Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Кафедра исторической информатики: нацеленные на инновации

Интервью с зав. кафедрой исторической информатики профессором Л.И.Бородкиным

– Еще несколько лет назад кафедра исторической информатики для некоторых скептиков казалась некой "экзотикой", имеющей отдаленное отношение к классической истории. Что изменилось за 7 лет с момента преобразования межкафедральной лаборатории в кафедру исторической информатики?

Л.И.Бородкин: Организация в декабре 2004 г. кафедры исторической информатики в структуре исторического факультета МГУ дала новый импульс научной и педагогической деятельности нашего коллектива. Активизировалась работа по применению информационных технологий и математических методов в наших исследованиях по социально-экономической истории России. Так, с использованием методов клиометрики проводятся исследования по истории трудовых отношений в российской промышленности (проф. Л.И.Бородкин, ст.преп. Т.Я.Валетов, доц. А.Ю.Володин, доц. И.М.Гарскова), истории финансовых институтов Российской империи (доц. С.А.Саломатина, проф. Л.И.Бородкин, ст.преп. А.В.Дмитриева), истории российской промышленности конца XIX – начала ХХ вв. (ст.н.сотр. Т.Ф.Изместьева), а также по истории принудительного труда в период форсированной индустриализации СССР (Л.И.Бородкин, спец. по УМР В.А.Ильяшенко, асп. А.А.Цепкалова). Созданные базы данных используются и для апробации междисциплинарных подходов (в частности, основанных на методах синергетики – Л.И.Бородкин), разрабатываемых на кафедре для анализа неустойчивых и переходных исторических процессов (Л.И.Бородкин, А.В.Дмитриева). Новым направлением IT-разработок на кафедре является виртуальная реконструкция объектов историко-культурного наследия (спец. по УМР Д.И.Жеребятьев, Л.И.Бородкин).

По результатам проведенных исследований сотрудниками кафедры в последние годы подготовлены и успешно защищены три кандидатских диссертации, еще три диссертации защищены нашими аспирантами. За эти годы сотрудниками кафедры опубликованы шесть монографий по указанной тематике, авторы одной из них (Л.И.Бородкин, А.В.Коновалова. Российский фондовый рынок в начале ХХ века: факторы курсовой динамики. СПб.: Алетейя, 2010) стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года, проводимого среди преподавателей вузов и научных сотрудников НИИ.

Кафедра продолжает начатое в 1990-х гг. активное сотрудничество с зарубежными партнерами. Так, за последние годы на историческом факультете были проведены три международных симпозиума по тематике научных интересов кафедры. В 2008–2009 гг. кафедра выступила партнером исторического факультета университета Хельсинки в разработке дистанционных курсов совместной российско-финляндской магистерской программы CBU, на базе кафедры была проведена российско-финляндская летняя школа "История и компьютер. Источники, модели, статистика". В 2010 г. кафедра и Ассоциация "История и компьютер" организовали Международную конференцию "Информационные ресурсы, технологии и модели реконструкции исторических процессов и явлений" с участием более ста ученых из России, Украины, Беларуси, Латвии, Норвегии.

С преобразованием лаборатории в кафедру расширилась наша учебно-методическая работа. Наши сотрудники обеспечивают преподавание общего курса "Информатика и математика", введенного в учебный план в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности "История". Полученный опыт отражен в ряде учебников и учебных пособий, созданных кафедрой. Она готовит всех студентов нашего факультета к тому, чтобы иметь в своём исследовательском арсенале точные методы, свободно владеть компьютерной обработкой исторических данных – текстовых, изобразительных, статистических. Мы считаем, что у наших выпускников с хорошим классическим университетским историческим образованием есть ещё две важных компоненты в их профессиональном багаже – хорошее знание иностранных языков и владение компьютерными технологиями, применением методов статистической обработки данных. Одним словом, мы считаем, что истфак, выпуская аналитиков (мы наших выпускников считаем "аналитиками", так как готовим из них людей, способных анализировать и исторические источники, и сложные социальные процессы), оснащает их методологическим и методическим инструментарием, дающим возможность точной постановки задач и проведения компьютерного анализа, использования информационных ресурсов и их создания.

Пожалуй, наиболее заметные изменения в жизни кафедры связаны с введением в 2008 г. специализации по профилю "Историческая информатика". В этом году был первый выпуск студентов по нашему профилю. Защиты дипломов прошли на высоком уровне, в каждой дипломной работе исследование проблем социально-экономической истории проводилось с использованием либо математико-статистических методов, либо баз данных и электронных ресурсов. Среди наших студентов есть лауреаты премии Минобрнауки, учрежденной для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", победители Межвузовской студенческой олимпиады по исторической информатике (проводится на истфаке МГУ с 2009 г.) и Международной конференции аспирантов и студентов "Ломоносов". К моменту защиты наши студенты имели более десятка научных публикаций. Привычным стало участие студентов в разработке научных проектов кафедры.

