Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Наша история и выпускники

Развитие отечественного искусствознания в Московском университете в ХIХ веке начиналось под влиянием Ф.И.Буслаева.

5 октября 1857 года К.К. Герц прочитал лекцию на тему «О значении истории искусства», которая определила дату рождения кафедры, а в дальнейшем – отделения истории и теории искусства. В 1889 году преемником К.К. Герца по кафедре истории и теории искусств стал И.В.Цветаев, филолог-латинист. Важное место на кафедре в начале ХХ века занимал Н.И.Романов. Среди его учеников были Б.Р.Виппер и А.А.Сидоров, начинавшие свою преподавательскую работу на кафедре накануне революции, а также В.Н.Лазарев, М.В.Алпатов, Н.И.Брунов и Г.В.Жидков, учившиеся в первые послереволюционные годы.

После реорганизации историко-филологического факультета в 1917 году искусствоведческая кафедра вошла в 1921 году в состав факультета общественных наук, в 1925 году отделение изобразительных искусств существовало на этнологическом факультете МГУ.

Наряду со старой профессурой – В.К.Мальмбергом, Н.И.Романовым, В.Е.Гиацинтовым, В.Н.Щепкиным – на искусствоведческом отделении работали их ученики: А.И.Некрасов, Б.Р.Виппер, А.А.Сидоров, А.Г.Габричевский, Д.С.Недович, М.И.Фабрикант. Их число пополнила талантливая группа воспитанников университета, образовав основное творческое ядро кафедры – В.Н.Лазарев, М.В.Алпатов, Н.И.Брунов, Г.В.Жидков, Б.П.Денике. К ним присоединились И.Э.Грабарь, читавший в 1920-е годы курс по реставрации и технике живописи, А.В.Бакушинский, А.А.Федоров-Давыдов.

В первые послереволюционные годы огромным успехом пользовались лекции Б.Р. Виппера по античному и западноевропейскому искусству. А.Г.Габричевский наряду с лекциями по различным проблемам истории искусства впервые разработал курс «Введение в теорию пространственных искусств». В центре занятий по истории русского и особенно древнерусского искусства был А.И.Некрасов, с середины 1920-х годов руководивший отделением. Он ввел в обиход ежегодные экспедиционные поездки со студентами в летнее время. Занятия по византийскому и древнерусскому искусству вели М.В.Алпатов, Н.И.Брунов и Г.В.Жидков. В искусствознании 1920-х годов активно разрабатывались вопросы теории и методологии, или «общего искусствознания» (работы А.В.Бакушинского о художественном воспитании и о перспективе, А.Г.Габричевского об общих закономерностях художественного языка, структурных принципах портретного образа или формальных проблемах архитектуры). Тогда же были опубликованы критические и теоретические работы И.Л.Маца. Б.П.Денике положил начало преподаванию искусства народов Востока.

В 1931 году гуманитарные факультеты были выделены из университета, образовав самостоятельный Институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), в котором искусствоведческое отделение оставалось до декабря 1941 года, когда произошло объединение МИФЛИ с университетом. Отделение истории и теории искусства вошло в состав филологического факультета. В 1943 году на отделении образовались две кафедры – истории русского искусства и общего искусствознания. Первым кафедру истории русского искусства возглавил М.В.Алпатов, затем (в 1944-1947 гг.) – академик И.Э.Грабарь, с 1948 года – А.А.Федоров-Давыдов. Руководителем кафедрой общего искусствознания с 1943 года был Б.Р.Виппер.

В коллектив искусствоведческого отделения военных и первых послевоенных лет входили профессора Н.И.Романов, Б.Р.Виппер, А.А.Сидоров, М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев, Н.И.Брунов, В.В.Павлов, А.Г.Габричевский, Н.Н.Коваленская, А.А.Федоров-Давыдов, И.Л.Маца, В.Д.Блаватский, М.М,Кобылина, М.И.Фабрикант, Н.А.Кожин,; доценты Г.В.Жидков, А.А.Губер, Ш.М.Розенталь, Г.А.Недошивин, Ю.Д.Колпинский, Б.В.Веймарн, П.И.Лебедев, М.А.Ильин, В.М.Василенко, Р.С.Кауфман, Е.А.Некрасова и др.

Рядом со старыми сотрудниками отделения, по-прежнему составлявшими его основу, стали появляться новые преподаватели из числа воспитанников университета. Первыми из них были Ю.К.Золотов и Д.В.Сарабьянов. За ними последовали Л.А.Жданова, В.В. Кириллов, В.Н.Гращенков, В.Н.Прокофьев, А.С.Зайцев. Процесс обновления кадров продолжался на протяжении 1960-х – начала 1970-х годов, когда на работу в университет пришли О.С.Евангулова, М.Н.Яблонская, Г.И.Соколов, О.С.Попова, Н.М.Никулина, В.С.Турчин, М.А.Реформатская, Р.В.Савко, Е.А.Сердюк, Э.С.Смирнова, М.М.Алленов.

подробнее...


Подробнее об истории преподавания и изучения истории искусства см.: История искусства в Московском университете: 1857–2007 / Отв. ред. В.С. Турчин, И.И. Тучков. – М., Издательство МГУ, 2009. – 520 с.

Н.И.Романов (1867-1948)