (конец 1830-х середина 1840-х годов)" (М., 2005) рассматриваются заложенные в этот период экономические предпосылки для превращения США в ведущую мировую державу в XX столетии. | |
В книге "Исторический опыт Америки: взгляд российских и американских историков (Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию программы Фулбрайта в России. Московский государственный университет, | |
Много публикаций вышло по проблемам истории политической мысли:
Монография Д.Ю.Бовыкина "Революция окончена? Итоги Термидора" (М., 2005) посвящена одной из наиболее спорных тем в изучении Французской революции конца XVIII века ее политическим и социальным итогам. На примере дискуссии вокруг принятия Конституции 1795 г. автор ставит вопрос о сущности Термидора, подробно рассматривает изменения, произошедшие во французском обществе после падения диктатуры монтаньяров, анализирует состав и судьбы термидорианской политической элиты. | |
В монографии А.В.Тырсенко "Эмманюэль Жозеф Сийес и французская либеральная мысль его времени" (М., 2005) исследуются теоретические взгляды и политическая деятельность | |
В коллективной монографии "Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории" (М., 2005) подготовленной преподавателями кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, исследуется проблема развития национальных идей и национального сознания в Западной Европе в Новое время. Изучение этого феномена в историческом контексте Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Германии, Греции позволило выявить разные варианты национальной идеологии, особенности ее формирования и эволюции, каналы ее распространения в обществе и ту роль, которую национальные идеи играли на отдельных этапах истории этих стран вплоть до последних десятилетий XIX века. | |
Оригинальными являются издания, вышедшие в рамках направления "История и теория мировой и отечественной культуры".
Пятый том коллективной монографии "Очерки русской культуры" "Художественная литература. Русский язык" (М., 2005) является очередным в шеститомной серии очерков. Он посвящён проблемам развития русской литературы и языка XIX в. в широком историко-культурном контексте. Первая часть книги посвящена золотому веку русской литературы и носит подзаголовок "Русская литература как духовное средоточие проблем культуры". Вторая часть тома содержит главы по истории русского языка, его диалектов, научной разработки языка. | |
Монография В.С.Турчина "Кандинский в России" (М., 2005) посвящена творчеству виднейшего отечественного художника-авангардиста, основоположника абстрактного искусства ХХ века Василия Кандинского. Главная задача настоящего издания всесторонне осветить принципиальный и важнейший период в творческой эволюции мастера, охватывающий время пребывания Кандинского в России. Анализ творчества Кандинского в России проводится в данном издании с привлечением нового материала, касающегося как неизвестных ранее архивных данных, так и публикации ряда произведений, находящихся в частных собраниях и только теперь ставших предметом пристального внимания специалистов. Монография снабжена фундаментальным научным аппаратом и большим количеством репродукций работ Кандинского. | |
Монография В.Н.Бодровой "Античные образы в голландской живописи 17 века" (М., 2005) посвящена характеристике классической традиции в голландской живописи этого времени. Осмысление образа античности, созданного голландскими мастерами в живописи, важно для понимания особенностей голландского мира, отличающегося и от классического мира, и от мира соседних европейских стран. | |
Сборник "Театр и театральность в культуре Возрождения" (М., 2005.) под ред. Л.М.Брагиной комплексное исследование одной из характерных черт культуры Возрождения, связанной с активизацией театра как сферы драматического искусства и театрализацией, к которой прибегали и писатели, и художники, и мыслители, ориентируясь на традиции античности. В книге рассматриваются новые явления театральной жизни, связанные как с деятельностью возникавших в период Возрождения музыкальных театров, так и с вопросами театрализации политической жизни. В частности, особое внимание уделено развитию драматургии как жанра Ренессансной литературы. Среди авторов сборника историки культуры, литературоведы, искусствоведы. | |
Тема монографии Е.В.Федоровой "Мифы и реальность Древней Греции" основные памятники истории и культуры Древней Греции как дописьменного, так и письменного периодов; мифология сопоставлена с археологией и рассматривается тоже как памятник истории; прослежена эволюция культуры от глубин дикости до высот интеллекта. | |
В монографии А.Ю.Ватлина "История немецкой школы им. Карла Либкнехта в Москве. | |
В год юбилея Московского университета была издана монография В.В.Пономарёвой и Л.Б.Хорошиловой "Университетский благородный пансион. | |
Проблемам истории русского студенчества посвящена монография А.Ю.Андреева "Российские студенты в немецких университетах в конце XVIII первой трети XIX века" (М., 2005). Первые студенты из России появились по крайней мере на 50 лет раньше основания первого российского университета и учились за рубежом, прежде всего в Германии. Об их учебе там, последующей судьбе, вкладе в русскую науку и культуру рассказывает эта книга, написанная на основе широкого круга источников. Подробно описаны ученая среда немецких университетов XVIII первой половины XIX вв. и ее взаимосвязи с Россией. Автор уделяет внимание как выдающимся русским общественным и государственным деятелям, учившимся в немецких университетах, так и прежде малоизученным представителям русского студенчества. В книге приводятся исчерпывающие статистические сведения о русских студентах в Германии. | |
