Выпускные работы студентов кафедры
Росписи церкви Успения Богоматери в Вардзии и их место в византийском и грузинском искусстве
Автор работы: Цапко Софья Владимировна
Год выпуска: 2022
Кафедра: кафедра всеобщей истории искусств
Научный руководитель: Захарова Анна Владимировна
Специализация: Всеобщая история искусств
Тип работы: работа бакалавра
В исследовании рассматриваются фрески церкви Успения Богоматери в Вардзии (Грузия, Джавахетия), выполненные в период правления царицы Тамары. Во введении представлено обоснование датировки росписи (1184-1186 гг.), описан культурно-исторический контекст и основные архитектурные особенности пещерного храма. В двух главах анализируются иконографическая программа и стиль росписи. При этом выявляются некоторые уникальные сцены, присутствующие только в Вардзии; изображения, получившие распространение в Грузии и мотивы, популярные в Византии. Выявляются эти особенности благодаря приведению широкого ряда аналогий среди грузинских и византийских фресок второй половины XII - начала XIII вв. Детальный стилистический анализ показывает тяготение фресок Успенской церкви преимущественно к византийским классическим тенденциям, в трактовке которых имеются и некоторые грузинские черты. Затрагивается тема о количестве мастеров и о разделении между ними композиций. Выносится предположение о грузинском происхождение живописцев и их близком знакомстве с византийской живописью столичного круга
Автор работы: Цапко Софья Владимировна
Год выпуска: 2022
Кафедра: кафедра всеобщей истории искусств
Научный руководитель: Захарова Анна Владимировна
Специализация: Всеобщая история искусств
Тип работы: работа бакалавра
В исследовании рассматриваются фрески церкви Успения Богоматери в Вардзии (Грузия, Джавахетия), выполненные в период правления царицы Тамары. Во введении представлено обоснование датировки росписи (1184-1186 гг.), описан культурно-исторический контекст и основные архитектурные особенности пещерного храма. В двух главах анализируются иконографическая программа и стиль росписи. При этом выявляются некоторые уникальные сцены, присутствующие только в Вардзии; изображения, получившие распространение в Грузии и мотивы, популярные в Византии. Выявляются эти особенности благодаря приведению широкого ряда аналогий среди грузинских и византийских фресок второй половины XII - начала XIII вв. Детальный стилистический анализ показывает тяготение фресок Успенской церкви преимущественно к византийским классическим тенденциям, в трактовке которых имеются и некоторые грузинские черты. Затрагивается тема о количестве мастеров и о разделении между ними композиций. Выносится предположение о грузинском происхождение живописцев и их близком знакомстве с византийской живописью столичного круга