|
Старообрядческая школа в Молдавии, лето 1996 г.
Археографическая производственная практика,
Пермская
художественная галерея.
Июль 2001 г.
Приведенные ниже иллюстрации опубликованы в каталогах, подготовленных сотрудниками Археографической лаборатории, аспирантами, студентами Исторического факультета и сотрудниками местных учреждений-хранителей: Кириллические издания XVI-XVII вв. в государственных хранилищах Пермской области. Каталог. Коллектив авторов-составителей: И.В.Поздеева, Е.В.Воробьева, М.С.Губанова, А.В.Дадыкин, В.И.Ерофеева и др. Научный редактор И.В.Поздеева. Пермь, 2004; Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской земли (1493-1652). Коллектив авторов-составителей: И.В.Поздеева, Е.В.Воробьева, М.С.Губанова, Т.И.Гулина, А.В.Дадыкин, В.И.Ерофеева и др. Научный редактор И.В.Поздеева. В печати.
(Размер большого рисунка - 521 kb)
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник, Инв. 15172.
Лист 6 Триоди постной, изданной Ш. Фиолем в Кракове ок. 1493 г. (правая сторона)
и оборот последнего листа рукописи: Никон Черной горы. Тактикон, 16 в.
Швайпольт Фиоль - славянский
первопечатник, основатель первой в мире типографии кирилловского шрифта.
(Размер большого рисунка - 394 kb)
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник, Инв. 15604.
Московское "анонимное" Евангелие, изданное ок. 1558-1559 гг., начало Евангелия от Марка л. [88 об.-89].
Т.н. "анонимная" московская типография, по мнению большинства ученых, действовала в Москве в 1553-1565 г.,
изданные ею книги вышли в свет ранее знаменитого "первопечатного" Апостола Ивана Федорова (1564 г.). "Анонимной" типографию называют
потому, что ее книги не содержали выходных сведений.
(Размер большого рисунка - 489 kb)
Виленское Евангелие, напечатанное Петром Мстиславцем в 1575 г. Гравюра с изображением евангелиста Матфея.
Петр Тимофеев Мстиславец - соратник Ивана Федорова, работал вместе с ним в Москве (1564-1565) и Заблудове (1568-1569).
Затем Петр Мстиславец переехал в Вильно, где на средства купцов Мамоничей основал типографию (1574-1577).
Четвероевангелие - наиболее известное из изданий Мстиславца.
(Размер большого рисунка - 382 kb)
Пермский областной краеведческий музей, Инв. 16925/73.
Запись 1612 г. о вкладе книги Устав
(Москва, печатник Анисим Михайлов Радишевский, 1610 г.) в церковь Орла-городка Никитой Григорьевичем Строгановым. Л. II.
Никита (Аникита) Григорьевич Строганов - один из наиболее известных представителей
знаменитой фамилии торговых "имянитых" людей, главных "спонсоров" русского освоения Сибири.
Запись, сделанная "по велению Строганова", выполнена высокопрофессиональным полууставом, чрезвычайно
точно копирующим шрифт издания Анисима Михайлова Радишевского.
(Размер большого рисунка - 728 kb)
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Инв. Ц-2015.
Тисненный переплет Московского печатного двора на издании "Служба на положение Ризы Господней"
1625 г.
Переплет, скорее всего, одновременен изданию - доски в коже с золотым и серебряным тиснением
на верхней крышке и серебряным - на нижней. На верхней и нижней крышке суперэкслибрис
Московского печатного двора - кувшин с цветком и двумя парами птиц, но оригинального рисунка.
Московская типография, как правило, переплетала лишь незначительную часть тиража очередной книги
(подарочные экземпляры), но делала это великолепно. Подавляющая часть отпечатанных книг
продавалась в книжной лавке типографии без переплета ("в тетрадях", в качестве оберточной бумаги
использовалась выбракованная бумага). Покупатели заказывали переплет книг самостоятельно
исходя из своего вкуса и финансовых возможностей.
(Размер большого рисунка - 699 kb)
Государственный архив Ярославской области, Инв. 19(236).
