|
Одной из особенностей Российской империи, существенно влиявшей на характер внутренней политики государства, была многонациональность и поликонфессиональность населения. По мере формирования территории государства правительством вырабатывалась особая политика в отношении новых окраин. Характерной чертой политики на окраинах было стремление путем сохранения социального и экономического уклада нерусского населения добиться его лояльности русским властям. Но развитие национальных движений во второй половине XIX века, особенно польское восстание 1863 г. подтолкнуло в правительственные круги к выводу о необходимости смены внутренней политики на окраинах империи. В царствование Александр III мероприятия правительства в отношении окраин и инородческого населения приобретают характер целенаправленной национальной политики, содержание которой отразилось в девизе "Россия для русских".
Однако, несмотря на значительные усилия правительства в деле русификации окраин больших успехов не было достигнуто. Реальным результатом национальной политики на окраинах империи был рост недовольства среди значительной части населения, лишенного нормальной культурной и религиозной жизни, раздраженного ограничениями их прав и репрессивными действиями государства. К началу XX века в правительственных кругах стали приходить к выводу о необходимости пересмотра методов проведения национальной политики. Рост общественного недовольства, революционные выступления вынудили столичную бюрократию приступить осенью 1904 г. к некоторым преобразованиям. Особую роль в разработке политики правительства в национальном вопросе в годы революции 1905 г. сыграл Комитет министров под председательством С.Ю.Витте, на который легла задача проведения в жизнь Указа 12 декабря "О предначертаниях к усовершенствованию Государственного порядка". В историографии деятельность Комитета подробно изучена в работах Р.Ш.Ганелина и др. исследователей, однако несколько в тени осталось отношение Комитета к национальному вопрос.
Издание указа 12 декабря с обещанием пересмотреть вопросы о веротерпимости и правах инородцев вызвало поток петиций, прошений с окраин, еще раз продемонстрировавших необходимость изменения политики в отношении инородцев. На основе многочисленных записок, ходатайств, петиций в дальнейшем была фактически построена программа работы Комитета министров по шестому и седьмому пунктам.
В шестом пункте указа 12 декабря обещалось устранить стеснения в религиозной жизни различных слоев населения империи. В работе Комитета проявились контуры нового подхода к решению национального вопроса. Декларирование веротерпимости предполагало отказ от политики широкой государственной поддержки распространению православия как основного метода ассимиляции окраин. Разработанный Комитетом министров Указ 17 апреля о веротерпимости отменял наказания за "отпадение" от православия, и разрешал иноверцам, принявшим когда-то православие, при желании вернуться к прежнему вероисповеданию.
Занимаясь седьмым пунктом указа с обещанием пересмотреть права инородцев, Комитет исходил из желательности такой политики, которая позволила бы населению окраин "улучшить свое экономическое благосостояние" и "развить свои духовные силы". Особое место на заседаниях Комитета занял вопрос о допущении в западных губерниях употребления местных языков в начальном народном образовании. Разрешение употребления наряду с русским местных языков в школе и делопроизводстве создавало важный прецедент в законодательстве и показывало возможность более гибкого подхода в решении национального вопроса.
В целом деятельность Комитета министров была направлена на смягчение жесткой русификации окраин. Однако это не были только мелкие уступки. Многие законодательные инициативы Комитета по вопросам веротерпимости, употребления национального языка в школе имели принципиальный характер. Но направленные на успокоение окраин империи мероприятия Комитета в условиях революции дали только новый толчок развитию национальных движений, что впоследствии привело к новому ужесточению политики государства в национальном вопросе.