Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Отчет о проведении ежегодной археографической студенческой практики Межкафедральной археографической лаборатории исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в Пермском крае, в местах компактного проживания старообрядцев

Руководители практики – сотрудники Межкафедральной археографической лаборатории И.И.Соломин, к.и.н. Е.В.Градобойнова

6–19 августа 2012 г.

С 6 по 19 августа 2012 г. прошла археографическая практика студентов исторического факультета МГУ в Верхокамье, небольшом районе компактного проживания староверов на границах Удмуртской республики и Пермского края, в районе, где берет начало одна из крупнейших рек Европейской России – Кама, достаточно удаленном от всех региональных центров и транзитных путей, чтобы в нем могла сохраниться самобытная культура старообрядцев-беспоповцев, наследующая допетровской культуре.

Практику прошли четыре студента II и V курсов под руководством двух преподавателей И.И.Соломина и Е.В.Градобойновой. Археографы Московского университета уже более сорока лет проводят полевые исследования в этом регионе, стремясь описать все аспекты традиционной духовной и материальной культуры, в том числе место старопечатной кириллической книги в ее сохранении, передаче и развитии.

Сверхзадачей работ этого года было составление «карты старообрядческих соборов» на всей территории условного района, т.е. выявление и мониторинг действующих общин старообрядцев, в которых сохраняется конфессиональная жизнь, действует традиционная система ценностей и авторитетов. Эта задача актуальна в силу современных условий существования общин старообрядцев-беспоповцев, в которых происходит стремительное размывание традиционных основ жизни, уход из жизни стариков, в абсолютной своей массе – носителей дониконовской православной веры, и отход от нее их потомков – детей, внуков и правнуков.

В итоге исследования сосредоточились вокруг лишь двух из шести основных крупных населенных пунктов: сёл Кулига и Соколово. Это позволило более тщательно и глубоко провести сбор информации об общинной жизни вокруг выбранных сел. Отряд базировался в Кулиге с 6 по 14 и в Соколово с 15 по 19 августа.

Значительная часть времени была использована для посещения близлежащих сел и деревень, где некогда были или продолжают сохраняться действующие общины староверов деминского и максимовского согласий.

В окрестностях Кулиги отряд работал в селах Мысы, Степанёнки, деревнях Тимёны и Когушонки (последние три поселения располагаются в 15-20 км от Кулиги, а значит, еще более удалены от крупных административных центров). В окрестностях Степанёнок археографы МГУ не бывали уже около 15–20 лет, и тем интереснее было увидеть в этих местах более прочно сохраняющийся традиционный уклад жизни и достаточно сильный собор, в общем превосходящий по численности собор деревни Кулиги. Прочному сохранению здесь традиционного уклада жизни, авторитета староверия в каком-то смысле содействует и сильное в экономическом смысле агропромышленное предприятие СПК «Степанёнки». Именно в окрестностях Степанёнок было сделано основное количество материальных находок, самыми ценными из которых являются ткацкий стан XIX в. и сновальня.

В Мысах студенты и преподаватели МГУ присутствовали на молении по случаю сорочин и крещения. Количество крещаемых в течение года – один из важных показателей жизнеспособности староверия и роли общинной жизни. Значительное число окрещенных в этом году, среди которых присутствуют как дети (основная масса крестящихся), так и взрослые, внушает оптимизм. При этом взрослые принимают решение креститься осмысленно, понимают духовную важность таинства, стараются окрестить своих детей или внуков в старую веру.

В окрестностях Соколово отряды археографов обследовали деревни Нифонята, Жигали, Савенки и Никишата. Здесь удалось побывать на молении по случаю праздника Преображения 19 августа. Как показалось наблюдателям, современная ситуация в соколовском соборе более сложная, чем в кулигинском и, тем более, степанёнковском. Здесь меньше число соборных и слабее знание традиции, хотя активные настрой и интерес к истории старообрядческой культуры духовника собора проявляются ярче. На более интенсивное размывание староверия в этом селе, как кажется, влияет лучшая связь села с административным центром Верещагино благодаря хорошей асфальтовой дороге, которая отсутствует в Мысах, Кулиге и Степанёнках. В окрестностях Соколово была записана история о том, как представители максимовского собора впервые стали пользоваться автомобилем для приезда на моления. Это произошло совсем недавно, около 10–15 лет назад. До этого принципиальный отказ от пользования автотранспортом был одной из важных отличительных черт максимовского согласия от деминского. К настоящему моменту эти отличительные черты практически полностью утрачены. Археографами был получен свадебный сундук с личными вещами семьи почивших уже староверов, состоявших в соборе. Среди вещей: предметы традиционной одежды, хозяйственная утварь, старые фотографии.

В большинстве населенных пунктов преподаватели и студенты видели дониконовские кириллические книги, выступающие как источник религиозной традиции и веры, как сердцевина духовной жизни старообрядческих общин, один из основных факторов их жизнеспособности в дальнейшем. Всего удалось увидеть около 60 книг разных типов, среди которых преобладали богослужебные книги и книги смешанной функции, служащие и для богослужения и для индивидуального чтения и молитвы. В Кулиге и Мысах члены соборов продолжают исполнять практически весь круг богослужений по Минеям месячным, в то время как в других местах минейные службы уже заменяются канонами праздникам. Среди увиденных книг оказалась Триодь цветная (М., Печатный двор, 1630) с вкладной записью царя Михаила Федоровича Романова, подписанная подьячим Приказа Большого дворца Любимом Османовым. Книга в 1633 г. была вложена царем в московский храм Покрова на Рву при попе Андриане.

