|
С.П. Карпов
Декан исторического факультета МГУ, профессор
Обсуждение учебного пособия, пусть и содержащего ряд ошибочных положений и выводов, превращается
Наше прошлое, со всеми его страницами, с летописью побед и поражений, принадлежит всем нам. Над ним нет судей, способных вынести не подлежащий обжалованию приговор. Есть искатели истины. И все мы из их числа. Анализ трудов коллег, спокойный и рассудительный, дело научного сообщества. Он не так прост. Выдергиванием цитат и отдельных пассажей из текста, выявлением негодных постулатов тут не обойтись. Квалификация оценивается инструментарием исследователя, культурой источниковедения.
Перед нами много вопросов научных, этических, гражданственных. Некоторые из них уже обсуждались нашими мудрыми предшественниками.
Вопрос первый: А есть ли предмет для ТАКОГО обсуждения?
В университетах, в отличие от средней школы, не учебник, и тем более не учебное пособие, лежат в основе преподавания. Главным является изучение источников, затем научной литературы, монографий и статей. Учебное пособие материал вспомогательный и не всегда апробированный. Вот что говорится о нем в разъяснении Минобразования России в связи с запросами по поводу определения терминов "учебник" и "учебное пособие": "Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы.
Итак, учебное пособие не учебник. Не норматив, а вспомогательный материал к изучению, носящий авторский, индивидуальный характер. Оценивая его место в образовательном пространстве
Кроме этого, кафедрой Отечественной истории
Вопрос второй: Каковой должна быть реакция на критикуемые построения?
Знаменитый писатель и просветитель, Попечитель Московского учебного округа и Московского университета М.Н.Муравьев в своем проекте Устава Императорского Московского университета
Не административные меры, не увольнение или запреты, а научное одобрение или отвержение, критичное отношение
Талантливый историк, философ и правовед К.Д.Кавелин предостерегал:
Для оценки содержания учебного пособия уже создана экспертная комиссия специалистов. Она состоит из неангажированных и разных по взглядам людей из мира науки, представляющих разные институции МГУ, РАН, РГГУ
Принципиально важно, кроме того, возродить тот жанр научной критики, который всегда присутствовал в академических и научно-популярных журналах и который ныне угасает. Он один из барьеров на пути недобросовестности.
Вопрос третий: Наука, образование и университетские свободы.
В пылу общественных обсуждений не стоит забывать вековых традиций, обретенных борьбой (а иногда и кровью) борцов за университетские свободы. Давайте вспомним слова величайшего врача и педагога Н.И.Пирогова: "Основные права университетской корпорации в свободе мысли и слова… Правом на свободу мысли и слова… университетская коллегия всегда, везде и при самом стесненном положении общества пользуется в больших размерах"5.
Академик В.И.Вернадский писал: "В университетах создалась традиция, на их строе отразилась мысль и воля поколений научно и свободно мыслящих людей. Ни эта традиция, ни эти основы университетского строя его идеалы
Опасно, если жертвой "охоты на ведьм" станет свобода университетского преподавания и рекомендации "как лечить" будут давать знахари, а не врачи.
Вопрос четвертый: Подход к проблеме национальных отношений и пределы допустимого.
В нем есть и исторический, и морально-этический аспекты. Живя в многонациональном государстве, нам необходимы особый такт и внимание к словам и фактам, характеризующим национальные отношения. У каждого народа, большого и малого, есть своя гордость и свое достоинство, свое чувство чести. Оскорблять их опасно и неразумно. Преступниками бывают люди и организации, а не народы.
Опять об этике. Еще в средневековых университетах студенты приносили клятву верности своему факультету, которую никто не отменял. "Если же они принимали участие в каких-то акциях, не угодных университету, их могли объявить клятвопреступниками". Мы гордимся нашими выпускниками. Подавляющим большинством. Увы, не всеми. Впрочем, вспомним Окуджаву: "Поднявший меч на наш союз…"
Открыт ящик Пандоры. А стоило ли?..
1 http://www.pravoteka.ru/pst/907/453478.html.
2 Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М., 2000. С.275.
3 Кавелин К.Д. Собрание сочинений. СПб., 1899. Т.3. С.250.
4 Пирогов Н.И. Университетский вопрос // Избранные педагогические сочинения. М., 1952. С.398-399.
5 Вернадский В.И. Об основаниях университетской реформы. М., 1901 (брошюра). С.2.
6 Уваров П.Ю. Университет // Словарь средневековой культуры под общей ред. А.Я.Гуревича. М., 2003. С.548.