|
Основы экономической жизни монастырей издревле должны были определяться идеалами и целями жизни их обитателей. Монах уходил из мира чтобы молиться за мир, и его существование должно было быть независимым от этого мира. Вопрос личного нестяжания всегда был одним из главных начал монашеской жизни, но в отношении к монастырскому хозяйству это далеко не всегда было так. Если в условиях натурального хозяйства монастыри могли реализовывать идею независимого существования, то в XIX столетии в иной экономической ситуации они должны были либо следовать этой традиции, либо соответствовать в своем развитии новым экономическим условиям.
Политика государства по отношению к монастырской экономике выражалась в двух основных принципах: монастырь должен быть самодостаточен и не должен быть богат. Каждый раз, когда государство приглядывалось к земельным владениям монастырей, идея их конфискации мотивировалась несоответствием их существования назначе-нию монастырей. При Екатерине II монастырские вотчины были отобраны в казну, монастыри поделены на классы и на их содержание выдавались определенные суммы, заштатные монастыри были предоставлены сами себе. Но уже Павел I приказал отмеже-вать монастырям по 30 дес. земли, а Николай I выделить от 50 до 150 дес. леса. Впрочем, указ 1860 года предписывал вести в лесных владениях монастырей правильное хозяйство, так что лес редко вырубали на продажу. Монастыри могли принимать в дар и покупать землю (ненаселенные имения) и городскую недвижимость, но всегда с высочайшего разрешения. Они имели право принимать денежные вклады и хранить их в банковских учреждениях, но указ 5 февраля 1883 г. обязал их перевести все свои капиталы в Государственный банк. Государство стремилось всячески контролировать экономику монастырей, субсидии сводилась к тому, чтобы не дать им разориться и постоянно поддерживалась идея о том, что монастыри должны быть самодостаточны.
В связи с этим встает вопрос об экономическом положении монастырей Москвы во второй половине XIX - начале XX века. При всех изменениях, свойственных городской экономике того времени, количество городских обителей в XIX столетии продолжало расти. Москва представляла собой уникальный город монастырей. В древней столице их было больше, чем в иных епархиях. Монастыри являлись и славой и визитной карточкой города, хранителями его старины, преданий и святынь, его духовными центрами. В начале XX века в городе насчитывалось 25 монастырей (не считая общин). Из них 15 мужских и 10 женских. В XIX веке в пределах современной Москвы возникли 4 новых монастыря и фактически заново был возрожден Ивановский монастырь. В Москве находились 4 из 6 Ставропигиальных монастырей, 8 первого класса, 7 второго, 6 третьего и 4 заштатных.
Доходы монастырей в XIX в. состояли из нескольких статей, среди которых выделяются казенные субсидии, земельные угодья, отдача в аренду недвижимости, проценты с капиталов в банковских учреждениях и частные пожертвования.
Денежные пособия от казны не были велики, их расход строго контролировался. Например, Московский второклассный Спасо-Андроников монастырь. В 1861 году из уездного Казначейства он получил 746 р. 81 к.[1]. Эта сумма шла на насущные потребно-сти монастыря: закупку продуктов (85 р. 92 к. или 11%), ремонтные работы (171р. 42 к. или 23%) и жалованье настоятелю и братии (389 р. 21 к. или 52%). Жалованье распределялось между настоятелем, братией (10 монахов и 5 послушников) и штатными служителями (15 человек). Последние набирались из государственных крестьян взамен бывших крепостных и служили 25 лет, живя при монастыре со своими семьями. После реформы 1861 года штатных служителей заменили вольнонаемные рабочие, монастырям полагалась специальная сумма на их содержание. В 1864 году Андроников монастырь получил из казны окладной суммы 1946 р. 81 к. Из них собственно на монастырь поступило как и в 1861 году 746 р. 81 к. На вольнонаемных служителей предполагалось 800 р. за этот и 400 за прошлый год. Таким образом, денежные пособия от казны не отличались особыми размерами, но регулярно выплачивались монастырям.
Земельные угодья также являлись одной из монастырских статей дохода. Но Московская епархия, где было более всего монастырей, отнюдь не изобиловала землей и тем более хорошей, среди других епархий она занимала 18-е место. В 1890 году по данным Синода владения 46 монастырей Московской епархии составляли 11.275 дес. 17-ти монастырям Москвы принадлежало 1393 дес. Среди городских монастырей выделялись Зачатьевский (258 дес.), Вознесенский (195), Страстной (194). Меньше всего земли было у Покровского (16), Алексеевского (31). В среднем монастыри Москвы имели 40-50 десятин, а губернские 300-400.