В рамках направления истории культуры можно рассматривать научную работу, связанную с популяризацией научных школ и направлений, в становление которых внесли решающий вклад ученые факультета. Были проведены Лазаревские чтения, Сергеевские чтения, Федорово-Давыдовские чтения, чтения, посвященные памяти М.Г.Седова и В.М.Селунской. Сборник "Будущего нет и не может быть без наук…" (М., 2005) включает в себя статьи, документы и воспоминания, посвященные памяти видного специалиста в области истории общественной мысли М.Г.Седова, характеризующие его вклад в развитие исторической науки. Большое значение уделяется в этой связи характеристике той сложной и противоречивой эпохи, в условиях которой протекала его научно-педагогическая работа. | |
В сборник "Профессор МГУ И.М.Белявская. Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора МГУ им. М.В.Ломоносова И.М.Белявской" (М., 2005) включены исследования российских и польских учеников И.М.Белявской, а также их учеников, что позволило показать развитие школы изучения Новой и Новейшей истории Польши в России, одним из основателей которой, бесспорно, была И.М.Белявская. В сборнике опубликованы исследовательские статьи, посвященные различным проблемам польской истории второй половины XIX начала XXI в. Помимо научной, важна и мемуарная часть сборника, оставляющая будущим исследователям истории МГУ и его подразделений ценные свидетельства о незаурядной личности. | |
Продолжалась активная работа по проблемам политологии. Выпуски бюллетеня "ЕвроАзия" кафедры истории стран Ближнего Зарубежья посвящены актуальным вопросам современной политической жизни: избирательной кампании в Украине, в Узбекистане, в республике Молдова, парламентским выборам в Азербайджане, событиям в Андижане.
Фонд учебной литературы пополнился учебниками и учебными пособиями по истории для студентов вузов, созданными на основе новейших достижений науки и традиций фундаментального образования.
В серии "Классический университетский учебник" вышли: "История Древнего Востока" под ред. В.И.Кузищина (М., 2005) являющийся первым из трилогии учебников по истории Древнего мира, запланированных для этой серии. Он включает в себя пять разделов: Древний Египет, Передняя Азия, Иран и Средняя Азия, Южная Азия, Страны Восточной и Юго-Восточной Азии; | |
"История Древней Греции" под ред. В.И.Кузищина (М., 2005) второй учебник из указанной трилогии. Он содержит систематическое изложение происхождения, формирования, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации, начиная с первичной государственности Крита и кончая эллинистическим Египтом, завоеванным в конце | |
"История Древнего Рима" под ред. В.И.Кузищина (М., 2005) является заключительной частью учебной трилогии о Древнем мире. В данном учебнике излагается история Рима с | |
"История Средних веков" Во втором томе учебника излагается история стран Европы в позднее Средневековье (раннее новое время) XVI середина XVII в. Показаны коренные изменения в экономическом, социальном и культурном развитии стран Европы, возникновение раннекапиталистических отношений, великие географические открытия, коренные перемены в государственной структуре Германии, Англии, Франции. Большое внимание уделено общеевропейским процессам, таким, как Реформация, Контрреформация, Возрождение. Освещаются история первой общеевропейской войны Тридцатилетней и ее последствия для развития региона; | |
История новейшего времени стран Европы и Америки. 19181945, под ред. Е.Ф.Язькова (М., 2005). В учебнике излагается история стран Европы и Америки с 1918 по 1945 гг. Специальные разделы посвящены социально-экономическому и политическому развитию, массовым общественным движениям, международным отношениям, идеологии и культуре. Особое внимание уделено важнейшим проблемам | |
Изданы учебные пособия по истории древнего мира: "История Древнего Рима. Тексты и документы: Учеб. пособие: | |
в учебном пособии "История Древнего Рима" В.И.Кузищина и И.А.Гвоздевой (М., 2005) излагается история древнеримской цивилизации, рассматриваются социально-экономическая структура, государственный строй, религия и культура Древнего Рима | |
В.И.Моряковым, В.А.Федоровым, Ю.А.Щетиновым был подготовлен учебник "История России" (М., 2005). В нем изложены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Рассмотрены предпосылки зарождения русской государственности, этапы ее развития, проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные направления внутренней и внешней политики, культурные достижения Российского государства. | |
Учебное пособие Н.Б.Леоновой, С.А.Сычевой и др. "Естественно-научные методы исследования культурных слоев древних поселений" (М., 2004) представляет собой коллективный труд специалистов естественно-научных дисциплин и археологов, сделанный в форме руководства по полевому и лабораторному исследованию разновозрастных культурных слоев древних поселений. В нем рассмотрены возможности применения и интерпретации практически всех разнообразных методов комплексных исследований, применяемых в современной археологии, даны точные рекомендации для проведения тех или иных анализов, охарактеризованы получаемые результаты. | |
