В апреле 2022 года на страницах научного журнала "Nature Ecology & Evolution" опубликована статья "Emergence and intensification of dairying in the Caucasus and Eurasian steppes" [Возникновение и интенсификация молочного животноводства на Кавказе и в евразийских степях], одним из соавторов которой является д.и.н., заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ А.Р. Канторович.
В этом материале представлены результаты мультидисциплинарного исследования, основанного на анализе протеома (набора белков), сохранившегося в зубном камне древних людей, живших на территории Понтийско-Каспийской степи и соседних регионов Южного и Северного Кавказа, Окско-Волжско-Донского и Восточного Урала в период от 6000 г. до н.э. до 200 г. н.э.
По составу белков, сохранившихся на зубах древнего человека, можно понять употреблял ли он молочные продукты. Различия белков, характерных для разных животных, позволяют установить, чье именно молоко использовалось в пищу, а значит и то, какие именно виды скотоводства были свойственны в определенное время для той или иной территории.
Для проведения исследования использовались образцы зубного камня, взятые из костных останков древних людей, хранящихся в археологических учреждениях и музеях, а также в специальной лаборатории древних биомолекул в Институте изучения истории человека Общества Макса Планка в Йене (Германия). Белки молока различных животных были идентифицированы у 34 из 45 проанализированных останков. С помощью ускорительной масс-спектрометрии для отобранного костного и зубного материала были получены 24 новые радиоуглеродные даты.
В частности, материалом для исследований стали останки из нескольких погребений в кургане бронзового века на юге Ставропольского края (курганная группа Марьинская-5, курган 1), полученные в 2009 году в результате раскопок, проведенных Ставропольской экспедицией кафедры археологии исторического факультета МГУ под руководством А.Р. Канторовича. Примечательно, что именно в этом кургане были впервые найдены в рабочем состоянии бронзовые кольца для управления быками, что стало важным источником по истории скотоводства и транспорта племен майкопской культуры эпохи ранней бронзы (упоминание об этой находке также содержится в опубликованной статье).
Авторы проведенного исследования пришли к выводу, что молочное животноводство существовало еще во время энеолита (7 тыс. лет назад) и было распространено в предгорье и степной зоне Северного Кавказа. Самые ранние формы скотоводства в этом регионе были связаны с молочным овцеводством, – в зубном камне человека этого периода нашли исключительно белки овечьего молока. Эта особенность составила основу евразийского степного образа жизни, который продолжается до сих пор.
В IV тысячелетии до н.э. племена майкопской и древнеямной культур эпохи ранней бронзы в молочном животноводстве по-прежнему предпочитали овец, а крупный рогатый скот забивали на мясо, использовали в ритуальных жертвоприношениях и перевозках как тягловое животное. Дальнейшее развитие экономических стратегий привело к изменению стада: рацион скотоводов обогатился козьим и коровьим молоком. В среднем бронзовом веке мобильное скотоводство продолжалось среди групп катакомбной и северокавказской культуры в степи до ухудшения климатических условий.
Ок. 2300–2200 гг. до н.э. настал период засухи вместе с холодными зимами и люди снова отдали предпочтение овцам, которые пьют меньше воды и лучше переживают холода. В конце концов условия стали совсем непригодны для скота. К 1700 г. до н.э. народы покинули степи и предгорья и поднялись на плато, где еще оставались пастбища.
Затем, после более чем 500-летнего перерыва, северокавказские степи были повторно заселены обществами раннего железного века с широкой мобильной молочной экономикой, в том числе с новым акцентом на разведение лошадей. Эти животные способны выкапывать траву из-под глубокого снега, а потому даже зимой находят пропитание. Они также лучше приспособлены к жизни в степи, чем овцы. Однако авторы исследования не обнаружили следы лошадиного молока в зубном камне людей. Вероятно, кобылье молоко не было столь распространено в регионе, и их одомашнили для других целей, например, для перевозок грузов и людей.
Примечательно, что жители Окско-Волжско-Донского региона перешли к молочному скотоводству позже жителей Кавказа, только 4 тыс. лет назад, до этого занимаясь охотой, собирательством и рыбной ловлей. В то же время археологические находки свидетельствуют, что впервые скот появился здесь в небольших количествах 6 тыс. лет назад.
Будущие исследования геномов древнего молочного скота и дополнительных протеомов зубного камня из соседних степных популяций к северу от Черного моря и к востоку от Урала помогут уточнить происхождение и распространение молочных пород и практик, которые способствовали сохранению устойчивых культурных и жизненных традиций, изменили евразийскую степную зону и, шире, евразийский мир бронзового века.
- Emergence and intensification of dairying in the Caucasus and Eurasian steppes.pdf