|
________________________________________________________
Описание работы:
I) Актуальность.
В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.
Но, к сожалению, в условиях современности, сохранение большинства объектов культурного наследия становится невозможным – их реконструкция требует вложения большого количества средств. Именно поэтому на первые позиции по сохранению и восстановлению памятников истории и культуры выходят компьютерные технологии, использующиеся для всевозможных виртуальных реконструкций. Плюсами данного исторического метода, прежде всего, является то, что он позволяет восстановить внешний облик объекта в определённый момент времени и проследить его развитие в дальнейшем. Виртуальная реконструкция не требует такого большого количества средств как физическая. Она невозможна без изучения разнообразных исторических источников: документальных описательных, планов, фотографий и др. информации. Наконец, она может широко применяться в образовательном процессе: публикация в Интернете сегодня обязательна практически для каждой такой работы.
Целью данной работы является создание виртуальной 3D реконструкции одного из примечательных памятников русской усадебной архитектуры второй половины XVIII века – усадьбы графов Чернышевых, которая подверглась практически полному разрушению в XX в. Построенная в стиле раннего классицизма с элементами рококо, она получила прозвище «Русский Версаль».
II) История объекта.
В 1717 году Г. П. Чернышёв (1672 - 1745) покупает у П. П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1752 году Ярополецкое владение переходит к одному из его сыновей Захару Григорьевичу Чернышёву (1722-1784). Граф, известный военачальник времен Семилетней войны, приближенный Екатерины II, а в последствии и московский генерал-губернатор, он строит в 1760-1770-х на территории своих владений дворцово-парковый ансамбль. Роскошный дворец, ставший "Русским Версалем", выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, а подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. В 1788 году, после пожара усадьбы, к ней был надстроен второй этаж, к флигелям пристроены башни с винтовыми лестницами, а 50 лет спустя одноэтажные дугообразные переходы связали дворец со служебными корпусами.
В 1780-м году напротив дворца начинается строительство Казанского храма, который одновременно должен был стать фамильной усыпальницей семьи Чернышёвых. Композиция этого храма уникальна для русского церковного зодчества: никто и никогда еще не строил усыпальницы, равные по размерам самой церкви. Несомненно, внешний облик храма поражает. Выполненный в стиле классицизма с ионическим оформлением фасадов, он смотрится статно и монументально, с величественной грациозностью восседая на отведенной ему земле как на роскошном троне. Несмотря на то, что внутреннее убранство находится в состоянии разрухи, оно до сих пор производит сильное впечатление. Это неудивительно, потому что работами по внутреннему декору храма занималась команда лучших архитекторов, декораторов и художников того времени во главе с В.И. Баженовым — человеком, не посторонним для семьи Чернышёвых. До сих пор идут споры об авторстве этого непревзойденного архитектурного сооружения. Существуют различные версии, согласно одним это был В. И. Баженов, согласно другим — М. Ф. Казаков, также есть мнение, что автором проекта мог стать неизвестный архитектор казаковско-баженовского круга. Некоторые источники утверждают, что дворец построил архитектор П.Р.Никитин по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота. Доподлинно известно только то, что идея уникального храма принадлежит самому З. Г. Чернышёву. Когда же он, не дождавшись завершения строительства храма, умер, заботы по достройке достались его вдове Анне Родионовне. В то же время недостроенный храм обрушился (возможно, из-за упавшей колокольни), и по просьбе хозяйки друг семьи Чернышёвых князь А.М.Голицын помог ей привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата внутренняя отделка.
Дальнейшая судьба
Исторически Ярополец связан не только с расцветом, но и с крушением знатной дворянской фамилии, которое произошло вследствие причастности внучатого племянника графа, его полного тезки З. Г. Чернышева к декабристскому движению (1798 - 1826). Будучи последним и единственным по мужской линии представителем рода, Захар Чернышев все же не стал ни распорядителем, ни владельцем имения. Одна из его сестер, Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышёвых. С этого момента Ярополецкое имение числится за Чернышевыми-Кругликовыми. После смерти супруги в июле 1847 года И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения за малолетним сыном Ипполитом. Вскоре умирает и он сам, и Ипполит по достижении совершеннолетия становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества вплоть до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьба переходит во владение Чернышёвых-Безобразовых.
В советский период усадьбе не повезло, там не был организован музей. С 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы, а затем санатория им. Павлика Морозова. Скорее всего именно этот фактор обусловил то, что усадьба постоянно разграблялась и разрушалась, постепенно приходя в запустение. К окончательному упадку ее привела война. Оккупация Яропольца немецко-фашистскими войсками в 1941 году нанесла всему архитектурному комплексу непоправимый ущерб. Более того, во время боевых действий в западную часть храма попал снаряд, но здание устояло.
