Курсы Школы юного историка
![]() |
Новости | Расписание | Лекторий | Запись | FAQ |
В рамках Школы юного историка предлагается более десяти различных общих и тематических курсов. Авторские курсы сотрудников, аспирантов и студентов исторического факультета позволят погрузиться в мир истории, получить более глубокие знания о специальных областях исторической науки и эпизодах общей истории, обычно опускаемых в рамках школьного обучения.
Общие лекционные курсы
Общий лекционный курс для юных историков 6-10 классов представляет собой серию лекций, посвященных различным периодам мировой истории: от Древнего Востока до современности. В рамках занятий сюжеты из отечественной истории вписаны в контекст истории всемирной. Помимо традиционных источников (летописей, актов и проч.) и научных исследований, автор активно привлекает произведения художественной литературы и изобразительного искусства. Несколько лекций всегда отводятся методике исторических исследований.
Преподаватель - д.и.н, старший научный сотрудник исторического факультета МГУ Владимир Павлович Богданов.Тематические курсы
В ходе лекций будет рассмотрен набор проблемных сюжетов, охватывающий историю СССР с 1939 по 1945 годы. Мы изучим Великую Отечественную войну в плоскостях дипломатии, государственного управления, культуры и социальной истории. Курс направлен на создание целостной картины существования Советского государства в годы Войны. В этом нам поможет работа с архивными документами, фотоисточниками. В ходе курса мы постараемся связать воедино множество "фронтов" Великой Войны: от дипломатии до ежедневного подвига населения в тылу.
Преподаватель - победитель ВсОШ по истории, студент исторического факультета МГУ Александр Трутнев.
На занятиях вы узнаете, как зародился советский кинематограф и над чем должны были смеяться граждане Советского союза, проследите историю восхождения звезды великой Любови Орловой, узнаете, какую музыку слушали советские граждане и о чём пела русская заграница. Мы будем смотреть фрагменты фильмов, слушать песни и разбираться в специфике культуры 20-30 годов.
Преподаватель - призер ВСОШ по истории, студент исторического факультета МГУ Елисей Турбин.
Одним из трендов развития системы международных отношений в наши дни являются наблюдаемые повсеместно процессы интеграции. За последние десятилетия созданы такие региональные объединения, как НАФТА, УНАСУР, АТЭС, ЕАЭС и другие. Однако первой на путь экономического и политического объединения еще в середине XX века встала Европа, и итогом интеграционных процессов на этом континенте стало создание ЕС – одного из главных центров силы на современной международной арене. Целью данного курса является рассмотрение эволюции т.н. "европейской идеи": от выделения Европы как географического объекта в умах древних греков и римлян через первые мысли о необходимости объединения всех европейских стран ради достижения всеобщего мира и совместной борьбы с внешней угрозой к конкретным шагам на пути к европейскому единству. Занятия проходят в лекционно-семинарской форме и включают в себя работу с источниками – историческими проектами объединения Европы, возникавшими в различные эпохи.
Преподаватель - к.и.н. научный сотрудник исторического факультета МГУ Денис Валерьевич Родин.
Лекции будут посвящены как архитектуре, так и живописи. Мы расскажем, с чего начался Ренессанс, разберемся, как Брунеллески построил самый известный купол и что такое Станцы Рафаэля. Особенное внимание мы уделим Кватроченто, но кроме этого рассмотрим Проторенессанс, Раннее Возрождение, Садово-парковое и Декоративно-прикладное искусство, а также скульптуру в рамках отдельных занятий.
Преподаватели – студенты и выпускники исторического факультета МГУ.
Один из классиков советской и российской археологии Л.С. Клейн однажды сказал: «археолог— это следователь, опоздавший к месту событий на тысячи лет». И это действительно так. Археология - наука, реконструирующая прошлое на основе вещественных источников. Ее интересует прошлое человечества не отраженное в письменных источниках. Там где древние сочинения дают нам две-три строчки, археология стремится многомерно описать особенности жизни, труда, культуры и внешних связей древних обществ. Поэтому наши занятия во многом будут посвящены именно особенностям работы с вещественными источниками. Их видам и возможностям получения исторической информации, которую они дают. Это будет полезно не только будущим археологам, но и историкам. Ведь изучая особенности вещественных источников, лучше понимаешь специфику источников письменных. В центре внимания кружка в этом году будут эпохи раннего железного века и раннего средневековья.
Преподаватель – аспирант исторического факультета МГУ Серафим Гончаров.
Для триумфаторов 1917 г. Первая русская революция была поражением. Но может ли революция окончиться поражением, если её последствия привели к столь значительным изменениям в жизни страны и политической сфере? Появление институтов публичной политики, ключевым из которых была Государственная Дума, серьёзно меняло правила игры. Однако положение российского парламента не было стабильным. Он менялся как в формальной, так и в неформальной плоскостях. Поэтому целью курса и будет взглянуть на изменения, постигнувшие Думу за время её существования.
Преподаватель – студент исторического факультета МГУ Михаил Богомолов
«Старой армии нет, старая вера рухнула, новое сознание еще не народилось, и нужно время для его рождения. Значит, в силу необходимости сознание должно быть заменено чем-то другим». Эта цитата описывает, в какое положение попало наше государство в начале 20 столетия. Гражданская война, беспощадно терзавшая Россию на протяжении почти 3 лет, оставила в память о себе не только принципиально новую государственную систему. Ее наследие – уникальная система общественного сознания, построенная на идеологии, окончательно принявшей свою форму в годы войны – большевистской. Как руководство Белых и Красных сил пыталось убедить наших предков в своей правоте? Чем обосновывали свою борьбу последователи Корнилова и Деникина, Ленина и Троцкого? В рамках этого курса слушатели познакомятся с идеологией противоборствующих сторон, узнают, за что они боролись, изучат примеры визуальной пропаганды и агитации.
Преподаватель – студент исторического факультета МГУ Александр Малый
«Балканы производят больше истории, чем могут выдержать» - цитата, ошибочно приписываемая Уинстону Черчиллю, тем не менее отлично раскрывает динамику событий на Балканском полуострове. Земли, растянувшиеся по всему северо-восточному побережью Адриатического моря, перекрестье православной, католической и мусульманской цивилизаций, родина одних из самых воинственных народов мира: все это сделало Балканы незатухающим очагом политических споров, притязаний и внутренних конфликтов, отзвуки которых слышны по всему миру. В рамках этого курса слушатели познакомятся с ключевыми событиями Нового и Новейшего времени таких современных стран, как Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония и Словения, изучат величайшие произведения балканской культуры, узнают, почему среди национальных сербских блюд нет ни одного с названием славянского происхождения, как российские коммунисты и коммунисты Югославии создали два непохожих друг на друга государства и откуда на современных европейских картах Балкан взялась страна Косово.
Преподаватель – студентка исторического факультета МГУ Мария Казимирова
Дистанционная Школа начинающего историка
С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ работает платная образовательная программа – "Школа начинающего историка".
Занятия школы рассчитаны на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка и предпочитающими работать с текстами и тестами, а не в режиме интерактивной видеоконференции.
Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные текстовые лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.
Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.