Профессора, преподаватели и научные сотрудники кафедры
Ванеян Степан СергеевичПрофессор Доктор искусствоведения (2007 год), тема диссертации: "Архитектура и иконография. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии" Основная информация: Начало работы на историческом факультете: 1998 год. В 1989 году окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. В 1999 году рукоположен в иереи (с 2012 года – протоиерей) и служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне. Параллельно с преподаванием в МГУ работает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (профессор, заведующий кафедрой теории и истории христианского искусства факультета церковных художеств). Профессор факультета теоретической физики НИЯУ МИФИ. Научные интересы: Теория искусства, Методология искусствознания, Теория архитектуры, Психология искусства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Читаемые общие, профильные и специальные учебные курсы Познакомьтесь с используемыми условными обозначениями при показе сведений об учебных курсах: Под идентификаторами некоторых специальных курсов на синем фоне указан год, когда он читается (читался). При нажатии на синюю иконку , расположенную ниже идентификатора у некоторых специальных курсов, Вы можете получить дополнительную информацию о дне и времени проведения занятий, а также иные сведения, предоставленные лектором.
Руководство выпускными квалификационными работами
"Атмосфера" и пространство в современной архитектуре Берлина.
“Зеленая зона” в европейской архитектуре 1950-1970 годов
«Комната» в инсталляциях художников Московской школы концептуализма
Аби Варбург и Людвиг Бинсвангер: истоки иконологии
Анри Фосийон и современное ему изобразительное искусство
Архитектура Берлина 1933-1945 гг.: утопия и реальность.
Архитектура модернизма в Норвегии
Архитектурные декорации в «Дюне» Дени Вильнёва
Венская школа живописи конца XIX – начала XX века. Венский Сецессион
Вильгельм Воррингер: истоки и влияния
Гендерные вопросы в современной архитектурной теории
Идеология попсюрреализма в контексте философии постмодернизма
Интерпретация ордерной системы в архитектурном дискурсе модернизма
Интерпретация романского зодчества у Гюнтера Бандманна
Искусствознание и психоанализ в XX веке
Классицизм в архитектуре Германии: Дессау, Вёрлиц, Веймар
Компьютерное искусство XX–XXI века
Концепция «памятника» у Алоиза Ригля Ванеян С.С. Данное исследование посвящено представлениям искусствоведа А. Ригля о памятнике и его ценностях, которые были изложены им в эсс
Концепция гештальта в философии искусства Карла Эйнштейна
Концепция города в архитектурной теории и практике Германии 1930-1940-х годов
Критика теории мимесиса и «лингвистика образов» в «Искусстве и иллюзии» Эрнста Гомбриха
Мнемотопы в архитектурном проектировании 1970-1990-х гг. Берлин и Лондон
Образ богемы Кристиании. Эдвард Мунк: между пуританской семьей и богемой
Плакатное искусство тоталитарных режимов Италии и СССР: формообразование и иконология
Проблема «вчувствования» у Вильгельма Воррингера: истоки и рецепция
Проблема визуального восприятия абстрактной живописи Мондриана
Проблема примитива в работах Р. Арнхейма
Проблема присутствия в документации перформанса последней трети ХХ века
Проблема света во французской фотографии пикторализма конца XIX –первой четверти XX века
Проблемы церковного строительства в архитектурных трактатах Антонио Аверлино и Франческо ди Джорджо
Русская и немецкая архитектурная теория 1920-х годов
Скандинавская иллюстрация детских книг первой половины ХХ века
Творчество А.Зверева в контексте теории и практики автоматического письма.
Творчество Жана-Мишеля Баския и уличная культура
Творчество Поликарпа Судомойкина
Телесность в видеоарте 1980- 2000-х годов
Тело и телесность в позднеготических бюстахреликвариях
Теория цвета школы Баухауз
Утопическая урбанистика 1920-х годов: проблемы теории и практики
Фотожурналистика Анри Картье Брессона
Христианская археология в немецкой школе искусствознания. Проблемы метода
Центрические храмы первой трети XIX века. Творчество А.Л. Витберга.
