Новости исторического факультета

27.06.2020 Участие в работе "Лаборатории по исследованию миграции образов"

Участие в работе "Лаборатории по исследованию миграции образов"

В минувшем учебном году студенты и преподаватели исторического факультета МГУ приняли участие в работе "Лаборатории по исследованию миграции образов" - одной из экспериментальных молодежных программ ГМИИ имени А.С.Пушкина, организованной как результат совместного развития направлений "Пушкинский.Youth" и "Пушкинский XXI". Авторами программы, преподавателями и кураторами лаборатории на протяжении учебного года выступили искусствовед и куратор, заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ О.В.Шишко, к.иск., ст.преп. ВГИК М.Ю. Торопыгина и заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, к.иск., старший преподаватель М.А. Лопухова.

Более ста лет назад немецкий историк искусства Аби Варбург предложил новаторский подход к изучению мира образов, включив в круг своих интересов не только высокое искусство, но и визуальный мир повседневности. Опираясь на его опыт, участники проекта прослеживали географическую и хронологическую "миграцию" образов, исследовали механизмы памяти искусства – повторяющихся и возвращающихся изображениях, их скрытых или забытых смыслах. Предметом лабораторных исследований стали как классические образы из истории искусства, так и современная визуальная культура в разнообразных проявлениях: клипы, видеоигры, комиксы манга, реклама и многое другое.

Лаборатория, исследующая перемещение образов во времени и пространстве, стала местом, где можно было не только получить новые знания в области истории искусства и визуальной культуры, но и развить уникальные навыки общения на языке изображений. Участники лаборатории учились понимать изображения, видеть неожиданное в очевидном и анализировать образы, применяя их не только в своих интеллектуальных занятиях, но и пользуясь полученным знанием для ориентации в современном мире.

Обучение в лаборатории включало лекции и семинары по истории и методологии искусства и критике научного текста, посещение фондов ГМИИ имени А.С. Пушкина, встречи с его хранителями и кураторами, знакомство с информационными и библиографическими возможностями музея. В качестве лекторов выступили, в том числе, преподаватели кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ: к.иск., доцент Т.П. Кишбали и д.иск, профессор С.С. Ванеян, а также деятели искусства с мировым именем Ж.-Ю. Мартен и Карина эль Хэлю, художники Габриэла Джероза и Юрий Альберт.

27 июня 2020 года состоялась заключительная встреча участников проекта. Со вступительной лекцией "От Гомбриха до Варбурга: ре/эволюция одной исследовательской парадигмы" перед собравшимися у экранов компьютеров выступила первый проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор факультета истории искусств Н.Н. Мазур. А затем выпускники лаборатории представили свои виртуальные кураторские экскурсии по созданным ими выставкам.

Предлагаем вашему вниманию полную видеозапись этого мероприятия:

Исторический факультет МГУ представили несколько студентов, а трое из них – Александра Пожарская, Ксения Погорелая и Елизавета Кавунец – дошли до завершающего этапа и вместе с другими выпускниками представили публике виртуальные экскурсии по придуманным экспозициям или выставкам, основанным на идее "переселения" художественных образов.

Предлагаем вашему вниманию видеозаписи этих презентаций:

  

Представители исторического факультета МГУ - финалисты заключительного этапа поделились своими впечатлениями от участия в проекте:

Ксения Погорелая, I курс бакалавриата

"Лаборатории по исследованию миграции образов" открыла для меня миграцию образов как серьёзный научный метод, который позволяет произвести исчерпывающий анализ произведения, понять искусство, выйдя за пределы текста. Это был невероятный опыт, он погружает вглубь искусства, позволяет взглянуть на него свежим взглядом. Я очень благодарна ГМИИ имени А.С. Пушкина и нашим кураторам за столь удивительную возможность!"


Александра Пожарская, I курс бакалавриата

"Лаборатории по исследованию миграции образов" дала уникальную возможность попробовать себя не только в роли исследователя, но и, конечно, куратора. В рамках проекта мы слушали лекции сотрудников ГМИИ имени А.С. Пушкина и приглашенных гостей, принимали участие в семинарах, где создавали атласы, наподобие атласа "Мнемозина", и больше погружались в исследование метода Аби Варбурга. Также мы посещали закрытые хранилища, например, отдел фотографии в здании Музея личных коллекций. Создавая выставку дистанционно, мы были допущены к онлайн-каталогу ГМИИ, что дало нам уникальную возможность сформировать свою экспозицию из памятников, хранящихся в коллекции музея. Однако "Лаборатория" – это не только про науку, но и работу в команде, которая к финальной защите уменьшилась до узкого круга самых заинтересованных и преданных участников проекта."


Елизавета Кавунец, II курс бакалавриата

"Для меня участие в проектах подобного формата стало первым опытом, и я благодарна, что это произошло именно на базе ГМИИ имени А.С. Пушкина, потому что, кажется, невозможно найти большую концентрацию увлечённых темой и вдохновлённых идеей кураторов и участников. Этот проект заинтересовал меня уже самим названием – "Лаборатории по исследованию миграции образов", но после вступительной лекции Ильи Аскольдовича Доронченкова об атласе "Мнемозина" Аби Варбурга интерес возрос в разы, стала понятна цель: узнать как можно больше о методе прославленного историка искусства и, уже отталкиваясь от него, создать нечто своё, курируя собственную выставку в музее. Лекции, которые нам посчастливилось успеть прослушать ещё в стенах усадьбы Лопухиных, были посвящены совершенно различным темам, и недостаточно сказать, что они были безумно интересными: они меняли само представление о классификации искусства, взаимоотношении его составляющих, а кочевье отдельных образов становилось уже само собой разумеющимся и очевидным. Практическая часть, как логический итог проекта, проходила уже в дистанционном формате, однако это не только не прервало ход "Лаборатории", но лишь увеличило возможности презентации идей участников и их воплощения. Несомненно, искать уже что-то новое, обдумывать идеи выставки, работать в команде и формировать собственные концепции стало самым трудно, но в то же время самым захватывающим и, благодаря заинтересованности нас-участников и самих кураторов, этот творческий процесс двигался уже по инерции, оставляя лишь ужасно приятное чувство вовлечённости в практическую часть искусствознания и жизнь музея в целом."