Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Хачатуров С.В.  Романтизм вне романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 8 п.л.

подробная информация
Книга написана на тему «история искусств как предвидение или провидение». Эпоха романтизма изучена достаточно подробно. Однако некоторые понятия, что стали принципиальными в эпистеме романтизма, мерцали задолго до XIX столетия. Достаточно вспомнить о том, что само слово «Романтизм» возникло в эпоху барокко. Намерением автора было обратиться к этим «двойникам романтизма» и, прощупав пограничные зоны культуры, до-знаться о тех сомнительных с позиций академического канона смыслах, парадигмах, что парадоксальным образом подтверждали различия, не общее, но особенное в культуре Романтизма и предшествующих ему эпох. Те романтические образы и темы, что путешествуют по страницам предлагаемой книги во многом оппозиционны языку культуры собственно романтической. То есть формулируемый нами романтизм оказывается во многом омонимом романтизму XIX столетия. Методологически подобная модель -  поиск идейного различия культурных текстов разных эпох при их формальном сходстве – конечно же, восходит к знаменитому труду Эрвина Панофского «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада». Труд великого создателя иконологического метода изучения и интерпретации искусства позволяет увидеть рождение великого художественного стиля будто в обратной перспективе, помогает отказаться от инспирированной позитивизмом, неверной во многом эволюционистской модели культуры, когда каждый предшествующий период как бы подготавливал другой и в сознании некоторых интерпретаторов оказывался будто бы слегка ущербным по сравнению с тем самым окончательным и главным «большим» стилем (будь то Ренессанс, Романтизм, Реализм). Книга не может претендовать на совершенную и завершенную систему культурных значений, идей и образов. С помощью пластических искусств она лишь помогает установить некоторые зеркала, в которых будущая романтическая эпоха странным образом видит свое перевернутое изображение, своего антипода-двойника. Жанр книги – собрание очерков, которые группируются по трем разделам: Письмо, Автор, Лейтмотивы.

Никифоров К.В. Сербия на Балканах. ХХ век. — М.: Индрик, 2012. — С. 176.

подробная информация
В книге на широком балканском фоне рассматриваются важнейшие события истории сербского народа в ХХ веке. В центре исследования особенности его государственности в различных исторических формах – в качестве королевской и республиканской Сербии в начале прошлого и начале нынешнего веков, а также в составе карагеоргиевичевской, титовской и милошевичевской Югославии. Особое внимание уделено различным процессам, происходившим на Балканах в прошлом веке и самым непосредственным образом влиявшим на сербскую историю.

Турчин В.С. Одинокие в поисках смысла жизни. Мастера дефигурации и трансфигурации. М.: Московский музей современного искусства, 2009. - 320 с.

подробная информация
В книге рассмотрено творчество 23 художников, формировавшихся в 1960-1970-е годы в России, преимущественно Москве, Петербурге и Одессе (часть из них ныне живет за рубежом). В отличие от сторонников радикальных художественных решений все они придерживаются фигуративного искусства. Хотя, конечно, художественный язык их своеобразен, и одни тяготеют к реализму, другие – к знаку и символу (то, что автор называет дефигурацией и трансфигурацией).  Задача автора заключалась в том, чтобы раскрыть образный строй произведений этих мастеров, указать на формальные решения избранных ими тем. Всё это дает возможность показать часть панорамы активной художественной жизни страны. Первоначально их творчество встречалось властями крайне негативно, их работы не брали на выставки, самих мастеров не принимали в творческие союзы. Тем не менее, по мере либерализации, их искусство получало всё больший доступ к зрителю. В настоящее время все они признаны крупными мастерами. Те начала, которые ими были заложены тогда, развиваются у них и по сей день. Они сохраняют те выбранные ими ранее стратегии, которые кажутся плодотворными. Автор стремился показать, что есть общего в их искусстве, определенного временем, и что определяет яркую индивидуальность каждого. Композиция книги строится следующим образом: дано введение, обрисовывающее общую ситуацию, а затем следует творческие портреты избранных мастеров.  

Лаптева Л.П. История славяноведения в России в конце XIX – первой трети XX в. - М.: Индрик, 2012. - 840 с.

подробная информация
В монографии освящается история славяноведения в России с конца XIX в. до 1935 г. Тематическое продолжение предшествовавшей монографии, посвященной развитию славяноведения в XIX в., вышедшей в 2005 г. В настоящей книге характеризуется развитие славяноведения в российских университетах, а также других учреждениях – Отделении русского языка и словесности РАН, Российского археологического института в Константинополе и других организациях.

Алленов М.М. История русского искусства. Т. II. Русское искусство XVIII- начала XX в. М. Белый город, 2008. - 334 с.

подробная информация
Второй том «Истории русского искусства» посвящен основным событиям и именам отечественного изобразительного искусства XVIII и XIX  столетий в историческом пространстве, получившем некогда наименование «петербургского периода». Программное «западничество» образует сверхсюжет этого периода. Внутри него вырисовывается ряд коллизий, составляющих проблемное поле изложения: судьба антитезы «Москва – Петербург»; символика моря и корабля в связи с иконографией высотных композиций в русской архитектуре; принцип новоевропейского «регулярства» в градостроительной практике; пути усвоения и становления жанровой системы и перспективного образа мира в искусстве, где еще жива была память иконной изобразительности, и, наконец, перемена культурных ролей Москвы и Петербурга в конце рассматриваемого периода. Книга М.М.Аленова демонстрирует авторский взгляд на развитие отечественного искусства указанного периода.