Состав земель был неоднородным. В Московской епархии под пахотной землей монастырей находилось всего 1 674 десятин (15%). В Херсонской, где было всего 7 монастырей, им принадлежало 27 744 дес. земли, а пашня занимала 23 075 дес. (83%). Во Владимирской на 29 монастырей приходилось 14 556 дес., под пашней было всего 663 дес, ( 4,5 %). Из земель московских монастырей 17% были под пашней, 30% под лугами и почти 50% занимали леса, остальная земля считалась неудобной [2]. По ценности монастырской земли Московская епархия стояла на 23 месте (57 113 р), а по доходности занимала 28-е (2057 р.; 729 р. пашня и 1328 р. луга). Во всех епархиях часть монастырской земли сдавалась в аренду. В московской (данные Центрального Статистического комитета) в 1887 году - 12% [3]. Но у городских монастырей этот процент был намного больше. Например, Андроников монастырь в 1907 году владел землей в количестве 36 дес. 8213 саж. Из них 9 дес. 586 саж. было в Московском уезде при деревне Печатниковой под сенокосом и огородами в аренде у крестьян Перервинской слободы. В Подоль-ском уезде Румянцевская пустошь под сенокосом и пашней составляла 25 дес. 1053 с. и сдавалась в аренду Николо-Перервинскому монастырю. В Звенигородском уезде на реке Самынке у монастыря были 2 дес. 1300 саж. земли. [4]
Городские монастыри сдавали в аренду не только пригородные земли, но и город-скую недвижимость. Например Андроников монастырь, в начале XX века сдавал огородную землю при монастыре, 9 домов, кузницу и дачу в с.Измайлове. Среди других владений монастыря следует отметить мукомольную наливную мельницу о 2 поставах в Звенигородском уезде, 2 лавки в хрустальном ряду.
Важной статьей дохода в XIX веке становятся монастырские капиталы, неизменно возраставшие на протяжении всего столетия благодаря пожертвованиям и вкладам. Монастыри Москвы обладали одними из самых больших капиталов. Капитал Спасо-Андроникова в 1910 году составлял 311 641 р. [5]
Огромные средства монастырям приносили их кладбища. Автор "описания Спасо-Андроникова монастыря в 1865 году, говорит, что монастырь "стоял и доселе стоит только могилами и частною благотворительностью". [6]
Действительно большую долю монастырских доходов составляли пожертвования. Монастыри были любимы и посещаемы богомольцами как центры духовной жизни и хранители святынь. В Андроникове находились икона Нерукотворного Спаса и мощи святых Андроника и Саввы. Свечной, кружечный, кошельковый сборы были постоянными доходами. Пользовались славой две часовни монастыря на Вороньей улице и на реке Яузе. К первой из них в 1890 г. был учрежден крестный ход 5 июля и собранные средства также поступали в казну монастыря.
История монастыря в XIX - начале XX века показывает, что большую часть средств он получал от благотворителей. Во второй половине XIX - начале XX века строительные работы в монастыре как и прежде велись в основном за счет пожертвований. В 1863 году Знаменская церковь была возобновлена на средства Е.Ф.Скордули (Лопухиной). В 1874 над усыпальницей рода Молчановых создана церковь Евграфа Мученика. В 1889-1890 годах на средства купца В.А.Александрова была построена новая каменная часовня. По желанию жертвователя для часовни была создана икона в честь избавления царской семьи от опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года. [7]
Таким образом большую часть средств монастыри Москвы получал от пожертвований и приношений, денежные суммы часто вкладывались в банковские учреждения. Включаясь в экономическую жизнь второй половины XIX века, монастыри осмысляли богатство как необходимое для процветания обители. Денежные средства монастыря шли на содержание монастырской братии, ремонт, строительство и поддержание монастыря, на благотворительность и поощрение духовных учебных заведений.
[1] ЦГИАМ, ф.1322, оп.1, д, 30, л. 1 об, 7 об.
[2] Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., ч. 4. с. 15.
[3] Там же, т. 1, стр. 34-35.
[4] ЦГИАМ, ф. 1322, оп. 1., д. 41, л. 1, 1об.
[5] ЦГИАМ, ф. 1322, оп. 1, д. 43, л. 35.
[6] Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865, с. 57.
[7] Григорий, архим., Часовня Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1894, с 15.