|
Архитектурно-скульптурный ансамбль Олимпии создавался лучшими мастерами Эллады на протяжении нескольких веков и стал выражением религиозно-мифологических концепций, эстетических, общественных, политических идеалов греков, их представлений о совершенном человеке и о собственной истории, в целом - выражением их культуры. Художественное оформление святилища включало элементы, связанные с исторической темой как напрямую, так и аллегорически.
Центром всего Олимпийского комплекса являлся храм Зевса. Строительство храма было связано с подъемом Элиды, но в первую очередь - с национальным подъемом в Греции после побед над персами, с эпохой расцвета классической греческой цивилизации. Внешнее убранство храма отражало через мифологические образы дух исторической эпохи. На западном фронтоне была изображена битва лапифов и кентавров на свадьбе Пирифоя. Тема кентавромахии, как и борьбы с амазонками (этот сюжет также неоднократно встречается в Олимпии), была распространена тогда в греческом искусстве под впечатлением греко-персидских войн и символизировала победу над hybris - наглостью, бесчинством, оскорблением [1]. Битва лапифов и кентавров на свадьбе Пирифоя с участием Тесея изображалась и на стене Тесейона в Афинах [2]. В целом, в V в. до н.э. в произведениях искусства Олимпии чувствуется влияние Афин - ведущей державы Греции того периода.
Барьеры, отгораживавшие трон Зевса в храме, были украшены картинами Панена, представлявшими в числе других образы Эллады и Саламина, державшие в руках украшения из корабельных носов. Здесь мы видим напоминание о совсем недавнем славном прошлом Греции. Панен, кстати, был автором картины в Пестрой стое в Афинах, изображавшей Марафонское сражение [3].
В храме около двери находилась статуя Ифита, которого увенчивала женщина, олицетворявшая священное перемирие, - Экехейрия (Paus. V. 10. 10). Эта группа напоминала о легендарных возобновителях игр, Ифите и Ликурге, и о смысле Олимпийского праздника.
Вне храма Зевса многие произведения искусства, в том числе на мифологические сюжеты, отражали представления о единстве греков. Например, на территории Альтиса имелась такая скульптурная группа: в виде полукруга были представлены с каждой стороны друг против друга греческие и троянские герои, выступающие на бой (Paus. V. 22. 2). Некоторые изображения указывали на реальные исторические события, подобно картине Панена в храме Зевса. К северу от Булевтерия находилась статуя Зевса, воздвигнутая участниками битвы при Платеях. На правой стороне пьедестала можно было видеть имена героев, участвовавших в этой битве, - представителей самых разных областей Греции (Paus. V. 23. 1). Перед этой статуей Зевса была помещена медная доска с условиями 30-летнего мира между лакедемонянами и афинянами (Paus. V. 23. 4). То, что в Олимпии хранились мирные договоры между греками, было обычным явлением.
В Олимпии находилось множество посвящений в честь военных побед отдельных греческих государств. Например, в сокровищнице Сиракуз помещалась огромная статуя Зевса и три льняных панциря от тирана Гелона и сиракузян, победивших карфагенян (Paus. VI. 19. 7).
В 338 г. до н.э. состоялась битва при Херонее. В 337-335 гг. в северной части Альтиса, рядом с Пританеем и Герейоном, был построен Филиппейон в честь Филиппа Македонского. Закончил постройку, видимо, Александр [4]. В здании находились статуи македонских царей, в том числе Филиппа и Александра, и их супруг (Paus. V. 20. 10). Причем статуи были выполнены в хрисоэлефантинной технике, подобно статуям богов, например, Зевса Олимпийского. Ранее такая постройка не могла появиться. Лишь в IV в. до н.э. архитектурные сооружения начинают посвящать отдельной личности [5]. Сооружение Филиппейона обозначило рубеж эпох. Если, с одной стороны, битва при Херонее означала для греков падение Эллады (Paus. V. 20. 10), то, с другой стороны, эллинизм стал новым этапом в истории Греции, эпохой политического объединения эллинов. И поэтому Филиппейон не нарушал гармонию в святилище.
Реалии эллинистического времени отражала также статуя около главного храма, представлявшая Александра Македонского в образе Зевса (Paus. V. 24. 11). Среди статуй атлетов стояли и изображения других македонских царей: Филиппа, Селевка, Антигона (Paus. VI. 11. 1).
Исторические сюжеты в искусстве Олимпии вписывались в общую художественную концепцию святилища, служили средством выражения мировоззренческих установок греков в тот или иной период. Разумеется, историю Эллады отражали в какой-то степени все элементы Олимпийского комплекса.
[1] Herrmann H.V. Olympia: Heiligtum und Wettkampfstätte. München, 1972. S.135.
[2] Raschke W.J. Images of Victory: Some New Considerations of Athletic Monuments // The Archaeology of the Olympics. Madison, 1988. P.45.
[3] Idem. P.46.
[4] Herrmann H.V. Op.cit. S.171.
[5] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С.138.