В течение практики удалось пообщаться со всеми активными соборными, составляющими костяк каждой общины, с рядом лиц, входящих в собор, но не принимающих участия в соборных молениях по состоянию здоровья, однако продолжающих строго соблюдать индивидуальное молитвенное правило дома. Это наиболее закрытая часть жизни членов собора, проникновение в которую важно для понимания перспектив существования старообрядчества в указанном регионе. В ряде случаев с одними и теми же соборными было проведено два и более полноценных интервью разными участниками экспедиции, что позволило более глубоко вскрыть современное восприятие членами соборов конфессиональной жизни и духовной традиции старообрядчества. Чтобы понять общую мотивацию к передаче и восприятию старообрядческой традиции участники экспедиции старались больше общаться с разными поколениями жителей названных сел и деревень, с людьми в возрасте от 20 до 50 лет, которые пока не состоят в соборе, но являются носителями духовной традиции, выражают свое заинтересованное мнение по ее поводу. Интересным оказалось то, что соборные действуют не в вакууме. В селах есть благоприятная среда для передачи веры, люди разных возрастов, для которых важно сохранение староверия, и они являются прямыми кандидатами на вступление в собор в будущем. Такой активной средой являются дети и внуки уже покойных грамотных по-церковнославянски членов собора – люди от 35 до 55 лет.

Состоялись беседы с теми достаточно пожилыми людьми, которые не состоят в соборах, но приглашают в свои дома на моления по праздникам или для поминовения умерших родственников. Они же активно подают «милостину» молящимся за них и их близких соборным. Для них среди мирян особенно актуальны те духовные функции, которые осуществляет собор, состоящие в покаянии, прощении, молитвах за души умерших и за здоровье живущих, в крещении мирян. В ходе практики удалось почувствовать и до какой-то степени понять механизм, обеспечивающий устойчивость существования старообрядческих общин, передачи основных духовных ценностей и культурных кодов из поколения в поколение на современном этапе истории. Главным образовательным итогом практики можно назвать то, что студенты-историки вживую увидели то общество и культуру, значительно отличающиеся от современной нам, которые и наследуют допетровские православные и иные духовные традиции, хотя бы отчасти прониклись этими богатыми духовными ценностями, поняли культурные механизмы их передачи и восприятия.


Фоторепортаж о проведении ежегодной археографической студенческой практики
Межкафедральной археографической лаборатории исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
в Пермском крае

6-19 августа 2012 г.

(фотографии Е.В.Градобойновой, И.И.Соломина, П.С.Япаровой)
Верхокамье. Деревенские виды
Деревня Егоры. Представительница собора за чтением Псалтыри М.Ф.Сабурова, представительница собора, ветеран Великой Отечественной войны
Село Мысы. Индивидуальное ежедневное моление Село Мысы. Молодое поколение староверов после крещения в пруду
Село Мысы. Пейзаж с традиционными постройками
Село Мысы. Представительницы собора идут на моление Село Мысы. Соборные бабушки в традиционной одежде
Село Мысы. Соборные старушки перед молением за усопшего Село Мысы. Сороковины по умершему староверу
Село Мысы. Традиционная трапеза соборных староверов после моления за усопшего Село Мысы. Традиционная трапеза членов собора после моления
Село Мысы. В деревенском доме: стол, псалтырь с восследованием первой половины XVII в. Слева от книги – милостина за молитвы
Село Мысы. Потчевание квасом пришедших в дом гостей Село Мысы. Моление перед крещением, в доме Гажимовых. Духовник собора
Село Мысы. Крещение в пруду. На мостке Василиса Афонасьевна Сабурова, Агафья Павловна Гажимова, Варвара Ивановна Сабурова, новокрещенный подросток
Село Мысы. Крещение на пруду.
Агафья Павловна Гажимова
Село Мысы. После крещения в пруду.
В доме Гажимовых
Село Мысы. После крещения в пруду
Деревня Нифанята. Старопечатная книга с закладками, которые девушки дарили духовной наставнице перед свадьбой
Деревня Никишата. Ф.А.Мезенцева на фоне вязаных крючком ковриков собственной работы Перед молением. Духовный отец готовит книги и свечи для божницы
Перед молением. Представительницы собора повязывают традиционные платики Село Соколово. Выпечка пирожков в русской печи
Село Соколово. Детская лестовка Село Соколово. Индивидуальная чашка для ритуальной трапезы
Село Соколово. Образцы домотканой пестряди Старопечатные книги и тетрадные выписки, предназначенные для ежедневного индивидуального моления
Деревня Степаненки. В.О.Шилова в традиционной одежде Деревня Степаненки. В.О.Шилова, одна из лучших соборных песенниц
Деревня Тимены. Плетеные пояски и домотканое полотно для погребальной одежды Участники экспедиции А.Меденникова, П.Япарова, А.Лапшина (фото А.Волкова)
Представительница собора разъясняет участникам экспедиции (П.Япаровой и А.Меденниковой) устав ежедневного богослужения (фото А.Лапшиной) Участница экспедиции А.Меденникова с коромыслом
Деревня Когушонки. Марфида Елисеевна чистит грибы в своем доме Деревня Когушонки. Матрена Ларионовна на пороге своего дома Деревня Когушонки. Ульяна Тимофеевна Шмырина в доме Матрены Ларионовны
Село Кулига березовая роща у истока Камы.
Участники экспедиции: Иван, Полина, Анна, Александра