В.М.Арсентьев
(Мордовский государственный университет)

Экономическая история в контексте процессов обновления
социально-гуманитарного знания:

методика внедрения историко-экономической компоненты
в систему подготовки студентов и аспирантов

   Возросшие в современное время требования к подготовке студентов и аспирантов, а так же изменение общей концепции разработки учебных программ на разных уровнях системы образования требуют быстрого реагирования со стороны научно-педагогической общественности и соответствующих подразделений. Одной из основополагающих и фундаментальных задач в этом плане является усиление научно-практической и профессиональной направленности и значимости получаемых знаний. В то же время, сложные и противоречивые процессы специализации, внутренней дифференциации с одной стороны, а с другой — интегрирование различных научных дисциплин и субдисциплин, происходящие в современном обществоведении, ставят перед профессиональным сообществом проблемы теоретико-методологического характера.

   Решение этих сложных задач требует разработки новой концепции междисциплинарного взаимодействия в рамках учебно-образовательных и научно-исследовательских структур. До сегодняшнего дня в системе подготовки специалистов-историков преобладает устоявшийся принцип кафедральной специализации с упором на формационно-хронологическое понимание истории, что уже перестало отражать реалии современной эпохи. Учитывая стремление научно-педагогических школ кафедр к обновлению методологического и теоретического содержания учебных дисциплин, следует все же высказать мнение о необходимости более радикальных действий для эффективной реализации планов развития социально-гуманитарного знания. Половинчатость принимаемых мер состоит в том, что все они сводятся к стремлению положить новые кирпичи на уже разрушающийся фундамент. Говоря это, автор не подвергает сомнению тот огромный вклад научно-педагогических школ кафедр исторического профиля, выдержавших испытание временем и накопивших богатый опыт, в развитие традиций исторического образования и научно-исследовательской работы. Тем более, автор не призывает к тотальному переструктурированию: этот процесс должен идти естественным путем, главным образом за счет внутреннего потенциала кафедр по мере определения новых направлений и ориентиров развития.

   Трансформация исторического знания и смена научных парадигм требует более гибкого и разностороннего подхода в определении предметной направленности кафедр, а так же в разработке тематики учебных дисциплин и спецкурсов. Необходимо в рамках единого системного процесса разработать общую концепцию взаимодействия различных составляющих интеллектуальной сферы.

   Одним из перспективных, на наш взгляд, направлений является внедрение проблемно-функционального принципа с применением комбинированных методологических средств и приемов построения, изложения и подачи учебного материала на основе так называемого «предметного синтеза», в рамках которого осуществляются экскурсы в предметные области других составляющих исторического знания, а возможно даже других научных дисциплин. Это в большей степени позволит провести связующую нить между различными составляющими гуманитарного знания и определить общую направленность его развития. Сейчас необходимо выработать концепцию структурирования педагогической и научно-исследовательской деятельности в подготовке профессиональных историков. Определяя приоритеты развития и намечая пути преодоления ситуации, необходимо поставить проблему научной традиции и ее трансформации: с одной стороны, сложившиеся научно-исследовательские и педагогические школы, важнейшие тенденции, основные достижения и трудности, а с другой — последовательные изменения в проблематике, теоретическом и концептуальном аппарате, методологическом оснащении, эпистемиологической базе. От гармоничного сочетания этих двух составляющих и зависит успешное решение поставленной задачи.

   Это очень сложная проблема, тем более в условиях историографического кризиса последнего десятилетия XX в. «Мировая историческая наука, действительно, переживает весьма противоречивый и болезненный период, связанный как с накопившимися проблемами ее внутреннего развития, так и с общими процессами в интеллектуальной сфере, и еще шире, с ломкой культурной парадигмы, которая вызвала пересмотр эпистемиологических основ гуманитарного знания»1.

   Одной из попыток решения поставленных выше проблем и практически первым конкретным шагом в этом направлении является создание в 1995 г. в структуре Историко-социологического института (ИСИ) МГУ им. Н.П.Огарева кафедры экономической истории и информационных технологий. По своему профилю кафедра явилась принципиально новым подразделением не только для ИСИ, но и для исторических факультетов всей России. Обосновывая целесообразность столь широкого интегрирования нескольких сфер интеллектуального знания, основное внимание уделим историко-экономическому синтезу, достаточно ярко отразившему процессы, происходящие в современной научной и образовательной сферах2.

