|
В начале XVII века, в связи с усилением централизаторской политики династии Габсбургов в чешском королевстве возникла напряженная ситуация, которая вылилась в крупный конфликт сословий и императора, приведший к восстанию 1618 г. Чешский сословный лагерь, основной противник правящей династии, отстаивал сословно-представительскую модель государственного устройства. В условиях централизации и рекатолизации в рамках общей унификации своих владений со стороны Габсбургов и их союзников сословия всех частей королевства должны были объединить усилия для сохранения многочисленных привилегий. Однако в рядах сословной оппозиции не было единства, причем особенно острые противоречия существовали между крупнейшими частями земель чешской короны - Богемией и Моравией.
Уже, по крайней мере, со времен Карла IV соседние с Богемией земли рассматривались ею как подчиненные, в том числе и Моравия. Маркграфство моравское считалось ленником чешского короля. Именно Богемия рассматривалась как представитель короны, ее сословия фактически избирали короля, все остальные должны были лишь принимать его. В результате такого ущемления прав уже в XV в. в Моравии стали проявляться настроения, свидетельствующие о стремлении приобрести независимость от Чехии, чему, в частности, способствовало временное присоединение Моравии к Венгрии во время правления Матьяша Корвина.
На протяжении XVI - начала XVII вв. принцип выборов короля всеми сословиями земель чешской короны неоднократно нарушался, хотя в 1497 г. в Праге были определены места заседания мораван, что и было записано в земские доски. В 1526 г. на выборы Фердинанда Габсбурга не были приглашены представители от соседних с Богемией земель, чехи сочли необходимым лишь присутствие моравского и силезского гетманов как прямых вассалов чешской короны. В 1549 г., во время формальных выборов наследника Фердинанда - Максимилиана, снова оказалось нужным лишь подтверждение сословиями ленников Богемии факта выборов. Мораване тщетно боролись за признание их равноправия с чехами - еще в 1545 г. они издали Манифест сословных свобод, где в первую очередь маркграфство моравское провозглашалось свободным, земский гетман - независимым от чешских сословных институтов. Однако Фердинанд не принял этот манифест. Когда в 1562 г. в Праге был коронован Максимилиан Габсбург, делегация от моравских сословий демонстративно не прибывала к нему на прием вплоть до 1563 г.
Моравские сословия во время конфликта в габсбургском доме в 1606-1609 гг. сразу же воспользовались ситуацией, чтобы продемонстрировать свой сепаратизм перед чехами. После того, как Матиас вступил в борьбу с императором, то сразу же стал искать поддержки у сословий всех земель чешской короны, и особенно чехов и мораван. Чехи остались верны Рудольфу, мораване же сразу горячо откликнулись на призыв Матиаса и присоединились к венскому договору австрийцев и венгров. Весной 1608 г. Матиас вступил на территорию Моравии.
Рудольф также пытался переманить моравские сословия на свою сторону, для чего он вел с ними переговоры через Вилема Славату, однако они закончились неудачно. Мораване считали гораздо более выгодным поддерживать Матиаса. Во время переговоров чешских сословий с моравскими в середине 1608 г. последние достаточно четко объяснили свою позицию. Они заявили, что император равно как и канцелярия Богемии не соблюдает их права и автономию. Матиас же, наоборот, в данном случае проявил понимание моравской проблемы. В частности, он предложил чехам заплатить мораванам долг. Чешские сословия отказались. Естественно, такая позиция Богемии очень выгодно оттеняла политику Матиаса, нашедшего поддержку в лице моравских сословий.
В то же время, когда кардинал Дитрихштейн, епископ оломоуцкий, заявил, что моравские епископы находятся под юрисдикцией чешских королей, то мораване стали горячо протестовать против этого.
Моравия в это время продемонстрировала Богемии желание проводить свою политику, не считаясь с интересами и желаниями последней. Для чехов, несомненно, достаточно неожиданным было решение мораван поддержать Матиаса, не согласовав это с чешскими сословиями. Это определенно уязвило последних. Скорее всего, также и эта причина сыграла свою роль в том, что чешские сословия не поддержали мораван и Матиаса. В результате император признал, что Моравия находится под управлением его брата-соперника Матиаса, Богемия же сохранялась за ним самим.
Одновременно, в это время разворачивалось конфедеративное движение, которое не сблизило, а, наоборот, разделило, сословия двух земель Чехии. С одной стороны, образовалась Братиславская конфедерация 1608 г. между сословиями Нижней и Верхней Австрии во главе с Чернемблом, венгерскими сословиями во главе с Иллиешази, а также Моравией с избранным в 1608 г. земским гетманом Карлом Старшим из Жеротин. С другой стороны, была оформлена чешско-силезская конфедерация. Такое разделение чешских земель: с одной стороны Богемия, с другой- Моравия, не было случайным, а наоборот, подтверждало большую роль тех глубоких противоречий, которые существовали между этими крупнейшими землями чешского королевства.
Кульминационной точкой в отношениях Богемии и Моравии до восстания 1618г. стал их договор от 26 мая 1611 г. Этот договор закреплял широкие автономные права мораван, получить которые они стремились все эти годы. Уже первая статья устанавливала независимость правового положения институтов маркграфства от чешских и королевских институтов. Во второй определялась неподотчетность представителей моравских сословий чешским судам и королевской власти. Утверждались достаточно широкие права моравского гетмана, собраний сословий маркграфства и его судов. Определялось, что все мандаты именем императора из чешской канцелярии и касающиеся Моравии, должны были выходить только после рассмотрения и одобрения их моравскими сословиями. Оговаривалось также, что чешская канцелярия не могла принимать к рассмотрению жалобы подданных маркграфства, никто не мог без разрешения моравского гетмана и моравского земского суда получить охранную грамоту и т.д.
Однако, хотя чешские сословия и приняли этот договор, Матиас не ратифицировал его. Также Моравия не смогла в результате получить от Матиаса подтверждения своих религиозных свобод, как Богемия Маестатом 1609 г. Вместе с тем, Моравия продолжала следовать курсу на широкую автономию и от чешских сословных институтов, и от королевской канцелярии. После отказа чехов поддержать мораван против Рудольфа в 1608 г. последние затаили глубокую обиду и недоверие к сословиям Богемии, многие мораване не считали чехов своими союзниками. Этому способствовала и позиция чешских сословий, которые продолжали следовать своему старому курсу в отношениях с другими частями королевства. Так, в 1617 г., когда в Праге был принят в качестве чешского короля Фердинанд Штирийский, мораван снова не пригласили.
События начала XVII в. ясно показали необходимость глубоких изменений в принципах формирования единства чешского королевства. Совместные действия оппозиции всех земель были возможны лишь при условии замены вассально-ленных отношений, особенно между Богемией и Моравией, на конфедеративные. Хотя первые шаги к этому были сделаны, оформилась чешско-силезская конфедерация, однако отношения между Богемией и Моравией урегулированы не были. В результате, к началу восстания 1618 года, когда всем чешским сословиям так необходимо было объединение, противоречия между отдельными землями чешской короны играли огромную роль в отношениях отдельных частей королевства, ослабляя сословный лагерь.