– Какие направления научной деятельности являются в настоящее время для кафедры приоритетными и какие инновационные проекты разрабатывает коллектив кафедры?

Л.И.Бородкин: Вот несколько наших приоритетных тем.

1) Разработка теоретических и прикладных аспектов исторической информатики.

2) Создание тематических веб-ресурсов, разработка принципов их формирования и оценки.

3) Исследования в области экономической истории России с использованием математико-статистических методов, баз данных и веб-ресурсов.

4) Развитие методологии и технологии моделирования исторических процессов (включая нелинейные модели синергетики).

Среди инновационных проектов кафедры заслуживают внимания следующие разработки.

1) Создание виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия на основе технологий 3D-моделирования. В настоящее время реализуется проект, поддержанный РФФИ, по созданию виртуальной реконструкции монастырских комплексов – на примере женского монастыря "Всех скорбящих радости" (конец XIX в.), разрушенного в 1920–1930-х гг. Источниковая база реконструкции представлена материалами фондов ЦИАМ (Московской духовной консистории, Московской городской управы, строительного отделения Московского губернского правления, монастыря "Всех скорбящих радости") и других архивов. В ходе построения 3D-модели предложена оригинальная информационная оболочка, позволяющая верифицировать построенную виртуальную реконструкцию храмов и других монастырских построек путем обеспечения прямого онлайн-доступа пользователя к источникам, послужившим основой реконструкции.

2) Создание веб-ресурса "Динамика экономического и социального развития России в XIX – начале ХХ вв". Полярные оценки социально-экономического развития России в период ее дореволюционной индустриализации, отсутствие систематизированного комплекса соответствующих источниковых данных диктуют необходимость создания такого банка данных с обеспечением онлайн-доступа к динамическим рядам. Подобные банки данных созданы практически во всех развитых странах. В рамках проекта (рук. – Л.И.Бородкин) планируется ввод в базу данных более 3000 динамических рядов, представленных следующими блоками: Демография. Рынок труда. Цены и индексы цен. Национальный доход. Зарплаты, доходы, потребление. Социальное развитие. Сельское хозяйство. Строительство. Обрабатывающая промышленность. Транспорт и связь. Добывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Внешняя торговля. Внутренняя торговля. Финансовые рынки и институты. Государственный бюджет, доходы и расходы. В ходе проекта рассматриваются также вопросы верификации данных, организации информационного поиска. Основной массив данных будет доступен на сайте истфака к концу 2011 г.

– Известно, что сотрудники кафедры много внимания уделяют созданию новых информационных ресурсов для историков, используя возможности Интернета. Какие успехи и какие проблемы возникают на этом пути?

Л.И.Бородкин: Это верно. Историко-ориентированные информационные ресурсы становятся всё более востребованными как в сфере исторических исследований и образования, так и в среде любителей истории, "широкой публики". Наличие и доступность верифицированных, профессионально сделанных ресурсов позволяет не только повысить обеспеченность изучения исторических дисциплин соответствующей источниковой базой, но и уменьшить внимание и доверие миллионной аудитории пользователей Интернета к мутному валу псевдоисторических "произведений" и всевозможных версий исторических процессов и событий.

В этой связи упомяну два направления деятельности сотрудников кафедры в области создания информационных ресурсов.

1) Развитие электронной библиотеки исторического факультета МГУ, являющейся достаточно солидным и авторитетным историко-ориентированным ресурсом, одним из наиболее востребованных в Рунете. Его посещаемость в последние месяцы составляет 6–7 тыс. уникальных визитов в день; причем наибольшей популярностью пользуются страницы из электронной библиотеки (так, законы Хаммурапи скачиваются ежемесячно 3–6 тысяч раз, Соборное Уложение – 3–5 тысяч раз, наш уникальный список сайтов музеев мира – 10–20 тысяч раз). О популярности веб-ресурсов истфака говорит и индекс цитируемости сайта истфака по Яндексу, который составляет 2600 (сейчас это 11-е место из 500 в разделе "Университеты", причем перед нами в этом рейтинге стоят лишь университеты-гиганты, а все факультеты МГУ стоят в этом рейтинге ниже нас). Основную роль в развитии факультетского сайта играет Т.Я.Валетов.