   Необходимость открытия такого рода кафедры продиктовано расширением круга профилирующих специальностей (прежде всего, открытием отделения «Регионоведение»), а также требованием усиления проблемно-творческого и исследовательского начала для обучающихся по классической для исторических подразделений специальности.

   Для конкретной реализации этого плана были разработаны программы лекционных курсов, тематика семинарских занятий, контрольных работ и другие учебно-методические материалы по экономической истории (истории экономики). Главной целевой установкой при их разработке было то, что это принципиально новые курсы в системе высшего образования. Хотя они достаточно давно вошли в учебно-образовательные программы вузов, их действие ограничивалось лишь экономическими специальностями, а их конкретное содержание детерминировалось как идеологическими факторами, присущими в свое время отечественной науке, так и недостаточным «самоопределением» экономической истории как самостоятельной учебной и научной дисциплины. Кроме того, научно-образовательные подразделения экономического профиля, некоторым образом подстраивая под себя теоретико-методологическое содержание дисциплин, непроизвольно сужали их предметную область, сами в свою очередь не способствуя усилению чисто экономической компоненты в русле традиций американской историко-экономической школы («новая экономическая история»).

   Структура и профиль образованной в рамках ИСИ кафедры экономической истории и информационных технологий позволяет развивать клиометрическую (квантитативную) традицию, а так же реализовывать новые перспективные направления в экономической истории.

   Приоритетными областями деятельности кафедры являются:

   За рамки историко-экономической проблематики несколько выходит еще одно, недавно обозначенное, но очень перспективное направление научно-исследовательской деятельности — историческая демография, хотя некоторые проблемы опять же оказываются очень тесно увязаны с общей концепцией кафедры.

   За время научно-исследовательской деятельности в этом направлении был достигнут ряд весьма существенных результатов, выразившихся в защищенных кандидатских диссертациях, опубликованных монографиях, статьях, материалах конференций и научных чтений, изданных учебно-методических пособиях и т.д.3

   Преподавание курса по экономической истории, а также реализация научно-исследовательских задач историко-экономической направленности позволяет внести принципиально новые моменты и повысить уровень теоретической, научно-практической и профессиональной подготовки студентов и аспирантов. Применительно к тематике данной учебной и научной дисциплины мы имеем дело с областью, охватывающей и объединяющей многие стороны человеческой жизнедеятельности: от производственно-технических, денежно-финансовых, институциональных и др. аспектов материальной жизни до религии, общественных отношений, социальной и индивидуальной психологии, менталитета и других составляющих социокультурной и духовной жизни человека. Столь обширное поле теоретической деятельности позволяет, и вместе с тем настоятельно требует разработки и использования комбинированных методологических подходов, реализация которых позволила бы успешно решать учебные задачи и разнообразить исследовательский инструментарий.

   В осмыслении проблем экономической истории необходим переход от жесткого линейного детерминизма материалистической направленности к неустойчивым, нелинейным, разнонаправленным связям взаимообусловленности и взаимозависимости, которые характеризуют любое явление или событие экономической жизни. Это, в свою очередь, порождает настоятельную необходимость смешения граней между различными дисциплинами и применяемыми ими методами. Экономическая история должна быть открыта для всех направлений мысли и гипотез, выдвигаемых другими, имеющими смежную (пограничную) с нею область, дисциплинами.

   В этом и состоит главная, интегрирующая роль экономической истории для всей структуры исторического образования, что не только доказывает (обосновывает) целесообразность ее внедрения в учебные курсы, планы подготовки аспирантов и исследовательскую деятельность, но и показывает ее позитивную роль в развитии социально-гуманитарного знания в целом.


1 Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С.4.

2 О процессах компьютерной информатизации социально-гуманитарного знания см.: Информационные технологии для гуманитариев. Учебное пособие. Москва–Саранск, 1998; Экономическая история и информационные технологии. Программа учебных дисциплин. Саранск, 1999; Арсентьев Н.М., Першин С.В., Щербаков В.В. Новая кафедра в историко-социологическом институте Мордовского госуниверситета им. Н.П.Огарева // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1997. №20. Февраль. М., 1997. С.140-152.

