Новости кафедры

24.11.2017 Всероссийская научная конференция "Кальвинизм-Франция-Европа: 500 лет спустя. Взгляд из России"

23-24 ноября 2017 года на историческом факультете МГУ состоялась Всероссийская научная конференция "Кальвинизм, Франция, Европа 400 лет спустя. Взгляд из России", посвященная рассмотрению влияния реформационных течений на политическую, социальную и культурную историю Западной и Восточной Европы. Ее организаторами выступили исторический факультет МГУ и Центр франко-российских исследований в Москве. В конференции приняли участие более 30 исследователей из различных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Владимира, Смоленска, а также научных организаций (ИВИ РАН, ИФ РАН). Ее работа была построена в рамках четырех тематических секций.

В секции "Кальвинизм, Реформация, католическая Реформа во Франции" были объединены доклады по истории французского кальвинизма, католицизма и проблемам религиозной терпимости XVI-XVIII в. В выступлениях И.Я.Эльфонд (Саратовский государственный технический университет) и профессор кафедры истории жных и западных славян М.В.Дмитриев (исторический факультет МГУ) были поставлены вопросы о соотношении религиозных идей и дискурсов национальной идентичности в сочинениях французских католиков-лигёров конца XVI в. Е.В.Шаповалова (РГГУ) посвятила свое выступление роялистской партии (Луи Сервенн, деятельность Турского парламента 1589 г., круг кардинала Ришелье и др.) в контексте религиозного противостояния и развития политической мысли о соотношении церкви и государства и десакрализации королевской власти. Чл.-корр. РАН П.Ю.Уваров (ИВИ РАН) обратился к дневникам Жака Маржерета и его планам по распространению кальвинизма в Московской Руси, где проповедь Реформации якобы находила определенный отклик. Доклад И.Бриан (университет Лотарингии в Нанси, Франция) был посвящен новым формам католической и протестантской проповеди. Доцент кафедры новой и новейшей истории Л.А.Пименова (исторический факультет МГУ) остановилась на сравнительном изучении произведений французских просветителей - Вольтера, Мабли и Моро и их взглядов на Реформацию, протестантизм и религиозное разнообразие. В это время оформляется представление о религии как о частном деле каждого человека и внерелигиозном государстве, которое соседствует с мнениями о том, что Франция должна оставаться католическим государством, а протестантское меньшинство пользоваться лишь ограниченными привилегиями.

Место церкви, религии и религиозного мышления в модернизирующемся обществе Западной Европы XVI-XVIII в. стали предметом круглого стола "Протестантская конфессионализация и модернизационные процессы в истории Западной и Центральной Европы: каковы корреляции?"

Секция "Реформация за пределами Франции" возвращала к тематике развития реформационных течений на немецких землях и в Англии, их роли в политических и военных конфликтах, а также в социальной организации общества. Н.А.Бережная (СПБГУ) осветила отношения пфальцского правителя Иоганна Казимира с французским королевским двором в 60-е – 70-е гг. XVI в. и реакцию немецких кальвинистов на Варфоломеевскую ночь 1572 г. Доцент кафедры новой и новейшей истории А.В.Лазарева (исторический факультет МГУ) обратилась к католическим и лютеранским иллюстративным листкам 1618-1621 гг., направленных против деятельности Фридриха Пфальцского. О пересечении разных протестантских традиций на примере кальвинистского "Каталога свидетелей истины" 1597 года говорил доцент кафедры новой и новейшей истории И.Е.Андронов (исторический факультет МГУ). М.П.Беляев (Российский университет кооперации) рассказал о попытке польского короля Владислава IV собрать под своим скипетром представителей кальвинизма, лютеранства и католицизма на религиозном коллоквиуме в Торуне в 1645 г. В докладе А.Ю.Серегиной (ИВИ РАН) было указано, как в XVII в. происходило оформление гомогенных религиозных сообществ (с единообразными литургическим, сакральным и социальным пространствами). Выступления профессора кафедры истории средних веков О.В.Дмитриевой (исторический факультет МГУ) и И.А.Фадеева (философский факультет МГУ) были посвящены судьбам английского кальвинизма, политической активности его виднейших представителей и их религиозным программам.

Секция "Социальная и культурная история кальвинизма и лютеранства" собрала доклады об особенностях религиозной догматики, ее влиянию на семейные отношения и ее восприятию в Речи Посполитой. М.А.Юсим (ИВИ РАН) обратился к фигурам Жана Кальвина и кардинала Гаспара Контарини и показал развитие доктрины о предопределении, свободы воли и оправдании веры в католической и протестантской догматике. Доклады О.В.Булыгиной (Смоленский ГМУ) и А.В.Горовой (МПГУ) касались проблематики частной жизни и роли женщины в кальвинистской общине. М.А.Корзо (ИФ РАН) показала слабое, по ее мнению, знакомство польского протестантизма с религиозной догматикой кальвинизма, усваивая преимущественно его социально-политическую программу (секуляризация церковных земель).

Работа секции "Реформация: православный мир и Россия" была посвящена распространению протестантизма в России и Османской империи и отношениям к протестантам в православной среде. Профессор кафедры новой и новейшей истории О.Е.Петрунина (исторический факультет МГУ) рассмотрела деятельность протестантских миссий в Османской империи в XIX – в начале XX в., в первую очередь, среди армянских общин. Она отметила вклад американских протестантов в развитии светского образования, создания бюрократического аппарата, современной медицины, при том, что в школах, где учились представители разных конфессий, сохранялась религиозная специфика. На основе иллюстративного материала Ю.Э.Шустова (РГГУ) показала влияние протестантских изданий Библии на печатное издание московской Библии 1663 г. Т.И.Хижая (Владимирский ГУ) остановилась на следах «Реформации» в воззрениях русских «иудействующих» (отвержение церковных таинств, библеизм, буквальное прочтение Священного писания). Ю.Е.Ивонин (Смоленский ГУ), напротив, отметил отсутствие религиозных и институциональных причин для распространения реформационных идей в православном мире. Доклад Н.Ю.Суховой (ПСТГУ) об исследованиях Реформации в трудах русских богословов поздней Российской империи был посвящен ответам академического богословия на вызовы современности, светской науки, непредвзятого и внерелигиозного исследования религиозных традиций. Выступления О.Е.Петруниной, Н.Ю.Суховой и Т.И.Хижей вновь подняли вопросы о роли церкви и религии и их ответах на процессы секуляризации или модернизации в незападном или в православном мире в XIX-начале XX в.

.


- Кальвинизм-Франция-Европа (программа конференции).pdf

- Фоторепортаж