2) Разработка тематических веб-ресурсов. Выше была дана краткая информация о нашем проекте "Динамика экономического и социального развития России в XIX – начале ХХ вв." Это, конечно, не единственный проект такого рода на кафедре. С начала 2003 г. электронная библиотека истфака включает тематический раздел, посвященный рабочей истории 1880–1930-х гг. Этот комплексный, постоянно пополняемый электронный ресурс отражает результаты исследований кафедры в данной области и называется "Эволюция трудовых отношений в российской промышленности: от дореволюционной индустриализации к социалистической" (рук. проекта – Л.И.Бородкин). О его востребованности говорит уже тот факт, что за последние пять лет счетчик ресурса зафиксировал более 100 тыс. визитов. Ведется также разработка двух других тематических ресурсов – "Коммерческие банки и развитие фондового рынка в Москве накануне Первой мировой войны" (рук. проекта – С.А.Саломатина) и "ГУЛАГ: экономика принудительного труда" (рук. проекта – Л.И.Бородкин).

Если говорить о проблемах, то главная из них – недостаток времени. Впрочем, в этой констатации нет ничего оригинального. Создание и (особенно) поддержка, сопровождение таких ресурсов – очень трудоемкое дело. Планируем в этой связи шире привлекать наших студентов – как в ходе практик, так и в ходе работы по проектам.

– Одна из важных задач кафедры – развитие сетей коммуникации профессиональных и научных сообществ. Не могли бы Вы более подробно охарактеризовать это направление деятельности?

Л.И.Бородкин: Кафедра исторической информатики ведет работу по развитию сетей коммуникаций профессиональных научных сообществ, поддерживая функционирование двух тематических листов рассылки: "Историческая информатика" и "Экономическая история". Среди нескольких сотен подписчиков есть и немало зарубежных ученых. Подписчики этих сетей получают оперативную информацию о предстоящих конференциях и семинарах, публикации новых книг, возможностях участия в проектах и т.д. "Ядро" подписчиков в сети "Историческая информатика" составляют члены Ассоциации "История и компьютер", а сеть "Экономическая история" сформировалась вокруг большой группы участников исследовательских программ Центра экономической истории истфака МГУ, который организационно тесно связан с нашей кафедрой.

– За последние 20 лет взаимоотношения между историком и компьютером изменилось кардинально. В науку пришло целое поколение исследователей, которые с современной техникой на "ты". Какие новые окна возможностей открывает этот технологический прорыв. Есть ли здесь подводные камни, риски?

Л.И.Бородкин: Да, ситуация в нашей области изменилась сильно. "Миссионерская" функция исторической информатики завершена, профессиональное сообщество историков в целом приобщилось к информационным технологиям. И речь идет не только об овладении текстовым редактором, но и о навыках построения диаграмм, создания баз данных, работы с веб-ресурсами. Однако и на этом этапе информатизации еще много возможностей – как в исследовательском плане, так и в педагогическом. Не так часто наши коллеги используют компьютерные презентации на своих лекциях и семинарах (здесь, пожалуй, впереди школьные учителя); немало возможностей для повышения эффективности занятий создают технологии дистанционного обучения; интерактивность образовательного процесса повышается за счет диалога преподавателя со студентами в сетевом режиме. Все эти новые формы педагогической работы развиваются и у нас на факультете. Так, новым направлением стало применение информационно-коммуникационных технологий в программах дистанционного обучения. Несколько таких программ разрабатываются на кафедре с 2006 г. Координатором этих работ на факультете является А.Ю.Володин. Кафедра старается "прокладывать путь" в практике внедрения этих инноваций на факультете.

Важно отметить также, что современные компьютерные технологии интенсивно развиваются, предлагая новые возможности для исследователей. Так, в последние годы мы на кафедре развиваем такие высокотехнологичные методы изучения пространственных аспектов исторического процесса, как ГИС и 3D-моделирование. Думается, что через несколько лет эти технологии прочно войдут в методический арсенал историков. Но для этого нужно провести их апробацию в исторических исследованиях, выявить их возможности для решения определенных задач, обладающих спецификой исторических источников. В этом мы также видим свою задачу.

– Каким Вам видится будущее кафедры исторической информатики в перспективе 5–7 лет?

Л.И.Бородкин: Я думаю, будущее кафедры определяется характером процессов вхождения страны в реалии информационного общества. Спрос на специалистов-гуманитариев, имеющих навыки профессиональной работы в новой информационной среде, будет возрастать. Наша кафедра готова развивать эту компоненту в образовании историка с учетом тех инноваций, которые характеризуют эту новую информационную среду. С другой стороны, создание масштабных веб-ресурсов, появление более "продвинутых" компьютеризованных методов анализа данных позволит проводить исследования в области экономической истории России на новом уровне. Надеюсь, на этом пути мы получим новые интересные результаты.

И, наконец, можно ожидать возрастания роли кафедры в важном деле координации подобной деятельности исторических факультетов российских университетов, которые, сталкиваясь с вызовами информационного общества, ищут на них ответы. Эти ответы мы находим уже сегодня.

Закончить хотелось известным изречением: "Дорогу осилит идущий".

5 октября 2011 г.