Фирсов Е.Ф. Т.Г.Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. - Индрик Москва, 2012. - 335 с

подробная информация
Монография Е.Ф.Фирсова, чья научная и педагогическая деятельность неразрывно связана с МГУ имени М.В.Ломоносова, представляет собой комплексное исследование пребывания Т.Г.Масарика в России конца XIX – первой трети XX в., восприятия ученого, а также его связей с российской интеллектуальной средой и Л.Н.Толстым.


Салиенко А.П., Турчин В.С. Наследники «Бубнового валета». Образы бытия или искусство созерцания. Преемственность в живописной культуре Москвы: Г. Сретенский, Н. Стеньшинская.  М.: Libri di arte, 2008.

подробная информация
Книга посвящена творчеству Г.Сретенского и Н.Стеньшинской. Художники активно работали начиная с 1920-х годов и завершили творческий путь уже ближе к концу ХХ столетия. Со времени ученичества во Вхутемасе до самой смерти они оставались преданными традиции московской школы живописи, рожденной еще в самом начале 1910-х годов крупнейшими мастерами ХХ века, собравшимися тогда  в объединении «Бубновый валет», и утвердившей свою жизнеспособность в искусстве потомков.  Можно сказать, они находились на магистральном пути русского искусства и, подытожив опыт начала века, пронесли его принципы до самого конца его. Свою творческую деятельность Г.Сретенский и Н.Стеньшинская начали в 1920-е годы. Ученик П.Кончаловского, Г.Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922-м году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа. Ученица И.Машкова, Н.Стеньшинская вошла в его состав в 1925-м году. История «Бытия» (1922-1929), одного из самых первых и заметных художественных объединений, особенно показательна не только для осмысления процессов, происходивших в художественной жизни 1920-х годов, но и шире - путей развития русского искусства в ХХ веке. В книге публикуются материалы, посвященные обществу художников «Бытие». Они содержат каталоги выставок общества, протоколы и стенограммы заседаний, рецензии в печати, отрывки воспоминаний. Все тексты печатаются без купюр, что позволяет сохранить их документальных характер и желанием погрузить читателя в атмосферу времени со всеми его перипетиями, исканиями и заблуждениями. Публикация материалов сопровождается статьей, цель которой - восстановить историю общества. Книга содержит альбом репродукций художников.


[624 - 630 из 648]

Тематики каталога
Ключевые слова

Вы можете выбрать интересующую сюжет, нажав на соответствующее ключевое слово в списке ниже:

показать все ключевые слова
XIII-XVIII вв. XIX век XIX-начало XX в. XVIII–XIX вв. XX в. XXI век Александр I Александр II Античная культура и искусство Античность Аристей Археография Археология Белорусоведение Белорусская история Британская социальная антропология Бумаги Дома Романовых Введение в историю Церкви Великая Отечественная война Византиноведение Внешняя политика Восточное Причерноморье Всеобщая история Всеобщая история искусств Вторая мировая война Г.Ф.Матвеев Гражданская война Грановский Т.Н. Дмитриев С.С. Древние языки Древний Восток Евразийская интеграция И.В.Поздеева Иностранные языки Информационные ресурсы Историография Историческая информатика Исторический вестник Исторический факультет История Белоруссии История Болгарии История Великобритании История Германии История города История Греции История диаспор История древнего Востока История Древнего Востока История древнего Египта История древнего мира История Древнего Рима История Древней Греции История женщин История искусств История искусства История Испании История Италии История культуры История Латинской Америки История международных отношений История Московского Кремля История Московского университета История общественных движений и политических партий История отечественного искусства История Польши История религии История России История России XIII - XIV веков История России XIX в. История России XIX-XX вв. История России XV-XVI веков История России XVIII века История России XX в. История России XX-XXI вв. История России до начала XIX в. История русской культуры История Сербии История средних веков История СССР История стран ближнего зарубежья История США История традиционной культуры История Франции История Церкви История Чехии и Словакии История южных и западных славян Источниковедение Истрия Болгарии Капова пещера КБС Классическая филология Ковальченко И.Д. Коминтерн Лаборатория истории культуры Лазаревские чтения Латинская Романия Латинский язык Летопись Мартианские чтения Маяк И.Л. Международные отношения Миловские чтения Морфология древностей Московский Печатный двор Муссолини Б. Наука о данных Николай II Новая и новейшая история Новая и новейшая история стран Европы и Америки Новая история Новая история стран Европы и Америки Новгород Новейшая история Новейшая история стран Европы и Америки Обзор историографии истории Церкви в России Общая история Церкви Олимпийское движение Отечественная история Очерки истории культуры России Очерки русской культуры Патриаршество Первая мировая война Печерин В.С. Политические партии и движения России Православие Примаков Е.М. Причерноморье Причерноморье в Средние века Раннее Новое время Революция 1917 г. Реформация Русское искусство Русское крестьянство Северное Причерноморье Сергеевские чтения Славяноведение Средневековый латинский язык Средние века Сталинизм Торговля Университет для России Фонд «Наш Исторический» Христианство Цифровые технологии Эвенки Экономическая история Этнография Этнография народов СССР Этнология Южный берег Крыма

Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.

закрыть перечень