Элементы ритуала и их функция в художественном перформансе
Эли Фор во французской художественной критике
Элисон и Питер Смитсон. Концептуальные истоки архитектуры брутализма Участие в работе редакционных коллегий, научных советов и организаций
27 октября 2024 года исполняется 60 лет доктору искусствоведения, профессору кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ Степану Сергеевичу Ванеяну 15 марта 2024 года кафедра истории Церкви провела III ненаучную конференцию на тему "И всех их создал Бог…" Студенты, аспиранты и преподаватели представили яркие доклады о братьях наших меньших, охватывающие разнообразную тематику: от котов в Древнем Египте до современного Дня римского ежа 5-6 февраля 2024 года на историческом факультете МГУ состоялась XLVIII Всероссийская научная конференция "Лазаревские чтения", ежегодно проводимая кафедрой всеобщей истории искусств в память о выдающемся историке искусства, чл.-корр. РАН В.Н. Лазареве 2-3 февраля 2023 года состоялась XLVII Всероссийская научная конференция "Лазаревские чтения", ежегодно проводимая кафедрой всеобщей истории искусств в память о выдающемся историке искусства, чл.-корр. РАН В.Н. Лазареве 24 ноября 2022 года кафедра всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ провела научную конференцию "Карьера художника в Новое время: образование и стратегии коммуникации. Россия и Европа" 3-4 февраля 2022 года состоялась XLVI всероссийская научная конференция "Лазаревские чтения", ежегодно проводимая кафедрой всеобщей истории искусств в память о выдающемся историке искусства, чл.-корр. РАН В.Н. Лазареве (1897–1976), руководившем кафедрой с 1960 по 1976 гг. 4-5 февраля 2021 года на историческом факультет МГУ состоялась XLV Всероссийская научная конференция "Лазаревские чтения". В этому году заседания проходили в онлайн-формате, что позволило присоединиться к конференции и участникам из-за рубежа. Научная проблематика докладов традиционно охватывала широкий круг тем и сюжетов, которыми занимался сам В.Н. Лазарев, прежде всего, византийское, древнерусское искусство и западноевропейское искусство В минувшем учебном году студенты и преподаватели исторического факультета МГУ приняли участие в работе "Лаборатории по исследованию миграции образов" - одной из экспериментальных молодежных программ ГМИИ имени А.С. Пушкина, организованной как результат совместного развития направлений "Пушкинский.Youth" и "Пушкинский XXI" 5 и 6 февраля 2020 года на историческом факультете МГУ состоялась ежегодная Всероссийская научная конференция "Лазаревские чтения", проводимая кафедрой всеобщей истории искусств ежегодно с 1977 года и посвященная памяти выдающегося историка искусства, члена-корреспондента РАН В.Н. Лазарева (1897–1976) 21 декабря 2018 года на историческом факультете МГУ состоялся коллоквиум "Sol Invictus 2. Забвение в Средиземноморской культуре: от Античности до наших дней", организованный кафедрой средних веков и посвященный памяти Ивана Ивановича Тучкова (1956–2018). В нем приняли участие более 40 представителей из МГУ, РГГУ, институтов РАН, НИУ ВШЭ, Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" и других учреждений С 11 по 19 сентября 2018 в Берлине и Москве состоялся второй немецко-российский исследовательский семинар, посвященный теме "Москва - Берлин. Городское пространство и история", который был организован кафедрой восточноевропейского искусства Института искусства и визуальной истории Университета имени Гумбольдта (Берлин) и кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ 26-27 марта 2018 года на кафедре всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ в рамках соглашения о сотрудничестве с Университетом имени Гумбольдта (Берлин, Германия) прошел семинар, посвященный проблемам изучения архитектуры модернизма и постмодернизма в Москве и Берлине |