Научные публикации
Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации
Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.
Южный берег Крыма и Севастополь в конце XIX — начале XX века стали ареной "курортного бума". На месте имений аристократов начали вырастать дачные поселки предпринимателей, инженеров, врачей, деятелей науки и искусства, устремившихся на юг. В Крыму, который получил название "русская Ривьера", формировалась новая культура досуга нарождавцхегося "среднего класса" Российской империи.
В монографии д.и.н. А.В. Карагодина впервые реконструирована история сложившихся в начале XX в. на Южном берегу и в окрестностях Севастополя дачных курортов (Новый Мисхор, Новый Симеиз,Батилиман и др.), примечательных памятников эпохи (вроде замка "Ласточкино гнездо"), а также персональные истории крымских дачников, среди которых было немало известных всей России имен.
Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 179. Сер. II: Исторические исследования, 116).
Книга А.В. Карагодина по истории и архитектуре Южного берега Крыма двух столетий рассказывает о лучших замыслах зодчих — как реализованных, так и оставшихся на бумаге. Говоря об архитектуре Южного берега Крыма, обычно вспоминают "Ласточкино гнездо", дворцы графа Воронцова и Романовых. Но на крымском побережье работали и такие мэтры, как Иван Фомин, Иван Жолтовский и Моисей Гинзбург. Грандиозные идеи преобразования Южного берега предлагал Иван Леонидов, а за сто лет до него, по заказу императора Николая I – лучший архитектор Европы, прусский гений Карл-Фридрих Шинкель.
Собрав в четырех разделах книги самые интересные проекты разных эпох: эпохи романтизма первой половины XIX века, историзма и модерна рубежа ХIХ–XX веков, сталинской неоклассики 1930–1950-х годов и советского модернизма 1960–1980-х – автор утверждает: в них зодчие раз за разом стремились реализовать парадигму "Новой Эллады", гармоничной архитектуры в неоэллинском пейзаже Южного берега Крыма.
Почему "Новая Эллада"? Потому что, присоединяя к России Крым, Екатерина II и князь Потемкин грезили о создании идеального края в неоклассическом стиле с мягким средиземноморским климатом, о "России в субтропиках", наследующей античной цивилизации. Ведь некогда берег Черного моря был самым северным краем античного мира, а значит, через него Россия становилась преемницей Греции и Рима. И с тех пор именно эта идея стала основополагающей для ДНК южнобережной архитектуры, проявляясь вновь и вновь в лучших проектах разных эпох. Убедиться в этом можно, разглядывая многочисленные чертежи, эскизы, планы, архивные фотографии, найденные автором в музейных и частных коллекциях России и Европы. Большинство из них публикуются впервые.
Специально для издания серию фотографий на тему архитектуры Южного берега Крыма сделал Михаил Розанов, выпускник исторического факультета МГУ, чьи работы есть в собраниях Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музеев Московского Кремля, Музея архитектуры, многих других музеев и частных коллекций России и Европы.
Отражение научной деятельности сотрудников кафедры в системе "Истина"
Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