3 Арсентьев Н.М. Замосковный горный округ конца XVIII — первой половины XIX века. Автореф. дисс... докт. ист. наук. Саранск, 1996; Арсентьев В.М. Промышленное развитие Мордовии в первой половине XIX века. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1997; Пучкина В.П. Рынок железа России в первой половине XIX века. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1999; Егунова А.И. Семья рабочих и горнозаводских крестьян Замосковного горного округа в первой половине XIX века. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1999; Дубодел А.М. Трудовая мотивация и образ российского предпринимателя: история и современность. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1999; Шнякин В.Д. Материально-техническая база и трудовые ресурсы сельского хозяйства Мордовии в 1945-1960 гг. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1998; Моисеев Е.В. Социально-экономическое развитие Мордовии во второй половине 60-х — середине 80-х годов. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1999.

Арсентьев Н.М. Замосковный горный округ конца XVIII — первой половины XIX вв. Саранск, 1998; Еферина Т.В., Марискин О.И., Надькин Т.Д. Налоговая политика и крестьянское хозяйство в 1920-е — 1930-е годы. Саранск, 1997.

Информационные технологии для гуманитариев. Учебное пособие. Москва–Саранск, 1998; Экономическая история и информационные технологии. Программа учебных дисциплин. Саранск, 1999.

Арсентьев В.М. Протоиндустриализация в Мордовии в первой половине XIX в.: характер и содержание процесса // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы: Материалы I Сафаргалиевских науч. чтений. Саранск, 1997. С.82–103; Рутковская М.И. Социально-экономический портрет рабочих Замосковного Горного округа первой половины XIX в.: база данных «Подворная опись» // Там же. С.123–126; Егунова А.И. Ревизские сказки: новые возможности исторического исследования // Там же. С.122–103; Федюнина Н.В. Горнозаводское законодательство в первой половине XIX века // Там же. С.126–128; Першин С.В., Стешин А.В., Щербаков В.В. Система сбора и обработки материалов ревизских сказок // Там же. С.129–130.

Арсентьев В.М. Экономическая структура города Краснослободска в первой половине XIX века // Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства: Материалы Меркушкинск. науч. чтений. Сб.статей. Саранск, 1997. С.156-163; Асентьев Н.М., Арсентьев В.М. Изучение истории промышленности крепостной России первой половины XIX века: традиции и новации // Там же. С.163-172; Пучкина В.П. Генеральное межевание: новые возможности компьютерной обработки источника // Там же. С.118–119.

Арсентьев В.М. Винокуренная промышленность Мордовии в первой половине XIX века // Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II–III Сафаргалиевских науч. чтений. Саранск, 1998. С.334-347; Арсентьев Н.М., Арсентьев В.М. Металлургическая промышленность Мордовии XVIII — начала XX века: история расцвета и упадка // Там же. С.241-270; Марискин О.И. Организация труда в крестьянском хозяйстве в 1920-е гг. // Там же. С.374-377; Марискин О.И., Шнякин В.Д. Машинно-тракторные станции в послевоенный период // Там же. С.400-403; Шнякин В.Д. Материально-техническая база и трудовые ресурсы сельского хозяйства Мордовии в 1945-1960 гг.: постановка проблемы и историография // Там же. С.393–400; Щербаков В.В. Промысловая деятельность и ремесленные занятия населения Троицкого уезда во второй половине XVIII в. // Там же. С.316–320; Пучкина В.П. Население Мордовии конца XVIII — начала XIX в. как объект изучения исторической демографии // Там же. С.322–325; Егунова А.И. Историческая демография: к вопросу о методах исследования // Там же. С.426–428; Федюнина Н.В. Берг-коллегия в системе государственного регулирования экономики России XVIII — начала XIX в. // Там же. С.325–330.

Арсентьев В.М. Экономическое развитие и хозяйственная деятельность населения г.Саранска в первой половине XIX в // Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции. Материалы IV Сафаргалиевских чтений. Саранск, 1999. С.431-448; Арсентьев Н.М., Пучкина В.П. Рынок железа в России: статистико-математический анализ // Там же. С.448-458; Бахмустов О.С. К вопросу об экономическом развитии сельских общин Саранского уезда в начале XX в. // Там же. С.468-471; Дубодел А.М. Становление и развитие российского предпринимательства в условиях современного реформирования России // Там же. С.511-531; Моисеев Е.В. Особенности промышленного развития Мордовии (1945-1985 гг.) // Там же. С.494-501; Федюнина Н.В. Преобразования в горной промышленности в период деятельности Горного департамента // Там же. С.374–379; Федюнина Н.В. Преобразования в горной промышленности в период деятельности Горного департамента // Там же. С.374–379.