После войны храм снова передали приходу и он оставался действующим до 1966 года, когда умер его последний настоятель. В 1959-м году усадьба была передана в ведение Московского авиационного института. В 1981-89-го годах был сделан косметический ремонт, была произведена починка крыши и замена нескольких несущих колонн. В начале 2000-х годов было несколько попыток привлечь частных инвесторов, но это осуществить не удалось. Сейчас этот уникальный памятник находится в запустении. Чтобы не допустить полного исчезновения этого памятника с лица земли и из сознания людей, мы и создаем его виртуальную модель, по которой можно будет восстановить его облик, увидеть то, что уже, может быть, будет недоступно пытливому глазу случайного путника или пристальному взору историка-исследователя.
III) Источниковая база реконструкции
Основными источниками для виртуальной реконструкции выступали материалы разного типа: чертеж храма Казанской божьей матери, дореволюционные и современные фотографии территории усадьбы и храма, спутниковый план (Yandex map), описательная информация и т.д. Так, для восстановления облика Казанской церкви использовались: чертеж фасада и план церкви из «смешанного» альбома М.Ф. Казакова (конец 1770-х гг, МАРХИ имени А.В. Щусева), обмерный чертеж и план церкви, сделанный арх. Л.Г. Поляковой в 1997 г. (предоставлен Ярополецким народным краеведческим музеем) и т.д. Основой для географически правильного размещения всех объектов виртуальной реконструкции послужил план усадьбы наложенный на современный спутниковый снимок данной местности, выложенный в GoogleMaps. Сама местность была воcсоздана при помощи фотографий и описаний данной усадьбы.
Литература:
- Чекмарев А. В. Ярополец. История двух усадеб. М., 2007.
Интернет-материалы по объекту:
- http://nataturka.ru/usadiba/jarop_chern.html
- http://culttourism.ru/moscow_region/yaropolets/
- http://hist-usadba.narod.ru/links0-293.html
- http://volokolamsk.narod.ru/yaropolets/cher.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Ярополец
IV) Программный софт реконструкции
Трёхмерные редакторы: 3D World Studio 5.52, Autodesk 3D Max 8.0.
Трёхмерный конвертер файлов: Deep Exploration 6.0.
Трёхмерный движок: Unity 3 Pro
Графический редактор: Adobe Photoshop CS3
Редактор Html страниц: Macromedia DreamWeaver 8.0.
V) Итоги. Полученный результат
В работе представлен участок усадебного комплекса, включающий в себя сочетание двух крупных парков (французского и английского), дом графа Чернышева, церковь Казанской божьей матери, колокольню, ограду храма и ряд других мелких объектов. Этот выбор был обусловлен в первую очередь состоянием и доступностью источников. Сбор материалов, построение модели ландшафта парков, создание макетов главных объектов и, наконец, интеграция в трехмерную интерактивную среду геоинформационной системы для полноценного оформления «виртуальной обучающей системы» - таковы основные этапы работы над проектом.
После того как были собраны, изучены и упорядочены все имеющиеся источники, мы приступили к созданию 3D – объектов. Основными инструментами для этого выступали программы 3D World Studio, Deep Exploration, также использовались некоторые возможности более профессиональной программы Autodesk 3ds max. На этом этапе работы также использовалась другая немаловажная программа, как Photoshop CS3 для конвертирования изображений в текстуры, создания 2D – объектов и карт высот. Далее была произведена интеграция всех объектов в трехмерную интерактивную среду при помощи игрового движка Unity 3D, где производился окончательный сбор трёхмерной сцены.
На данный этап времени виртуальная реконструкция усадьбы графа Чернышова воссоздана частично: храм казанской Божьей матери, колокольня, парковая стела, строение усадьбы и т.д. В дальнейшем планируется изучение и использование программ, значительно упрощающих создание сложных высокодетализированных 3D объектов, таких как PhotoSculpt Textures и Autodesk 123D Catch, благодаря которым будет проводиться оцифровка лепнины и отдельных фрагментов декора усадьбы и храма, не оцифрованных в настоящий момент. Использование возможностей программ фотограмметрии позволит автоматизировать процесс построения отдельных фрагментов виртуальной реконструкции.
С работой можно ознакомиться на сайте исторического факультета МГУ.
Для просмотра виртуальной реконструкции необходимо инсталлировать unity web player. Время загрузки может быть значительным в зависимости от скорости интернета и мощности Вашего компьютера. 3D контент реконструкции весит около 70 Mb (около 2 - 5 минут).
Во время запуска программы Вы услышите звук, нажмите дважды кнопку Esc, после чего вы сможете пройтись по виртуальному монастырю Всех Скорбящих Радости 1909 г.
W - | пермещение вперёд |
Мышь - | поворот камеры |
S - | перемещение назад |
Space - | прыжок |
A - | перемещение влево |
Shift - | бег |
D - | перемещение вправо |
Esc, M- | окно настройки 3D контента |
* Войдя в программную оболочку виртуальной реконструкции на 3D контекте нажмите правую кнопку мыши и выберите full screen (полноэкранный режим).
* Для того чтобы выставить настройку графики в полноэкранном режиме пользуйтесь только кнопкой "M" в английской раскладке клавиатуры.
* Для того чтобы выйти из полноэкранного режима используйте кнопку Esc.
Отчётный проект:
Виртуальная реконструкция усадьбы графа Чернышова середины XIX в.