Цельногравированный (на меди) титульный лист из переводного московского издания
книги И.-Я. Вальхаузена "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" 1647 г.
Книга представляет собой учебник для офицеров формирующихся в Московском государстве
"полков нового строя". Все иллюстрации и титульный лист гравированы на меди и оттиснуты
в Голландии по специальному заказу русской казны. Рисунок титульного
листа исполнен золотописцем Григорием Благушиным. Титульный лист данного издания является большой
редкостью.
(Размеры больших рисунков - 339 и 357 kb)
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник, Инв. 19891 (в конвалюте с Грамматикой еллинославенского языка, изданной во
Львове в 1591 г.).
Неизвестная ранее московская Азбука, изданная в сентябре 1686 г. Разворот с началом
текста (л. 1 об.-2) и последний разворот (л. 15 об.-16) с датой издания.
Т.н. "Азбука учебная на листу", книга небольшого формата (размером менее современной школьной
тетрадки), состоящая из 8 листов (16 страниц) текста. Подобные Азбуки в 17 веке издавались
Московской типографией многократно огромными по тем временам тиражами (до 14400 экземпляров
единовременно), стоили по 1 копейке и расходились моментально. Ученым было известно об этом
по данным Архива Приказа книгопечатного дела, заведывавшего типографией, но до сенсационной
находки в Ярославском музее-заповеднике наука не располагала ни одной из многих десятков тысяч
книжечек разных изданий, использующихся для самого первоначального обучения детей (и взрослых)
грамоте. Конвалют, в составе которого находилась московская Азбука 1686 г., принадлежал видному
церковному деятелю и заядлому библиофилу, архиепископу Ярославскому и Ростовскому Арсению (Верещагину),
занимавшему архиепископскую кафедру с 1786 до своей смерти в 1799.
(Размер большого рисунка - 499 kb)
Пермская государственная художественная галерея, инв. ДМ 13.
Оклад на верхней крышке переплета 18 в. московского Евангелия 1657 г.
Переплет кон. 18 в. (?) - доски в бархате. На верхней крышке серебряная пластина с
гравированными в несколько рядов изображениями и рельефным средником. На среднике изображение
распятия с предстоящими. На пластине выгравированы изображения церковных праздников (с подписями): Воскресения
Христова (1-й ряд), Троицы, Иоанна Предтечи, Благовещения, Омовения ног (2-й ряд), Преображения,
Богоявления (3-й ряд), Входа в Иерусалим, Вознесения (4-й ряд), жен мироносиц у гроба (5-й ряд).
Углы пластины были обрезаны и на это место установлены наугольники (каждый
105 х 75 х 10 мм.) с литыми изображениями высокого рельефа (евангелисты).
На каждом из них - клеймо мастера, по краям пластины - двойная рельефная рамка. Края пластины
дополнительно обложены рамкой из трех отдельных пластин с гравированным и чеканным орнаментом
вверху и внизу, и только чеканным - по правому и левому обрезу; у корешка - с утратами.
(Размер большого рисунка - 284 kb)
Пермская государственная художественная галерея, инв. ДМ 17.
Средник и наугольники на нижней крышке переплета московского Евангелия 1677 г.
Переплет рубежа 19-20 вв. - доски в лиловом бархате с серебряными позолоченными
наугольниками и двумя средниками московской работы 18 в. На нижней крышке: средник
с гравированным изображением креста в сложном орнаменте, наугольники такой же работы
с растительным орнаментом.
(Размер большого рисунка - 639 kb)
Пермская государственная художественная галерея, инв. НМ 14.
Цельногравированный оклад на верхней крышке переплета московского Евангелия 1640 г.
Переплет 19 в. - доски в бархате. На верхней крышке цельнометаллический серебряный оклад
с позолотой. Лист металла с мелким растительным орнаментом (гравировка): средник и четыре
наугольника (чеканные) на деревянных подложках. Средник - распятие с предстоящими;
наугольники - евангелисты; гравировка и чеканка высокопрофессиональной работы.