Учебное пособие "Этнология" под ред. Е.В.Миськовой, Н.Л.Мехедова, В.В.Пименова (М., 2005) знакомит читателей с научной картиной этнического состава населения Земли, с многообразием культур, языков и расовых групп, с межэтническими отношениями. | |
Ученые факультета подготовили ряд учебников и учебных пособий для школ и поступающих в вузы:
Учебник для средней школы О.В.Дмитриевой "Новая история. | |
Учебник для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений М.А.Бойцова и Р.М.Шукурова "История средних веков: Европа и остальной мир" (М., 2005) учитывает новейшие результаты фундаментальной науки, излагая их в доступной для школьников форме. В нем предлагается ряд принципиальных нововведений и поправок к традиционным схемам изложения материала как с содержательной, так и с методической точек зрения. | |
А.А.Левандовский издал учебник для 10 кл. средней школы "История России | |
Отечественной истории посвящены также учебное пособие В.А.Георгиева "История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах" (М., 2005) и новое издание пособия "История России с древнейших времен до наших дней" А.С.Орлова, Н.Г.Георгиевой, В.А.Георгиева и Т.А.Сивохиной. | |
Кафедра иностранных языков подготовила значительное количество учебных пособий:
- Миньяр-Белоручева А.П. и Миньяр-Белоручев К.В. "Английский язык. Учебник устного перевода"
- Миньяр-Белоручева А.П. Английский язык для школьников и абитуриентов
- Миньяр-Белоручева А.П. 120 разговорных тем по английскому языку
- Миньяр-Белоручева А.П. 150 разговорных тем по английскому языку
- Миньяр-Белоручева А.П. 600 тестов по английской грамматике
- Миньяр-Белоручева А.П. Англо-русские обороты научной речи
- Миньяр-Белоручева А.П. Английский язык. Topics 2005. Базовые разговорные темы с переводом
- Миньяр-Белоручева А.П. English. Ответы на билеты. Устный экзамен, теория и практика. Для абитуриентов и учащихся 11 классов
- Миньяр-Белоручева А.П. English. Ответы на билеты. Устный экзамен, теория и практика. Для абитуриентов и учащихся 9 классов
- Малинина И.И. Хрестоматия по истории Древнего Рима
- Малинина И.И. Жизнь римских императоров. Пособие по английскому языку для студентов исторических факультетов
- Рытова И.Г. Sir Winston S. Churchill's Great Contemporaries. Пособие по английскому языку
- Клименко Н.В. Столкновение цивилизаций
- Покровская М.Е., Седелкина Л.Н., Буева Н.П. Империи Древности. Учебное пособие по английскому языку
- Любарская Т.Н., Сеничева Л.В. Пособие для чтения на немецком языке по отечественной истории
XIIIXVIII вв. - Карпович Г.Л. Тесты по немецкой грамматике.
Сборник "Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков". Вып. VI. (М., 2005) посвящен | |
Ученые факультета вносят свой вклад в расширение источниковой базы исторических исследований.
Л.Г.Захарова продолжает публикацию "Воспоминаний генерал-фельдмаршала Д.А.Милютина", новый том охватывает | |
Расширяется электронная база данных. В течение года в Археографической лаборатории непрерывно велась работа по копированию и переводу в электронный вид ряда редких библиографических справочников, необходимых для работы по описанию кириллических печатных книг. При этом в ходе работы с подлинниками в центральных и региональных книгохранилищах некоторые данные справочников дополнялись и уточнялись. В результате переведены в электронную форму справочники по украинским изданиям
Изданы научно-популярные книги:
Книга Н.С.Борисова «Повседневная жизнь средневековой Руси накануне "конца света". Россия в 1492 году от Рождества Христова, или в 7000 году от Сотворения мира» (М., 2004 | |
Книга Н.С.Борисова "Иван Калита" (М., 2005) является первой научной биографией великого князя Ивана Даниловича Калиты, в ней дан критический анализ наиболее распространенных оценок личности и деятельности московского князя. Для реконструкции подлинного образа своего героя автор использует практически все известные источники той эпохи. | |
Книга В.П.Смирнова "Краткая история Второй мировой войны" (М., 2005) отражает важнейшие проблемы истории современности. Автор сумел в сжатой форме дать представление о ходе и основных событиях Второй мировой войны, привлек внимание читателя к спорным вопросам, до сих пор вызывающим острые дискуссии. Книга снабжена картами, хронологией событий, избранной библиографией. Она приурочена | |
Историко-публицистическая работа А.Ю.Ватлина "Германия в ХХ веке" (М., 2005) дает современный взгляд на основные проблемы германской истории и перспективы страны в ХХI веке; автор учитывает научные достижения современных историков и политологов двух стран, использует материалы российских и германских архивов. | |
Книга О.И.Поскониной "История Латинской Америки | |
Вышла научно-популярная книга А.А.Левандовского "Побег с вертикали" (Псков, 2005). Сборник состоит из трех частей. В очерках части первой "В зеркале мифа" автор "пытался не только освоить новые для себя проблемы, но и по-новому взглянуть на историю своей страны и, следовательно, на себя самого". О прошлом - часть вторая "Государственная вертикаль". Она состоит из очерков, в которых выражено представление автора об общем ходе исторического процесса в России. Третья часть "Ученая республика" носит самый личный характер, она посвящена "тому пространству, которое называется Университет", где прошла вся сознательная жизнь автора, доцента исторического факультета МГУ. |